Монстры аналитики: как случайная беседа в Клабхаусе превратилась в спецпроект по карьерной ориентации

24 февраля, на волне популярности эфиров в Клабхаусе, на встрече по теме «Скиллсет будущего» познакомились основательница Школы карьеры Изи Пизи Женя Логинова и руководительница направления «Аналитика» в Нетологии Лена Герасимова.

А уже 20 апреля запустился совместный спецпроект для будущих аналитиков и тех, кто хочет продолжать развиваться в этой сфере — карта 23 актуальных профессий в Data Science.

Редакция Нетологии узнала у Лены Герасимовой, как появилась идея создать карьерную карту, сколько времени и денег потребовалось на спецпроект и откуда в аналитике взялись монстры.

На рынке аналитики огромное количество новых профессий, в них легко запутаться — нужна была карта, которая помогла бы увидеть все возможные карьерные траектории

Мы познакомились с Женей на встрече «Скиллсет будущего» в Клабхаусе.

Это был мэтч с первого слова. В дискуссии сразу стало понятно, что Лена наблюдала не одну сотню выпускников Нетологии, и чётко представляет, какие навыки ведут к успеху в карьере, а какие нет. Тогда в Изи Пизи уже были две карты профессий в сферах маркетинга и дизайна, и когда мы собрались делать карту по аналитике, я предложила Лене работать над ней вместе.

Женя Логинова, Основательница Изи Пизи

У нас и Изи Пизи общая аудитория: люди 25–40 лет, которые хотят сменить вектор карьеры. Только их задачу мы решаем на разных этапах: Нетология помогает осваивать новые навыки, а Изи Пизи — находить подходящие курсы и вакансии.

На рынке диджитала ещё не сформировалась единая картина новых профессий, и есть потребность описать их стандарты. Многие люди теряются — они не знают, что выбрать и с чего начать. А кроме того, не имея чёткого плана, отвлекаются и уходят не туда.

Мы поставили перед собой задачу создать навигатор, который поможет проложить маршрут и понять, какие конкретные шаги нужно сделать.

С помощью карты Изи Пизи собирает курсы по необходимым навыкам, которые предлагают школы, и даёт осмысленные рекомендации. С точки зрения бизнеса — это продвижение: трафик и способ интегрироваться со школами. А для Нетологии это возможность охватить новых людей и показать свою экспертность в открытой для общения среде.

Мы провели несколько встреч, чтобы обсудить концепцию, и по их итогу составили бизнес-план. В продашн заложили работу проджекта, визуальное оформление, подготовку контента и вёрстку. Дальше предстояло пройти три этапа:

  1. изучить рынок и выбрать профессии;

  2. подготовить информацию;

  3. упаковать контент.

«Ну вы и монстры!»: 2 месяца работы, 300 проанализированных вакансий, 30 привлечённых экспертов

Реализацией спецпроекта занимались в Изи Пизи: Женя руководила командой из трёх копирайтеров, дизайнера, иллюстратора и проджекта. В Нетологии был свой проектный менеджер, который собирал информацию у продюсеров программ и организовывал работу с экспертами. Я подключалась для обсуждения идей и общего видения.

В работе использовали логику, как в предыдущих картах Изи Пизи: разделяли профессии по направлениям и по скорости освоения, а затем подробно описывали каждую. А в основу легли данные из внутренней схемы Нетологии, которую используют для структурирования курсов. В ней уже было описано сколько времени и какие инструменты нужно изучать в течение карьерного пути части специалистов.

1. Изучение рынка и выбор профессий

Этот этап получился самым длительным и занял 3 недели. Как руководитель Женя погрузилась в проект: детально продумала план работы и распределила задачи в Trello. Затем мы в Нетологии собрали всю накопленную информацию по направлению аналитики и передали в Изи Пизи. Исходник охватывал те профессии, которые можно освоить с нуля.

Проджект-менеджер развернул доску в Miro с девятью базовыми профессиями
Проджект-менеджер развернул доску в Miro с девятью базовыми профессиями

Теперь карту нужно было дополнить другими актуальными позициями в сфере, определить требования по навыкам и существующие этапы в карьере. Проектная команда проанализировала 300 вакансий аналитиков из российских и зарубежных ресурсов по поиску работы: hh.ru, «Буду», Indeed, Glassdoor и тематических Telegram-каналов. В результате схема расширилась.

На итоговую схему попали 23 профессии
На итоговую схему попали 23 профессии

Когда мы прослеживали путь роста аналитика, то видели, что здесь нет линейной зависимости. К примеру, чтобы стать директором по продукту, недостаточно нарабатывать опыт в сфере — нужны софт-скиллы и смежные навыки из управленческих профессий. Появились промежуточные звенья, такие как тимлид и менеджер проектов.

Какие тенденции в вакансиях мы обнаружили

Работодатели сами не всегда знают, кто им нужен. В вакансии может быть написано, что ищут Data Scientist или аналитика данных, а по требованиям понятно, что нужен бизнес-аналитик.

Продвинутые вакансии переполнены нереалистичными требованиями по навыкам — «Ищут Господа Бога без права на ошибку».

В иностранных компаниях встречаются более реалистичные требования. Здесь готовы брать аналитиков без полного стека и компетенций, которые можно наверстать в процессе.

2. Подготовка информации

Дальше стояла задача просто и понятно показать реальные карьерные треки: от джуна до сеньора и тимлида. На это у команды было 2 недели.

Сделали чёткую структуру, по которой нужно было описать каждую профессию
Сделали чёткую структуру, по которой нужно было описать каждую профессию

Понять и сформулировать различия между профессиями в карьерном треке помогали эксперты из Нетологии. В зависимости от своего бэкграунда они консультировали по разным вопросам: давали рекомендации по необходимым навыкам, проверяли взаимосвязи на карте, рассказывали, как строится иерархия и разделение задач в компаниях.

Ещё два года назад сфера аналитики была куда более дезориентирована. Сейчас она стала немного понятнее, но продолжает меняться. Идёт преобразование одной универсальной профессии в отдельные роли с вполне оформленным стеком. Если раньше был просто аналитик, то сейчас есть аналитик данных, продуктовый аналитик, бизнес-аналитик и системный аналитик.

Так человеку, который давно работает на позиции аналитика, может не хватать навыков, чтобы стать аналитиком данных. Если он не знает ни SQL, ни Python, но имеет опыт, классно работает с Excel и может правильно интерпретировать данные, придётся научиться более современным инструментам, которые стали стандартом профессии. Тогда он сможет начать карьерный путь в новой специализации, при этом даже может рассчитывать на позицию выше джуна.

Работа с экспертами оказалась более трудозатратной, чем мы рассчитывали. С каждым необходимо было созвониться, но помимо этого кто-то присылал дополнительные правки и комментарии, некоторым потребовалось дополнительное время на подготовку, а другие просили запросить данные у коллег. Все вместе эти дополнительные коммуникации удвоили работу. Если изначально мы рассчитывали, что с ней справится один человек, то в итоге это пришлось делать вдвоём.

3. Упаковка контента

Глядя на работу команды, Женя всё время повторяла: «Ну вы и монстры!». В итоге появилась идея сделать не просто схему, а создать персонажа для каждого аналитика.

Аргументов было несколько: монстры делали карту веселее и помогали наглядно показать различия между профессиями. Кроме того, это отражало суть проекта. С одной стороны, работа аналитиков выглядит такой сложной и непонятной, что они кажутся какими-то монстрами, непохожими на других сотрудников. С другой стороны, отражало то, что карта поможет стать крутым профессионалом, то есть монстром в аналитике.

С такой креативной идеей всей проектной команде стало интереснее работать. Когда иллюстратор начал рисовать монстров, помогали ему разбираться, чем различаются все 23 аналитика. Устраивали мозговой штурм, и звучало это примерно так:

Может быть тогда этот аналитик пожирает данные, а из головы у него торчат графики?

Тогда надо показать, как в голове происходит вычислительный процесс.

А может просто представим, что у него чёрный ящик вместо головы?

В образе каждого монстра мы старались учесть несколько факторов: какие задачи этот аналитик выполняет, частью какого процесса является и какие ассоциации вызывает его образ у окружающих. При этом у каждого карьерного трека должен был сохраниться единый образ, который эволюционирует в процессе. Например, сначала это змея, которая ползает между данными и пытается их структурировать, дальше эта змея работает в нескольких плоскостях и у неё вырастает несколько голов, а потом у неё в роли тимлида появляются детёныши.

Наглядная эволюция аналитика данных
Наглядная эволюция аналитика данных

Так получилась альтернативная версия карты с монстрами. Оставалось только собрать весь проект. Итоговый макет подготовили в Figma и сверстали в Тильде, на которой сделан весь сайт Изи Пизи. На весь этап упаковки ушло 2 недели.

Дополнительно в качестве лид-магнита сделали PDF-формат. Получилась целая книга на 26 страниц. Здесь мы думали и о потребностях пользователя: тех, кто зайдёт с мобилки и захочет посмотреть в более удобное время на широком экране, и тех, кому просто проще воспринимать информацию в отдельном файле или в печатной версии. К каждой профессии добавили QR-код для перехода на страницу сайта, где можно посмотреть медиа-материалы: видео, ссылки на курсы и блоги экспертов.

Весь процесс работы над проектом занял почти 2 месяца и обошёлся примерно в 150 тысяч рублей. В целом это соответствовало изначальному плану. Немного дополнительных расходов и времени добавила работа по созданию монстров, но она полностью себя оправдала, поскольку оживила проект.

Основной сложностью было то, что информации и мнений отраслевых экспертов очень много. Учитывать всё просто невозможно, да и не было нужно. Мы не старались провести всеобъемлющую систематизацию, а напротив — ставили задачу сделать универсальную и актуальную карту. Поэтому ограничились ресурсами, где можно получить именно такую информацию, и приняли на себя ответственность убрать навыки, которые уже выходят из обращения. Так из скиллов аналитика данных исключили работу с VBA и макросами. И хотя её ещё нередко можно встретить в требованиях вакансий, это скорее пережиток прошлого, который позволяет поддерживать исторические данные, но не даёт возможности развиваться ни компании, ни специалисту.

Как пользоваться картой

Формат карты быстро и наглядно показывает, как обстоят дела в сфере. С помощью неё человек может разобраться, какие вообще бывают аналитики и чем один отличается от другого. Те, кто ищет варианты развития в профессии, могут глубже изучить обязанности, навыки, курсы и советы профессионалов.

Механика использования карты зависит от бэкграунда пользователя. Если человек уже работает в профессии, то находит на карте свою должность и смотрит, куда возможен его карьерный рост. Дальше может перейти на страницу текущей профессии и проверить, всеми ли навыками он владеет. А потом выбрать следующий карьерный шаг и узнать, какие навыки осваивать и где это можно сделать.

Если опыта нет, выбирает в нижнем ряду точку входа в профессию и смотрит, какие задачи нужно будет выполнять и на каких курсах поучиться. Можно пойти и от обратного: если есть амбиции работать на высоких позициях, найти целевую профессию и проследить путь вниз, чтобы понять откуда в неё можно прийти.

Например, человек хочет работать дата-сайентистом, но навыков недостаточно. На карте он может посмотреть более низкие уровни в траектории желаемой профессии и найти те, в которых у него уже есть частичный скиллсет. Маркетолог может начать с маркетолога-аналитика, освоив недостающие навыки или изучая новое в процессе работы. Карта даёт возможность быстро найти точку входа и зайти в направление, которое кажется перспективным.

Карта аналитиков — это не конечный проект, а только MVP. Это фундамент экосистем, которую мы будем постепенно наполнять полезной информацией: тестовыми заданиями, мнениями практиков и отраслевыми специализациями. В ближайших планах запустить онлайн-встречи по профессиям, где можно будет задать вопросы и пообщаться с практикующими экспертами.

А в перспективе планируем сделать подбор профессий в зависимости от технологического стека. Например, человек со знанием SQL на начальном уровне, сможет быстро понять, куда ему двигаться в карьере, и получить готовые рекомендации по дальнейшему обучению. Он сможет не тратить время на самостоятельное исследование рынка, а сразу заняться погружением в профессию.

22
6 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Классификация паразитов, ке-ке...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо, очень информативная статья.

Ответить

Очень классно придумали, молодцы !

Ответить

Идеальное попадание! То, что нужно! Супер!

Ответить