Вас уволят следующим: когда уже закончатся сокращения на IT-рынке и почему больше всех страдают «не айтишники»
Привет, я директор по маркетингу в IT-компании, много лет работаю в этой нише и впервые наблюдаю такие жесткие сокращения на рынке. Этот текст — попытка отрефлексировать все, что произошло в айти за последний год. Увы, тут не будет позитивных прогнозов.
Эра стабильности породила бесконтрольное увеличение штата
Рождается стартап с небольшой командой. В первые годы бюджеты ограничены, каждая новая вакансия открывается под реальную потребность и понятный набор задач. Так небольшим штатом умудряются запилить жизнеспособные продукты. Команда Facebook* на старте состояла из 20 человек, после первых инвестиций выросла до 100. А в 2023 году штат насчитывал 100 000 человек!
Начинается период стабильности и больших доходов. Рождаются дочерние компании и спецпроекты, которые годами могут нести убыток, но им позволяют плыть дальше во имя общего престижа. Ну и чтобы не выпускать страшные новости о сокращениях в прессу, которые сразу повлияют на котировки акций компании.
С ростом доходов растут и бюджеты отделов. Допустим, раньше маркетинг жил в количестве 10 человек, они работали на жесткий план по привлечению новых юзеров в условиях ограниченного бюджета. А тут тебе кидают в лицо миллион долларов на квартал, пойди освой. Нанимаются новые люди — вроде как давно хотели протестить список задач из документа с названием «Гипотезы на потом, вдруг выстрелит». Теперь можно заняться имиджевыми активностями — мероприятия для галочки, в 10 раз больше постов в соцсетях, мерч и покупка приюта с бездомными коровами. Сказка!
Это не моя фантазия. Я знаю, как работает такой отдел в дочке всем известной нефтегазовой компании. Там сидят 100 человек, а перформят только 5. Некоторые не в курсе, как зовут начальника и ближайших коллег.
Есть еще отдел бизнес-развития, у которого в числе KPI обязательно стоит увеличение штата. Есть HR-отдел, который нанимает новых рекрутеров (бюджеты же растут), а те в свою очередь должны нанимать новых людей.
Так и рождаются странные отделы, которые существуют для галочки, но никому не нужны в голодные годы (а у нас с времен ковида все годы голодные, се ля ви). Вот и отправляются они на заклание, похныкивая. Что это за отделы? Например, у мировых гигантов вроде Ford, Lowe’s, John Deere, Harley Davids долго сидели DEI-отделы — они смотрели, чтобы на каждого белого мужчину приходилось два негра и один инвалид.
И не думайте, что это где-то на западе все дураки, а у нас нет. Я как-то работала в компании, которая столкнулась с серьезными проблемами с продажами — единственный сейлз-менеджер справлялся плохо. Весь коллектив (около 70 человек) заметно нервничал, по углам шептались о сокращениях. Что сделал начальник? Он нанял эксперта по атмосфере в команде!
А еще это классический стиль выживания отечественных стартапов. Они как только получают первый раунд инвестиций, так сразу с ума сходят. Офис с бассейном, 100 видов молока, эксперты по продуктивности, здоровому сну и крепкому анусу. А потом случается кассовый разрыв и вся команда отправляется на помойку драться за еду с бомжом Аркадием.
Вопросы к управленцам
Вот прекрасная статья в Business Insider о последствиях массовых сокращений в Meta*. Там под нож отправили 3600 человек по принципу «кто слабый — тот за дверь». Рассчитывали, что чистка повысит общую планку эффективности, в офисе останутся сверхчеловеки, способные выполнить пятилетку за три года.В целом, логика логичная, но вышло все совсем иначе.
Insider дает интересную историческую справку:
- В США в эпоху индустриализации уже тестировал такой подход. Считалось, что лучший способ заставить сотрудника пахать — это внушить ему страх увольнения. Но работало это так себе и приводило к забастовкам и простоях на производстве.
- В 1950-х психологи выяснили, что по-настоящему сотрудников мотивируют чувство единства, разнообразие задач, желание приносить пользу. Тогда управленцы отказались от токсичной мотивации.
- Но в 1980-х случился очередной мини-кризис и американские управленцы вновь ринулись пугать всех увольнением. Тогдашний глава General Electric разработал систему категоризации сотрудников: 20% — это самые эффективные; 70% — средние по продуктивности; 10% — те, кого можно уволить.
- Практику переняли и другие компании, в том числе Microsoft. Это порождало нездоровую конкуренцию в коллективе. Со временем от ранжирования стали отказываться.
- И вот увольнение неэффективных ребят снова в моде в 2025 году. В краткосрочной перспективе все хорошо — косты порезали, слабых работяг скинули с корабля. Но при игре в долгую всплывают минусы — например, текучка. Чем больше низкоэффективных сотрудников сокращают, тем меньше остаётся высокопроизводительных.
- Исследование показывают, что сокращение 1% штата в среднем увеличивает добровольную текучку на 31%. У сильных специалистов больше возможностей на рынке труда, поэтому и уйти им проще, чем «посредственным».
Опережающий эффект ИИ
Ещё год назад я фыркала и говорила примерно следующее: “ИИ — это старательный джун. Максимум он заменит каких-нибудь несчастных копирайтеров, которые и так всю жизнь рерайтят рерайты”.
Прошёл год. И я понимаю, что огромных редакций больше не будет. Никаких команд из десяти человек, которые пишут авторские колонки, ведут соцсети, собирают презентации, делают ресёрч, переписываются друг с другом и правят тексты по кругу.
Хватит одного человека в связке с Cursor.
Не нужен большой штаб маркетинговых аналитиков. Не нужен отдельный человек на каждый кусок рекламы.
Но вот что меня реально пугает. Я вижу, как многие руководители работают на опережение. Технологическая зрелость в некоторых местах ещё не достигла желанного уровня. Модели пока не тянут сложные, нестандартные проекты. А людей уже сокращают.
Я вижу это в разработке. Командам ставят абсолютно нереальные планы по «ускорению кодинга». Да, на базовых задачах ИИ реально помогает. Но на сложных проектах он часто мешает. Есть вещи, которые быстрее и качественнее сделать руками. Но людей всё равно режут уже сейчас.
И, конечно, не забываем вишенку на торте. Менеджерам сверху массово спускают KPI внедрить ИИ, оптимизировать процессы, сократить издержки. А дальше они делают, как бог пошлёт. Внедряют ИИ даже там, где оптимизировать, по сути, нечего.
Больше грустных постов про IT-рынок в моем телеграм-канале. А еще там лавина диких историй из мира маркетинга (про стыдные проекты с экстрасенсами, угрозы переломать ногии обзоры на всратую рекламу от наших дедов) в моем канале — приходите, будем вместе рефлексировать;
Френдли файер: с нас, "неайтишников", не везде требовали работать
Конец года. Довольный пиарщик бежит по длинному коридору в кабинет босса IT-компании XYZ. В его сияющей папочке отчет о перевыполненном плане: 110 публикаций о компании вместо 100. Пиарщик заискивающе смотрит и причмокивает губками: он ждет премию. Босс зорким взглядом окидывает список публикаций, останавливается на итоговой цифре, игриво проводит по ней пальцем: «Молодец, тов. пиарщик — будешь премирован на 3 000 рублей». У пиарщика непроизвольно вырывается стон.
Это не моя больная фантазия, это реальность отечественных корпораций. Там пиар-отделам все еще ставят план по числу публикаций в год с упоминанием компании. Знаете, кто еще очень любил планы, а потом распался?
Моя зарисовка лишь про то, что в больших компаниях маркетинг и еже с ним часто существуют для общего престижа и ни на что не влияют особо. Штаты раздуты, денег много, нормальных бизнес-целей нет — ребята делают, что хотят. Для сравнения: в мелких it-компаниях у маркетологов жесткий KPI: не привел в квартал n-ное количество клиентов за счет рекламы/мероприятий/блога — ушел на рынок за новой работой. И за каждую копейку надо отчитаться.
А потом случается кризис. Кого сократят в первую очередь: сммщика или ведущего разраба? Ответ очевиден. Маркетинговые и HR-отделы первые в очередь на заклание.
Что будет дальше?
Я ненавижу алармистские прогнозы, но ничего не поделать. Рынок застыл — с нашей ключевой ставкой и прочими радостями никто не спешит запускать стартапы и открывать новые направления внутри корпораций. Наоборот — всё спешно прикрывают, средний и малый бизнес вымывается с рынка. Высвобождаются т
Высвобождаются тысячи крутых спецов — средний срок поиска работы увеличился в несколько раз.
Больше грустных постов про IT-рынок в моем телеграм-канале. А еще там лавина диких историй из мира маркетинга (про стыдные проекты с экстрасенсами, угрозы переломать ногии обзоры на всратую рекламу от наших дедов) в моем канале - приходите, будем вместе рефлексировать;
*по закону я обязана написать, что Meta , владеющая Facebook, признана экстремистской организацией и запрещена на территории России