{"id":13816,"url":"\/distributions\/13816\/click?bit=1&hash=0df7ff4e73f417219a6da305444fde003310862aa5a6f4d4dcea6cd9fdef96ae","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 vc.ru \u043f\u0440\u043e\u0448\u0451\u043b \u0442\u0435\u0441\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u043e\u0440\u0438\u0435\u043d\u0442\u0430\u0446\u0438\u0438","buttonText":"\u041a \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0443","imageUuid":"1cc18d1f-901c-59c0-8ab5-657dc6e5b6db","isPaidAndBannersEnabled":false}

Второй мозг для работы: Zettelkasten и Obsidian

Наверное, многие из вас делают заметки. Кто-то пользуется приложением в смартфоне, кому-то удобнее «по старинке» записывать мысли в блокнот или ежедневник. Сегодня мы познакомим вас с еще одним способом — Zettelkasten.

Это простой метод, который дает возможность управлять своими знаниями. Особенно это полезно для профессий, где требуется креативность. Потому что важно не просто записать идею, а провести связь, отыскать общие мысли, их исток, а также отследить прогресс. Провести сравнение между мыслями 6 месяцев назад и мыслями в данный момент.

Название метода с немецкого дословно переводится как «коробка с заметками». Создатель — социолог Никлас Луман.

Никлас Луман (1927–1998) — немецкий социолог, социальный философ и теоретик, исследователь общества и общественных систем.

Свои заметки ученый вел на бумажных карточках, которые хранил в выдвижных ящиках стеллажа. Говорят, что у него было целых шесть стеллажей, в каждом из которых было по четыре деревянных ящика, заполненных до краёв заметками.

Подробнее о Zettelkasten

Суть концепции — обработка новой информации и связывание её между собой в единую сеть. Ящики, которыми пользовался Луман, можно условно разделить на две части:

  • Инбокс - для новых цитат и заметок по ним;
  • Основной Зеттелькастен - для идей, теорий и инсайтов.

Порядок работы был примерно такой:

  1. Выписывание заметки. Она должна быть краткой и сформулирована своими словами;
  2. На одной стороне карточки пишется содержание, а на обратной указывается источник;
  3. Просмотр карточек и отсев: действительно ли стоит вносить эту конкретную заметку в Основной Зеттелькастен?
  4. Анализ существующих заметок. Принимается решение о том, в какое место в структуре, после какой карточки поместить новую. На основе этого карточке присваивается свой номер;
  5. Указываются связи с другими карточками вне зависимости их нахождения. Эти связи указываются и на той карточке, которая упоминается в новой. Получается что-то вроде двусторонней связи;
  6. После этого карточка перемещается из Инбокса в Основной Зеттелькастен.

К слову, за 40 лет Луман опубликовал более 70 книг и 400 научных статей. Он делился, что обязан такой продуктивностью именно своему методу ведения заметок.

Зачем вести свою картотеку

Представьте, что три года назад вы прочитали книгу о финансовой грамотности, год назад — популярную статью о психологии влияния, а сейчас читаете пост в блоге о том, как увеличить свою эффективность.

Каждый из источников содержит идеи, которые могут быть связаны между собой. А любая умная мысль, которая к вам приходила в ближайшее время, может быть суммой из всех этих идей. Но сейчас вы вряд ли осознаете эту связь.

Почему? Возможно, просто не сделали никаких заметок.

А еще Луман в своей методике решил отойти от градации по хронологическому или иерархическому порядку. Он считал, что гораздо важнее связь между мыслями, то, как они развиваются и постепенно дополняются. Именно поэтому каждая новая карточка получала номер с буквенным обозначением: 1a, 1b, 1c и так далее. Если у мысли появляется продолжение, то на каждой предыдущей ставится черточка, обозначающая связь.

Одна из карточек Лумана

Как внедрить метод на практике

Сейчас вам необязательно ехать в Икею и искать стеллаж для своих мыслей. Главное — не забывать про три основных принципа Zettelkasten:

• Одна карточка содержит одну лаконичную и законченную мысль;

• Между собой карточки связаны по смыслу;

• На карточке должен быть указан источник мысли

Можно вести такие заметки в специальном бумажном планере, но мы расскажем вам о приложении Obsidian.

Оно поможет вам из всего хаоса, который происходит в голове, создать простую и понятную структуру. Приложение бесплатное, скачивать лучше на официальном сайте. Где хранить данные — на компьютере или в облаке, вы выбираете самостоятельно.

Суть в том, что с каждой новой заметкой вы создаёте свою базу. Со временем она разрастается, как дерево, образуя что-то вроде вашей собственной "Википедии". Это делается с помощью двунаправленных ссылок. Если вы ссылаетесь на одну из заметок, то она автоматически связывается с другой. Со временем у вас получается плотная информационная сеть.

Не бойтесь, что в какой-то момент вы запутаетесь в куче из разных заметок, так как все проблемы решает прекрасный внутренний поиск, с которым вы с легкостью все отыщите.

И даже если вы что-то забудете, вы всегда сможете открыть базу и «порыться» в мыслях, которые уже посещали вашу голову. В общем, очень полезное приложение как для работы, так и для обучения.

Хотя, разве эти процессы не взаимосвязаны, м? И вообще, может, уже кто-то пользуется данной программой? Как вам?

А на сегодня у нас все. Если вы любите получать полезные плюшки, приглашаем в наш телеграм-канал. Завтра мы опубликуем инструкцию пользования программой Obsidian, после которой вы сразу сможете сделать свои первые заметки и связать их.

До встречи в новых статьях!

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Александр Донсков

Пользуюсь данным методом, но адаптировал его под себя. Отлично подходит для креаторов, так как строить логические цепочки становится проще.

Ответить
Развернуть ветку
LMS-Service
Автор

Александр, спасибо за комментарий :) А Obsidian используете или работаете на бумаге? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Донсков

Предпочитаю вести записи на бумаге. Но если логических цепочек становится много, то переношу в электронный формат.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Киреев

Спасибо! Я так книги конспектирую

Ответить
Развернуть ветку
LMS-Service
Автор

Благодарим за отзыв! 

Ответить
Развернуть ветку
Жаркий жар

Записные книжки уже не в моде 🙁

Ответить
Развернуть ветку
LMS-Service
Автор

Каждому своё :)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Мне вот непонятно как эта система помогает вспомнить при написании очередной заметки, что она может быть связана логически с какими-то твоими прошлыми заметками? Ведь каждый раз придется перелопачивать всю свою личную Википедию.... Или как?

Ответить
Развернуть ветку
LMS-Service
Автор

Здравствуйте, Кирилл! Каждая заметка (по-хорошему) должна быть связана хотя бы  с одной из уже существующих, либо с той, которую вы планируете создать в будущем. Это можно сделать с помощью двойных квадратных скобок (главный инструмент в Obsidian), а также с помощью тегов, плагинов и папок по тематикам. Сделали гайд "Как сделать первую заметку в Obsidian" и дали несколько советов по использованию -  https://t.me/c/1472808287/106

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

А как быть в ситуации, когда создаётся заметка по какой либо книге или статье, и на момент её написания неясно к какой из существующих заметок привязать? Пример: допустим есть несколько на первый взгляд несвязанных между собой проектов, но когда перечитываешь все заметки по этим разным проектам то часто можно найти связи. В связи с этим вопрос: помогает ли ZettelKasten каким-то образом быстро делать просмотр всех заметок? Именно на регулярных пересмотрах заметок и тратится много времени, которое хотелось бы сэкономить.

Ответить
Развернуть ветку
ViktorVa

А пароль можно поставить на обсидиан?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null