Продукт + агентство. Как стать успешным UX-исследователем

В Markswebb приходит много сотрудников из продуктов, и многие уходят в продукт, получив нужный опыт. Это нормально. В агентстве можно быстро повысить квалификацию, расширить экспертизу, переключаться между темами, рынками и форматами работы. В продукте — максимально полно погрузиться в специфику конкретного сервиса.

Каждая следующая работа позволяет закрепить накопленные знания, вне зависимости от очередности. Чтобы быстрее расти, UX-исследователю нужно поработать и в продукте, и в агентстве, а лучше всего — чередовать эти форматы. Потому что и там, и там можно получить уникальные компетенции и опыт.

Мы собрали в одном месте преимущества и особенности работы в продукте и в агентстве. Чтобы UX-исследователи, которые сейчас принимают решение, могли сделать это рационально — оценив пользу каждого варианта на конкретном этапе своей карьеры.

О каких продукте и агентстве речь

Агентства и продукты бывают разные. Под продуктом мы имеем в виду продуктовые команды, которые в рамках конкретной компании создают цифровой сервис. Компания может быть и большая, и маленькая, команды как правило состоят из продакта, менеджеров, аналитиков и исследователей. Работа в продукте в режиме внутреннего агентства не считается.

Под агентством мы понимаем форму бизнеса — это внешний помощник для компании, у которой есть (или планируется) цифровой сервис. Ключевая компетенция — исследование цифровых сервисов и консультирование по их эффективности. Не разработка или дизайн с вторичной исследовательской ролью.

Зачем идти в продукт

Продукт + агентство. Как стать успешным UX-исследователем

1. Возможность долго и детально погружаться в особенности одного продукта, его аудитории и бизнес-процессов. Все ваши задачи в течение длительного времени так или иначе связаны с одним конкретным цифровым сервисом — это позволяет узнать о нем больше, чем где-либо ещё, и стать экспертом в той области, где работает сервис.

2. Доступ к «инсайдам» — внутренним метрикам и процессам, бизнес-логике, стейкхолдерам и их целям. Это позволяет заниматься исследованиями, имея в голове более подробный контекст, что в свою очередь и интереснее, и зачастую эффективнее. Хотя полноценный доступ к «инсайдам» у исследователя есть не всегда — всё зависит от внутренней культуры и открытости компании.

3. Больше фокус на работу с конечными пользователями сервиса — проведение интервью, тестов, анкетирование, анализ отзывов и так далее. Такая работа создает ощущение постоянного разнообразия и упрощает поиск инсайтов. Задача часто сводится к тому, чтобы правильно «услышать» клиента и передать его боль или потребность продуктовой команде, а не проводить сложный анализ больших или неполных данных.

4. Возможность поучаствовать в развитии сервиса и синтезе новых решений «от и до» (пусть даже в режиме зрителя) — начиная от первоначального обсуждения ожиданий пользователей и формирования идей, заканчивая запуском новой фичи и сбором обратной связи. Это, как правило, оставляет у исследователя чувство сопричастности.

5. Как правило, большая свобода выбора методик UX-исследований, учитывая, что зачастую UX-исследователю в продукте приходят бизнес-вопросы, а способы поиска ответов остаются на самом исследователе. Это позволяет самостоятельно принимать решения об используемых методиках. Исключение — когда исследователь работает в продукте в режиме внутреннего агентства и обрабатывает однотипные запросы от разных продуктовых команд. Например, проводит только глубинные интервью по заданной потребности или UX-тестирование макетов и сборок.

6. Более комфортные дедлайны, договоренности и сроки. В отличие от агентства, эффективность работы UX-исследователей в продукте критически не влияет на показатели всего бизнеса. Поэтому, как правило, управление исследователями в продукте достаточно мягкое.

7. Продуктовая команда, как правило, более «стабильная», чем проектная в агентстве. Продуктовая команда может работать, сильно не меняясь в составе год и больше, тогда как команды в агентстве формируются на период проекта (как правило, несколько месяцев). То есть исследователь, работая в продуктовой команде, долгое время не меняет круг контактов: не нужно притираться к новым людям, все друг друга давно знают как в плане профессиональных качеств, так и в плане личных особенностей.

Зачем идти в агентство

Продукт + агентство. Как стать успешным UX-исследователем

1. Возможность влиять не на один продукт, а на рынок в целом. Крупные исследовательские и консалтинговые агентства реализуют собственные проекты по исследованию сегментов пользователей, локальных и мировых практик, созданию рыночных бенчмарков. Этим потом пользуются для улучшения своих сервисов разные продуктовые компании. Как правило, такие масштабные исследовательские проекты не реализуются продуктовыми командами самостоятельно.

2. Доступ к внутренним метрикам, стратегиям и кейсам разных компаний и продуктов — в том числе, конкурирующих между собой. Если исследователь работает в продукте, доступ к данным конкурентов, как правило, для него полностью закрыт. Исследователь в агентстве работает с разными продуктами — может получать инсайды по конкурирующим сервисам и формировать более объемное представление о рынке и о реально работающих практиках.

3. Широкий спектр проектов, задач и предметных областей — есть возможность расширить экспертизу, собрать практики из разных сфер и продуктов. За год работы можно поучаствовать в 5-10 проектах разной тематики и структуры задач, в том числе захватив зарубежные сервисы. Как правило, это даёт более широкую экспертизу и исследовательский кругозор, чем при работе в продукте.

4. Доступ к широкому кругу профессионалов, которые тоже занимаются UX-исследованиями. В агентствах работают десятки исследователей разного уровня экспертизы и квалификации, с которыми можно эффективно обмениваться знаниями и у которых можно учиться. В продуктовых командах исследователю, как правило, учиться не у кого.

5. Доступ к базе знаний, сформировавшейся в результате большого количества проектов. Разные проекты, реализуемые в агентствах, могут быть похожи друг на друга в некоторых задачах, пересекаться по предметной области, типу сервиса или цели заказчика. Реализуя проект в агентстве, можно использовать материалы из других проектов с похожими задачами: методики, фреймворки, шаблоны, готовые описания кейсов и так далее — это позволяет решать задачи качественнее и быстрее.

6. Возможность учиться и повышать квалификацию. В агентствах, как правило, больше внимания уделяется обучению и профессиональному росту, потому что квалификация исследователей — ключевой фактор успешности бизнеса. Кроме того, разные проекты в агентстве требуют разных компетенций, и, переходя из проекта в проект, исследователи постоянно дообучаются. Это означает, что исследователь, приходя в агентство, скорее всего вместе с боевыми проектами «бесплатно» получит большой объем обучения и сможет более эффективно поднять свою квалификацию, чем в продукте, где никто его учить, скорее всего, не будет.

7. Возможность быть публичным и расширить нетворкинг. Агентство, в отличие от продукта, где публичные коммуникации сосредоточены на нём самом, больше настроено на продвижение своей работы, услуг, методик, кейсов и людей, которые их создают. Масштаб проектов дает широкий доступ в СМИ, на профессиональные мероприятия и закрытые митапы для клиентов с представительной аудиторией топ-менеджмента.

8. Больше возможностей для роста внутри компании. В агентстве, где исследование является основной функцией, рост фактически не ограничен: из джуниор-исследователя можно вырасти в тимлида, консультанта или руководителя направления. В продукте наоборот — как правило, привлекают исследователей с опытом, и их профессиональный рост ограничивается переходом из грейда middle в грейд senior с последующим тупиком роста. Потому что дальнейший рост, как правило, предполагает отказ от исследовательской функции.

9. Фокус на исследовательской работе, а не на сопутствующих инфраструктурных задачах. В агентствах, как правило, хорошо организовано разделение труда и исследователи занимаются только исследовательскими задачами, а сопутствующие организационные вопросы — рекрутинг респондентов, настройка доступов к нужным сервисам, организация встреч с командами клиентов — решает менеджер проектов.

А как вы думаете об особенностях работы UX-исследователя в продукте и агентстве? Делитесь в комментариях ⬇⬇

88
8 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это речь идёт о тех, кто хочет зарабатывать на предоставлении профессиональной обратной связи.

Наверное, все-таки, нет)

Ответить

Могу сказать, что все то же самое практически работает в любых отраслях, где есть возможность отдавать что-то в агентство: PR, разработка, кадры)

Ответить