{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Анастасия в стране HR

Как директор по маркетингу и PR, я, человек, болеющий за продукт всей душой, поставила перед собой задачу — познакомиться со своей целевой аудиторией, людьми из сферы HR в одном из прошлых проектов. Задача убегала белым кроликом и не могла ждать. Поэтому избрав custdev (тестирование идеи на потенциальных потребителей) как тактику, я отправилась в понятный, но в то же время новый мир.

Первые интервью я провела на мероприятии в Сколково — с этого и началось безумное чаепитие. Освежив знания о кастдеве прочтением книжки “Спроси маму”, я была готова задавать открытые и кружащиеся вокруг профессиональной темы вопросы. Первые пять интервью стали калибровочными, но с каждым последующим разом качество полученной информации росло.

Возраст моих новых знакомых из страны HR расположился в промежутке от 25 до 50 лет. Должности варьировали по длинному списку: рекрутер, руководитель отдела персонала, IT-рекрутер, HR-менеджер, Head of Talents, заведующий направления T&D, бизнес-психолог, создатель методологии по оценке персонала, HRBP, Senior Manager Human Resource, руководитель направления дистанционного обучения, также участвовали два собственника, а самый большой пласт выборки достался HRD или HR-директорам.

Главной целью кастдева была проверка гипотез и здесь меня ждали сюрпризы.

Гипотеза: “HR хотят сократить время на оценку персонала”. Она просто провалилась в кроличью нору, а вместе с ней и я. Зато мне посчастливилось узнать, что в стране HR время не так важно — главное, оценить качественно. Никто из HR не сказал, что устал проводить оценку или что это время можно потратить с пользой на что-то другое. Все спокойно рассказывали, как проходит этот процесс, и о том, что им нравится общаться с людьми. Каждому, кто приходит на интервью, уделяется максимальное внимание. На практике сотрудника вне зависимости от метода и должности оценивают от 30 минут до 3 дней. Самый распространенный ответ от 40 минут до 1,5 часа.

“У нас многоэтапный отбор. После проведения скайп или телефонного интервью, где IT-рекрутер оценивает харды по кейсам определенной методике от руководителей и софты, с точки зрения своего опыта. Мы прекрасно знаем, какой человек впишется в команду относительно поп-культуры, адекватности и уже можем позвать на очную встречу. На втором этапе человек проходит техническое интервью с руководителями нескольких команд, чтобы получить некую оценку 360, оно может занять час, два, три — это тяжело, потому что многие привыкли к собеседованиям по полчаса, по часу, а у нас все-таки они подольше. Мы ничего не скрываем, проводим экскурсию по офису, потому что наша задача максимально все рассказать на этих встречах: о команде, продукте, специфике и возможностях. Чтобы у кандидата возникло четкое понимание, какие у него есть возможности и осталось хорошее впечатление о компании”, — рассказывает экс HR-директор компании ВКонтакте Сергей Шульга.

Следующая гипотеза: “HR хотят сократить время на проведение служебных расследований”. Зазеркалье этой теории разбилось вдребезги после второго по популярности ответа: “Служебные расследования, а это что?”. Но большая часть ответов звучала: “Пока не было необходимости” — отчасти потому, что в основном проверкой благонадежности занимается служба безопасности. В стране HR основной целью стоит проверка адекватности. Я приняла этот факт и пошла дальше, чтобы посмотреть насколько может завести кроличья нора.

К счастью, последующие гипотезы в знак своего подтверждения растянулись улыбкой Чеширского Кота и по большей части относились к вопросу оценки soft skills. Абсолютно все HR оценивают soft skills, но во всей стране не нашлось и пары жителей с одинаковым подходом для их определения. Каждый пользуется удобным набором инструментов и методов, а общий список по оценке персонала бесконечно велик: анкетирование в бумажной и гугл форме, ассесменты, домашние задания, Hrscanner, чьи-либо рекомендации, Keepteam, оценка 360, Happy Job и далее, далее, далее, но все-таки лидируют кейс-интервью.

“Интервью всегда разные — никогда на одну и ту же должность два одинаковых человека не приходят. Я определяю, в какую сторону нужно дальше копать. Это, естественно, не касается технических параметров, там есть конкретные вопросы: что нужно делать, чтобы выявить протокол TCP или IP — допустим. Если есть позиция менеджерская, то тут надо смотреть на умение человека добиваться своего. Мы можем разыграть ситуацию и по его рассказу понять сразу, что он, например, где-то в резюме соврал и уже из этого интервью пойдет по другому сценарию. Или элементарная позиция стартового специалиста, кейс простейший — прочитать и пересказать текст. У кого-то это займет 2 минуты, кто-то будет сидеть 10 минут, пытаясь выучить текст наизусть — это уже зависит от кандидата и его подхода. Кейсы всегда очень сильно варьируются, их может быть несколько или целая батарея”, — рассказывает Олеся Бородинова, HR-менеджер.

Многие оценивают сотрудников интуитивно, наработав опыт проведения интервью, и могут раскрутить любого человека. Но в то же время сами HR признаются, что субъективизм остается самой большой проблемой. От того, как себя чувствует оценщик, какое у него состояние и настроение, зависит результат собеседования.

Также заглянув на опушку рекрутинга, я услышала, как рекрутеры хвастались тем, что способны подготовить соискателей к предстоящей беседе с другими рекрутерами — весьма смелое утверждение, которое отмечает первые этапы оценки как шаблонную работу.

Но меня приятно удивили ответы о том, зачем оценивать soft skills:

"Потому что дальше будет потеря в деньгах и времени, все равно человек уйдет — это показал наш опыт".

"У каждой компании своя культура и от личностных качеств зависит, насколько человек вольется в тот или иной коллектив".

"Чем сложнее отрасль, тем меньше требований к soft skills — просто уже закрывают глаза и берут".

"Сейчас слишком много изменений в мире. Если мы не будем за счет софтов выстраивать нормальной коммуникации, то столкнемся с тем, что техническая часть сделана, но донесено неправильно и результат все равно неидеальный".

"Soft skills нужны, чтобы повысить внутреннюю и корпоративную культуру, избежать рисков потенциальных уходов и выгораний".

"Принимают по хардам, увольняют по софтам".

А в конце я разгадала загадку: как же попадают в страну HR. Оказалось, что путей очень много: из рекрутинга, отдела кадров, руководящих должностей, отталкиваясь от психологического образования или как я — через кроличью нору. Но для себя я поняла, почему люди остаются в стране HR, задав вопрос: “А что вы чувствуете, когда правильно оценили сотрудника, он показал результаты и вписался в команду”. Популярными ответами были: “Счастье. Радость. Восторг” и “Чувство собственного могущества”, ведь быть предводителем королевства и самому выбирать, каким оно будет: червонным или бубонным — это веский аргумент.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Кобзон Хиггса

«червонным или бубонным» — это как понимать?

Ответить
Развернуть ветку
KSA

Буквально

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

«Бубон (греч. βουβών — пах) — увеличенный вследствие воспаления лимфатический узел». Эээ?

Ответить
Развернуть ветку
KSA

Вы в карты никогда не играли и не знаете как называются масти?

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

Бубновый. Но не бубонный.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Болдырев
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда