Внутрикорпоративный пиар — инструмент в борьбе с выгоранием в поиске мотивации
Почти половина российских работников сталкивается с симптомами выгорания на работе, что напрямую бьет по продуктивности и репутации бренда. Как корпоративная культура провоцирует кризис и какие инструменты внутрикорпоративного пиара могут не просто устранить последствия, а создать среду, которая предотвращает выгорание и формирует устойчивую мотивацию?
Выгорание — реальный диагноз
Более пяти лет выгорание — не модное состояние, на которое принято жаловаться в соцсетях, а общепризнанный диагноз. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения официально включила синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней (МКБ-11). Хронический стресс на работе, с которым человеку не удается справиться, ведет к этому самому состоянию. Такие сотрудники, по оценкам психологов, регулярно или периодически испытывают чувство опустошенности и нехватки энергии, могут отстраненно относиться к работе и коллегам, а еще теряют мотивацию и ощущают собственную некомпетентность.
Актуальная статистика среди российского работающего населения: с симптомами выгорания сталкивается почти половина из них, посчитали аналитики в НАФИ и фонде «Росконгресс».
Корпоративные психологи, которые работают с выгоранием наемных сотрудников, подчеркивают парадокс. Почти всегда причины этого состояния системны и находятся в зоне ответственности организации. А последствия становятся личной реакцией человека на эти регулярные раздражители и ложатся уже на его плечи.
Как компания может спровоцировать выгорание у сотрудника?
Обесценивать его вклад в работу и развитие организации: когда труд незаметен, идеи игнорируются, а признание не приходит
Хронически загружать его работой: постоянный режим аврала и дедлайнов, когда границы между работой и личной жизнью стираются, нарушается work-life balance
Транслировать неопределенность: когда процессы непрозрачны, KPI неясны, а задачи постоянно меняются без объяснения причин, человек попросту не знает, что и как нужно делать
Предлагать монотонную рутину вместо перспектив: в этом случае не используется и не раскрывается потенциал сотрудника, вместо этого у него постоянно присутствует ощущение «потолка»
Излишне контролировать сотрудника и вообще не допускать автономии: постоянное отсутствие доверия к специалисту лишает его чувства ответственности и авторства.
Прямое следствие этих действий (всех сразу или поочередно) — не просто плохое настроение сотрудников, а ощутимое снижение производительности труда. А вот число допускаемых на разных этапах ошибок, токсичные настроения в коллективе, текучка персонала, напротив, будут расти и напрямую портить репутацию бренда и руководителя. В эпоху соцсетей и «новой искренности» в них выгоревший сотрудник — это тихий, но мощный антипиар.
Как создать экосистему доверия
Внутрикорпоративный пиар — современный и эффективный инструмент, который позволяет сформировать здоровую организационную культуру, в том числе работать с проблемой выгорания у сотрудников. Он может работать как система раннего оповещения о проблемах, как средство их профилактики и как одно из ключевых действий, которые работодатель может реализовать, когда вопрос уже стоит остро.
Чтобы понять, как запустить систему внутрикорпоративного пиара, можно взглянуть на типичные ошибки компаний по отношению к сотрудникам, перечисленные выше, и поменять минус на плюс. Но, как и во всем, здесь есть нюансы. Итак, три ключевых действия, чтобы внутрикорпоративный пиар стал мощным антикризом:
Транслировать смыслы и признание
Но важно не просто сообщить о победе компании, а показать вклад каждого отдела и конкретных людей в общий успех. История достижения — это мощный инструмент признания. Всегда приятно быть его частью.
Создать и предлагать безопасные каналы для обратной связи
Для сотрудников важна не только возможность анонимно высказаться. В качестве каналов для коммуникации отлично подойдут регулярные «открытые часы» с топ-менеджерами (онлайн и офлайн) или чат для «здорового нытья» — безопасное пространство, где можно выплеснуть эмоции и получить поддержку коллег. Модерация в этих инструментах должна быть крайне деликатной: без цензуры и обесценивания, с полным ощущением психологической безопасности.
Бороться с токсичной неопределенностью
В кризисные периоды честность — лучшая политика. Внутрикорпоративный пиар — это инструмент, с помощью которого можно рассказывать не только о победах и высоких продажах, но и озвучивать временные сложности, объяснять решения руководства, быть проводником корпоративной стратегии. Конечная цель — снизить уровень стресса и тревожности у сотрудников, не дать слухам распространиться и затмить факты.
От кнута и пряника к балансу и смыслу
Пожалуй, среди владельцев бизнеса главным вопросом все же будет не «Как бороться с выгоранием сотрудников?», а «Как мотивировать сотрудников на эффективную работу?». И здесь методы внутрикорпоративного пиара тоже пригодятся. Ведь мотивация — это не просто раз в квартал заказать для сотрудников офиса пиццу. Грамотно выстроенная система мотивации позволяет поддерживать внутренний огонь, а не подливать масла в уже выгорающего специалиста.
Эти современные подходы хорошо зарекомендовали себя на практике и могут стать основой для выстраивания внутрикорпоративной пиар-системы:
- Work-life integration со стороны работодателя: гибкий график работы, запрет на деловую коммуникацию после рабочих часов, уважение к личному времени сотрудника
Авторы статьи «Организационная психология» изучили проблемы выгорания специалистов в IT-сфере и поделились довольно универсальным наблюдением. Оказывается, женщины чаще испытывают трудности с регулированием рабочей нагрузки, недостаточно восстанавливаются, а значит, чаще сталкиваются с выгоранием на работе. Выстроить пресловутый баланс между работой и жизнью должен помочь руководитель, иначе компания станет рассадником выгорания.
- Культура моментального и конкретного признания
Вовремя поблагодарить сотрудника за подробный отчет, отметить лучшие идеи сразу же по итогам мозгового штурма, а не после реализации — эти жесты подчас значат больше, чем ежегодная премия. Еще один хороший вариант — стимулировать коллег подмечать и хвалить достижения друг друга на регулярной основе.
- Волнообразный менеджмент нагрузки
Метод ритмичных «спринтов» для рабочего планирования более эффективен, чем растянутая во времени равномерная рутинная нагрузка. Так периоды высокой концентрации чередуются с этапами последующего спада для восстановления. Это физиологично и предотвращает накопление хронической усталости.
- Инвестиции в профессиональный рост, а не в должности
Профилактика монотонности внутри компании — это внутренние образовательные программы, горизонтальные ротации, участие в кросс-функциональных проектах. А для представителей поколений Y и Z возможность учиться и развиваться в профессии — и вовсе один из ключевых нематериальных мотиваторов.
- Доверие и автономия в рамках оговоренных правил
Если предоставить сотруднику определенную свободу в действиях и принятии решений, это повысит его мотивацию и вовлеченность в разы.
Как работать с выгоранием на практике
Если руководство компании фиксирует тревожные сигналы, когда сотрудник стал раздражительным, срывает дедлайны, ушел в себя и не стремится выстраивать коммуникацию ни в горизонтальном, ни в вертикальном поле, что можно сделать на разных уровнях?
Совместно с HR-специалистом руководитель может «выявить симптомы»: провести личную беседу в уважительном тоне, чтобы узнать о трудностях и необходимой для их преодоления поддержке. План дальнейших действий может включать временное перераспределение задач (волнообразный менеджмент), доступ к корпоративному психологу, согласование дополнительного выходного и другие инструменты, способные изменить ситуацию.
Как к работе можно подключить инструменты внутрикорпоративного пиара:
Говорить с сотрудниками о важности ментального здоровья
Ввести правила «цифровой гигиены» и четкого разграничения рабочего и свободного времени
Инициировать обращение за помощью со стороны сотрудников, которые также столкнулись с проблемой выгорания
Отметить заслуги таких сотрудников (с их согласия) и рассмотреть возможность их участия в новом проекте.
Борьба с выгоранием и создание устойчивой мотивации — это системная работа на стыке дисциплин. Внутри организации, с использованием инструментов внутрикорпоративного пиара важно создать справедливую и поддерживающую среду. Руководитель должен выступить проводником внутри этой системы, чутким лидером, а не контролером. А сотруднику нужно начать осознанно заботиться о своем ресурсе, делиться обратной связью и стремиться разрешить проблему. На рынке труда, где лучшие умы выбирают не просто работу, а среду для развития и роста, компания, освоившая эту систему, получает решающее конкурентное преимущество.