Почему мы превращаемся в жестоких учителей для самих себя — и как это нас ломает

Представьте себе ребёнка, которому не дается математика. Он выполняет задания, там ошибки, получает по шапке от учителя, от родителей. Пробует еще, опять ошибки, опять «ну сколько можно? Ты же это проходил! Почему ты такой невнимательный. Не можешь запомнить простое правило!». Тут есть два исхода:

• он забьет на эту математику, потому что какой смысл ею заниматься, если все равно не получается.

• он станет учиться лучше. Из страха совершить ошибку или из желания доказать, что он чего-то стоит.

Полюбит ли он математику? Захочет ли заниматься ею постоянно? Маловероятно.

А теперь представьте, что этот ребёнок — вы, чем бы вы ни занимались: пишете тексты, продаете мебель, консультируете по маркетингу, делаете сайты. И каждый раз, когда что-то не получается, вы становитесь тем самым учителем, который говорит: «ну ты и придурок». И вы продолжаете делать и ругать себя и думаете: если я буду делать больше и лучше, меня точно ждет успех. Обычно это заканчивается выгоранием и желанием сменить деятельность. А потом заход на новый круг самобичевания.

А что если взять этого ребёнка за руку и сказать: ты молодец, что продолжаешь делать. Вот здесь ошибка, давай попробуем ее исправить?

Пусть к успеху в деньгах, в отношениях, в творчестве невозможен без действий. Но он также невозможен без поддержки самого себя. Именно это то топливо, на котором можно ехать долго, а не краткосрочный всплеск мотивации из-за отзыва или финансового результата.

Иногда, чтобы продолжать, достаточно сместить фокус с того, что не получается, на то, что уже получается хорошо, замечать свой рост.

Великим математиком может стать и тот, кто загнал себя палками, чтобы получить медаль, и тот, кто учился замечать свой малейший прогресс. Но вопрос в том, кто из них будет счастливым математиком.

1
Начать дискуссию