«Меня сразу кинули в огонь»: как устроена стажировка в traveltech-компании
Департамент продукта Level.Travel рассказыает, какими проектами стажёров уже пользуются туристы, в чём плюсы и минусы стажировки в команде ИТ-стартапа, как за месяц молодёжь прокачивается в hard skills и выходит на работу. В конце — рекомендации для тех, кто хочет попасть на стажировку в ИТ-компанию.
Как появились traveltech-стажировки
Первых стажёров мы стали принимать весной 2020 года — в самый разгар пандемии и удалённой работы. За два года компания выпустила 18 стажёров, 12 из них продолжают работу в компании, а один проходит стажировку прямо сейчас.
Всё началось с того, что СТО Level.Travel Эллин Толстов после своего выступления на Ruby-митапе познакомился с Романом Станиславовичем Самаревым — кандидатом технических наук и доцентом кафедры «Компьютерные системы и сети» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Они договорились, что учащиеся курсов по Ruby, которые преподаёт Роман Станиславович, смогут летом попробовать свои силы на реальных проектах. Пилотный выпуск студентов Ruby-курсов оказался успешным, и через некоторое время мы стали принимать также ребят с других факультетов Бауманки. Позже к ним присоединились и выпускники курсов Яндекс.Практикума.
В 2021 году стажировки проходят в разных компетенциях нашего департамента подукта — Golang, Ruby, Frontend, QA.
Студенты из Бауманки
Почти весь наш департамент продукта состоит из инженеров, которые не просто умеют кодить, — у них есть академический бэкграунд, они понимают общие принципы программирования и могут проектировать и создавать сложные интеграционные решения. У стажёров исходные данные должны быть аналогичными.
В 2020 году погружение студентов в работу проходило в основном удалённо: во время первой волны коронавируса мы работали в гибридном режиме, и большую часть времени сотрудники проводили дома, приезжая в офис 1–2 раза в неделю. Этим летом, в 2021 году, у нас есть возможность почти всё время проводить в офисе. Живое общения — важная часть нашей корпоративной культуры. Мы верим, что наиболее эффективная интеграция возможна только когда все работают рядом и могут в моменте ответить на возникающие у новичка вопросы, когда у него есть возможность наблюдать за общим обсуждением и участвовать в принятии решений. А ещё на удалёнке сложнее проникнуться духом команды. Поэтому, несмотря на то, что у нас есть опыт удалённой работы и онлайн-онбординга, со стабилизацией ситуации мы всегда стремимся к возвращению в офис.
В прошлом году, кроме Ruby-стажёров, нам удалось взять новичков и на другие специальности. Это произошло почти случайно, поскольку оказалось, что у отобранных нами ребят больше склонностей не к программированию, а к более общим интеграционным задачам. Так у нас появились Эдуард и Настя в отделе QA — о них мы ещё расскажем.
В этом году в начале весеннего семестра мы сделали рассылку по нескольким факультетам Бауманки с приглашением пройти стажировку в нашей компании. Студенты заполнили анкету, указали базовые данные о себе, описали опыт (если он был) и пожелания по профилю стажировки. Часть из них получили приглашение на вступительный экзамен по основам программирования. Ребят, которые показали хорошие результаты по soft и hard skills, мы пригласили на летнюю стажировку.
Пока что у нас был опыт централизованного приглашения на стажировку только из МГТУ им. Н.Э. Баумана, но в целом нам кажется, что найм из университетов — наиболее удачный вариант поиска младших специалистов. А для студентов это отличный способ получить тот самый опыт работы, без которого так сложно бывает найти эту самую работу.
Студенческая стажировка — это часть процесса обучения. Мы много инвестируем в то, чтобы с нуля погрузить человека в процесс, поэтому стажировка не оплачивается, однако выпускники имеют своеобразный «фаст-трек» на позицию младшего специалиста, в отличие от сторонних соискателей.
Выпускники Яндекс.Практикума
Летом 2020 года перед нами встала задача масштабирования QA-команды. Мы решили, что стоит попробовать сотрудничество с курсами Яндекс.Практикума, и отобрали лучших выпускников для стажировки. Как правило, на профессиональных курсах люди осваивают вторую профессию, и фундаментальное образование у них нетехническое. Через стажировку мы пытаемся понять, насколько они обладают аналитическим складом ума и высокой мотивацией для того чтобы погрузиться в новую сферу и работать в технологической компании.
За месяц стажировки мы обычно понимаем, сможет ли человек без технического бэкграунда разобраться в устройстве продукта и влиться в процесс. Проходят наиболее талантливые, потому что мы стремимся к высокому качеству работы нашего продукта. Если всё получается, предлагаем выпускникам стажировки начать с позиции младшего специалиста. Дальше сотрудник развивается в своём темпе и растёт вместе с компанией.
У выпускников Яндекс.Практикума и других профессиональных курсов вместо экзамена — два собеседования, как для обычных разработчиков. Разница в том, что на профессиональных курсах студенты чаще всего уже работают с реальными коммерческими проектами в современных процессах разработки. Так, на курсах Яндекс.Практикума тестировщики анализировали качество настоящих продуктов Яндекса. Это значит, что они уже могут рассказать о своём практическом опыте фактически как о предыдущем месте работы, в отличие от студентов университетов, которые обычно обладают только теоретическими знаниями. Для тех, кто окончил профессиональные курсы и прошёл два полноценных собеседования, стажировка оплачивается.
Организационный багфикс
Вернёмся к лету 2020 и первым стажёрам из Бауманки. Изначально мы рассчитывали на ребят 4 курсов или учащихся магистратуры, которые после ВУЗа смогут прийти к нам на постоянную работу, но почти все стажёры оказались второкурсниками. После летней практики они продолжали обучение в ВУЗе, и оставаться в компании на полный рабочий день не могли.
За два года мы накопили много опыта в том, как интегрировать неопытных сотрудников. Ключевую роль в этом процессе играют два ментора: технический и бизнесовый. Бизнесовый ментор — это продюсер команды, в которую попадает стажёр. Продюсер проводит первичный онбординг, и в течение всей стажировки помогает распределить приоритеты задач, провести задачи через тестирование, погружает в подробности продукта и вместе со стажёром разбирается в бизнес-требованиях к задачам.
Технический ментор — это один из наших специалистов, который работает в той же компетенции, что и стажёр, и к которому стажёр прикрепляется как к наставнику. Технический ментор помогает с установкой окружения, проводит код-ревью, отвечает на вопросы, рассказывает о технологиях, разбирает ошибки и помогает их не совершать.
Экзамен по основам программирования
Боевого опыта работы у студентов пока нет, а оценить их навыки как-то нужно, поэтому мы решили проводить экзамен. Всё проходит в два этапа. Первый — письменный: студенты отвечают на три теоретических вопроса и решают 1–2 задачи на алгоритмы. Второй — устный, где мы общаемся с кандидатом. Человек рассказывает, почему пошёл в разработку, говорит о своих увлечениях и о том, куда хочет развиваться. Так мы оцениваем навыки общения, взгляды на профессию и формируем своё мнение о кандидате. Весь экзамен длится 30–40 минут, приёмная комиссия состоит из трёх человек: тимлид Ruby-команды Константин Ермольчев, сооснователь и технический директор Эллин Толстов, а также руководитель HR-департамента Вера Осокина.
Всем выдаются листки А4, с одной стороны теоретические вопросы и немного места, чтобы ответить на каждый из них. На обороте листа — пара задач. Можно написать алгоритм, псевдокод решения. Как и на собеседованиях, мы не требуем, чтобы люди писали рабочий код, который запускается, — нам важно понять, как человек мыслит, а не то, какой он код напишет на собеседовании.
После собеседования приёмная комиссия обсуждает кандидатов и даёт краткое резюме по каждому. Все данные вносятся в таблицу. По итогу получается рейтинг стажёров на основе обоих этапов. Так мы понимаем, кого можем взять на стажировку, а кому вынуждены отказать. Каким бы ни был результат, обратную связь получают все.
Задачи для начинающих
Стажёры выполняют небольшие задачи, которые легко проконтролировать. Например, помогают делать интерфейсные улучшения: добавляют фильтры в поиски или новые элементы на страницу отеля, перерабатывают меню в шапке сайта. Или чинят баги и пишут юнит-тесты. На таких атомарных задачах начинающие разработчики могут разобраться в продукте, поработать с готовым кодом, который пишут другие, и даже «потрогать» и протестировать краевые ситуации, которые могли не предусмотреть.
Стажёр становится полноценным членом команды. Мы работаем по SCRUM и проводим ежедневные встречи, где каждый рассказывает, что делал вчера, какие возникли проблемы и что он планирует делать сегодня. Команда всегда готова помочь и ответить на вопросы.
Мы спросили тех, кто прошёл у нас стажировку, чем они занимались в первый месяц работы, и вот что они рассказали.
Не только опыт: что ещё дает стажировка и какие у неё есть недостатки
Для большинства стажировка оказывается первым местом работы. Ребята узнают, как устроена ИТ-компания, учатся работать в команде и прокачивают soft skills.
Мы внимательно относимся к процессу отбора, поэтому работать в компании остаются больше половины стажёров. После окончания стажировки и перехода в штат задачи младших специалистов становятся более ответственными. Через несколько месяцев работы младшего специалиста обычно можно без боязни подключить к крупной продуктовой задаче, например, проработке нового сервиса или поддержке целого инструмента. Так, один из наших бывших стажёров, а сейчас DevOps-специалист, в течение года практически в одиночку поддерживал инструмент, с помощью которого оптимизируются процессы бронирования туров в клиентском сервисе.
Некоторые за время стажировки понимают, что хотят попробовать себя в другом направлении, и мы стараемся найти возможность пойти навстречу.
А кто-то наоборот понимает, что не сможет остаться работать в компании. К примеру, Даша после нашей стажировки ушла работать в Mail.ru, поскольку работа в стартапе и работа в корпорации — это разные миры, и интересно побывать в обоих, чтобы понять плюсы и минусы каждого.
Рекомендации для тех, кто хочет прийти на стажировку в ИТ-компанию и остаться там работать
Будьте готовы разбираться в новом. Не ждите, что вам дадут задание на один цикл, как учат в университете обычно) Код будет сложный и весьма вероятно не связан ни с чем тем, что вы учили в универе. Дарья Лабзунова
- Узнавайте больше о компании, куда хочется устроиться, мониторьте основные вопросы на собеседованиях у знакомых. Не бойтесь действовать! Оказывается, найти работу не так уж сложно — было бы желание. Анастасия Васильева
- Не бойтесь и пробуйте свои силы в интересующих областях. Это важный опыт, который сложно получить в университете. Тимофей Курохтин
- Будьте смелее и не бойтесь получать опыт в условиях реального проекта. Из-за динамичности сферы необходимо пробовать решать реальные пользовательские задачи. И стажировка как раз даёт возможность получить опыт работы с актуальными и востребованными инструментами. Марина Сысолятина
- Старайтесь подбирать для себя такие стажировки, которые могут вам понравиться и принести пользу. Не тратьте время на легкие задачи вроде сидения в приемной комиссии — они не принесут вам пользы и никак не прокачают вас как профессионала. Лучше выбрать серьёзную стажировку в ИТ-компании, а не получать практику в стенах университета. Эдуард Булгару
- Начинайте работу с небольшой компании – тут больше пространства для роста и проще понять, что нравится. В большой компании всё решают за тебя, и вырасти в 2–3 раза за 1–2 года будет тяжело: никто не будет вам давать большие серьезные проекты. Николай Кубаров
- Заранее расспросите о своих обязанностях и решите, сможете ли вы уделять достаточно времени стажировке. Планируйте свой день и обязательно переключайтесь с работы на отдых, чтобы не перегореть. Дарья Глибченко
- Если вы хотите попробовать свои силы в traveltech, напишите письмо на [email protected]. В письме расскажите о себе и приложите примеры своих работ.
а этим QA-инженерам, что на фото, удобно сидеть ссутулившись за милиписечными экранами ноутбуков?
Приходите на экскурсию к нам в офис! Попробуете посидеть на тех самых креслах за теми самыми компьютерами и сами всё прочувствуете)
да я не разработчик и совсем не молодой студент. А в эпоху короны куда-то ходить очно - опасно для всех
за студентов - только рад, пощупать реальную работу - это очень полезно
кстати, мы следим за здоровьем всего нашего коллектива, проводим вакцинацию для всех желающих и регулярно сдаем анализы на антитела
а вы страхуете от побочек от вакцины всех поголовно? сколько человек может взять отгулов оплачиваемы если вдруго побочки будут от вакцины?
Мы не страхуем от побочек вакцины, потому что мы не стразовая компания. Однако если человек себя плохо чувствует, независимо от причины, мы просим сотрудников оставаться дома до выздоровления, и либо работать удалённо (если самочувствие позволяет), либо брать оплачиваемый больничный. Больничный мы оплачиваем в соответствии с ТК.
а можно ли в соответствии с ТК стажерам ничего не платить? легально ли это? как трудовая инспекции отнесется если об этом узнает?)
как трудовая инспекция отнесется к студенческой производственной практике?
исключительно положительно!
а мне кажется что выше вы упоминали что идут в стажеры далеко не только студенты
верно, также к нам приходят выпускники Яндекс.Практикума, их стажировка оплачивается тк у них, в отличие от студентов ВУЗов, есть практический опыт работы
а вообще если вы за вакцину пропагандируете то по хорошему бы еще побочки застроховали, и для этого не нужно быть страховой компанией, просто покажите что вам не все равно что ваши сотрудники будут колоться экспериментальной вакциной)
у нас добровольная вакцинация. Для тех, кто хочет поставить прививку, но не хочет идти в поликлинику.