Как стать востребованным дизайнером с нуля в 30 лет с двумя детьми в регионе
Дизайнер aim Лена Малова о том, как переучиться после 30 лет и найти классную работу и крупные проекты, не переезжая из Брянска.
Начало
Я всегда была активной. Работать пошла в 14 лет. Не захотела брать у родителей 500 рублей на госпошлину за паспорт. Прерывала трудовой стаж только во время второго декрета. Несколько лет отработала в ресторанном бизнесе и продажах. Но в какой-то момент захотела изменить жизнь и пошла учиться на юриста. Мне всегда хотелось помогать людям. Получив диплом, я столкнулась с суровой реальностью нашей юридической системы. В тот момент я оказалась на перепутье. Мне было 30 лет. Снова терять время на изучение новой профессии казалось непростительной роскошью.
Поэтому я стала искать курсы, чтобы обучиться удаленной профессии. Сомнений было много: дорого, дети на руках, везде обман, вдруг не получится. Обучение длилось 2 месяца. На курсе давали основы SMM, копирайтинга, веб-дизайна. Меня заинтересовал последний блок, и я подумала: «О, класс, так я смогу сделать мир прекраснее».
Первые работы. О том как влияет дизайн на пользователя в 2018 году я еще не понимала
Фриланс и обучение
Я закончила курсы и стала зарабатывать 10 000 - 15 000 рублей в месяц. Дизайны были «вырви глаз». А о композиции и насмотренности речи вообще не шло. Я понимала, что мне не хватает знаний и пошла учиться веб-дизайну в Skillbox (сейчас не повторила бы этот опыт). Добирала знания на бесплатных ресурсах: Behance, Dribbble, статьи на Medium.
Об использовании шрифтов и типографике в начале пути даже не слышала
Чтобы совмещать учебу с семьей, выстроила четкий график. Училась по выходным по 4-6 часов, пока муж сидел с сыном. В будние дни совмещала домашние дела с обучением: во время готовки смотрела вебинары, во время еды читала статьи, во время прогулки с ребенком слушала аудиокниги. Еще много времени освобождается, если убрать соцсети и сериалы. И тут даже дело не в самоорганизованности. Я понимала, что за меня никто не выучит и не сделает. Училась очень много: параллельно с курсами Skillbox, слушала материалы Bang Bang Education и Uprock, смотрела вебинары специалистов топовых компаний. Каждую свободную минуту я что-то смотрела или читала по дизайну.
«Сетка? Не, не слышала. Сколько ты хочешь использовать теней под кнопкой? ДА!»
Работа в агентстве
Я фрилансила 2 года. Потом захотелось работать в команде, так как понимала, что с наставничеством старших коллег я вырасту в разы быстрее, нежели самостоятельно. К тому же общение вне профессиональной среды с людьми из бизнеса дало бы понимание, как помогать пользователю в принятии решения.
Так я стала искать работу в Брянске. Сначала собрала портфолио. У меня не было крупных проектов, поэтому пришлось самостоятельно придумывать и делать кейсы. Основная сложность заключалась в том, чтобы найти компанию в Брянске, которая бы отвечала моим требованиям. А удаленно тогда, в 2019 году, на джуниор позицию мало бы кто рискнул меня взять. В итоге я устроилась в небольшое диджитал агентство. Но быстро разочаровалась. Делала сайты со слезами на глазах. Разные шрифты, кнопки, микс стилей на странице — все как просил заказчик. Никакой аргументированной критики не принималось. Тогда я поняла, откуда растут ноги всего того ужасного дизайна в интернете. Надолго меня не хватило, и я стала искать новое место.
Я верила, что найду в Брянске компанию, которая также горит хорошим дизайном. Так я попала в aim, где работаю до сих пор. Здесь я получаю даже больше, чем ожидала. Мне нравится, что от меня зависит, какой будет дизайн. В работе очень много ответственности, а инициативное мнение всегда учитывается.
Сложности и страхи
Когда я шла учиться, то не испытывала иллюзий о заработках от 100 тысяч (как рекламируют себя Skillbox). Адекватные ожидания — плюс смены профессии после 30. Хотя с другой стороны присутствовали страхи и предрассудки по поводу возраста. Кто-то уже дорос до арт-директора, а я только в начале пути.
Если говорить о сложностях сейчас, то основное — это work-life balance. Иногда приходится работать и ночью (удаленка же). Не всегда хватает времени на обучение. Поэтому важно быть в проектах, которые выше меня по уровню. Даже если работа подразумевает только смену кнопок, я все равно смогу погрузиться в проект, понять задачу клиента и найти оптимальное решение. А по итогу чему-то научиться и подтянуть свои навыки. В этом мне помогают старшие коллеги, которые всегда проверят, корректно укажут на ошибки и помогут сделать лучшую версию задачи.
Как стать дизайнером с нуля
Делюсь рекомендациями, основанными на личном опыте, которые помогали мне в обучении и развитие как дизайнера.
Целеполагание. На старте сложно сразу выбрать направление, потому что вы о них просто не знаете. Поэтому лучше пробовать всё, что откликается, а затем выбрать своё направление: графический дизайн, веб-дизайн, игровая индустрия, моушн дизайн, продуктовый дизайн и т.д. Дизайнеру нужно разбираться в типографике, теории цвета, верстке, маркетинге и др. Но чтобы стать классным специалистом, а не универсалом-среднячком, нужно держать в фокусе основное направление.
Практика. Определить конкретное время для обучения — строгое количество часов в день, комфортное именно для тебя. Пусть пару часов в неделю, но это будет лучше, чем составить огромный график и не сделать ничего.
Окружение. Очень важно окружить себя качественным информационным полем: выбрать школы дизайна, специалистов, агентства и следить за ними. Участвовать в марафонах, конкурсах, битвах. Настройте как минимум:
Насмотренность. Тут один вариант — много практиковаться. Многие говорят: «идите смотрите хорошие работы на дрибл, беханс». Но не всегда хватает времени сидеть и разглядывать чужие работы. В таком случае лучше совместить это с практикой: брать примеры и повторять их. Сначала один в один, а потом можно предлагать и собственные решения.
Портфолио. Как ни крути, но кейсы необходимы для работы фрилансе или в студии. Вот несколько способов составить портфолио:
- придумать задачу самому себе: например, сделать собственный сервис, отрисовав экраны в Figma;
- предложить вариант ребрендинга для известной компании;
- поучаствовать в конкурсе;
- найти друзей или знакомых, которым нужен дизайн.
Критика или вкусовщина. Научитесь различать «все плохо» от аргументированной критики по своему проекту. Помните, что критика должна быть обоснованной.
⚫ Вы нарисовали неудачный макет.
❌ Плохая обратная связь: «Все очень плохо. Ты как будто не читал задание…»
✅ Критика с аргументацией: «Смотри, задача такая-то. А в твоем макете сейчас не так. Надо вот так».
Любопытство. Когда делаете проект, вы соединяете пользователя и бизнес. От вас зависит насколько грамотно произойдет стыковка. Погружайтесь в задачу и делайте путь пользователя простым и легким, задавая вопросы «Зачем? Почему? Как?».
Ответственность. Всегда берите ответственность за результат. Все ваши решения должны быть обдуманными. На вопросы «А почему?» вы должны отвечать аргументированно, а не говорить «я не знаю».
Варианты. Всегда предлагайте несколько вариантов на выбор, но не перебарщивайте с этим, чтобы не запутать клиента еще больше.
Отдых. Не испытывайте вину за безделье в выходные. Ведь отдых — возможность мозгу переварить полученные знания.