Вебинары vs Онлайн-тренинги: в чем разница
В компаниях и вузах привыкли к удаленке и теперь ориентируются
на синхронный онлайн. Синхронный — это когда группа и преподаватель
или тренер находятся на занятии одновременно. Обычно используют
два формата: вебинары и онлайн-тренинги. ТренингСпэйс рассказали,
что и для чего подходит лучше. Читайте, чтобы не запутаться.
На самом деле в синхронном онлайне есть и другие форматы: стратсессии, фасилитации. В статье мы остановились только на тех, которые чаще сравнивают друг с другом.
По каким параметрам сравниваем
По пяти ключевым метрикам, показатели которых напрямую влияют
на результат обучения и выбор формата. Вот они.
- Вовлеченность — как строится взаимодействие между группой
и преподавателем (тренером, тьютором) и насколько учащегося заинтересует то, что происходит на занятии. - Масштабирование стандартов — как широко и одинаково точно доносится информация через разных преподавателей и тренеров.
- Аналитика — какие цифровые данные доступны для изучения качества
и эффективности обучения. - Требуемый уровень знаний и навыков — что должен уметь преподаватель, тренер или тьютор для работы в том или ином формате.
- Цели и компетенции — какие знания или навыки можно развивать
у обучающихся, для чего использовать.
Вебинары
Обучающие онлайн-занятия, которые по структуре похожи на очные лекции: взаимодействуют две стороны, спикер и участники, одна из которых рассказывает, а другая слушает. Все как в обычном учебном классе.
Вовлеченность в обучение
Хотя вебинар и напоминает очную лекцию, этот формат имеет особенности. Чаще на занятии показывает себя только спикер, а обратная связь
от участников не озвучивается голосом, а приходит в виде письменных вопросов и комментариев в чат встречи. Слушатели остаются как бы
за кадром, их не видно и не слышно. И даже если площадка поддерживает работу веб-камер для всех участников, большинство обычно отключают видео, когда говорит спикер.
«Пожалуйста, поставьте в чате плюсик, если вы меня видите
и слышите»
Понять заинтересованность и реакцию группы на ответы и учебные материалы так гораздо сложнее. Поэтому в ход идут опросы, квизы, лотереи, викторины — все, что поможет вовлечь участников. Если у площадки,
на которой проходит вебинар, нет таких инструментов, используются «костыли» — прикручиваются сторонние приложения. Это помогает усилить эмоциональную связь между сторонами, пусть и не до уровня живого общения в офлайне.
Масштабирование
Широта передачи стандартов. На профессиональной платформе вебинары собирают от 1 до 20 000+ участников. Еще больше — на стриминговом сервисе. Допустимое количество человек на занятии зависит от выбранной площадки и тарифа, если он предусмотрен.
Точность передачи стандартов. Жесткой структуры у вебинарного курса нет — когда выступление полностью ограничено заданным сценарием
как по времени, так и по изложению контента. Это оставляет место вольной интерпретации стандартов и авторской подаче информации, что, например, неуместно в масштабном корпоративном обучении.
Аналитика
В зависимости от сервиса или платформы, можно пользоваться сквозной аналитикой и собирать статистику с UTM-меток. Это помогает увидеть информацию о посещаемости вебинаров: сколько человек зарегистрировалось, кто заполнил форму, кто пришел, сколько вообще было участников, когда заходили-выходили.
Что нужно знать и уметь преподавателю
Глобально — достаточно пользоваться браузером и веб-камерой, набросать план лекции, собрать участников и запустить трансляцию на любом приглянувшемся сервисе. Но если хочется провести стопроцентно хороший вебинар, нужно еще и учитывать разницу между выступлениями в онлайне
и офлайне.
Главный конкурент онлайна — не офлайн, а соседние вкладки в браузере.
В них обучающихся всегда ждут рабочие задачи, сериалы, фильмы, статьи, чаты
и соцсети.
Как вести себя на виртуальной сцене, как подавать информацию,
как удерживать внимание группы — преподаватель должен знать эти нюансы, чтобы вебинар не превратился в унылую лекцию, с которой хочется быстрее сбежать.
Для чего использовать
- Развивать hard skills («жесткие» навыки) — базовые профессиональные знания и умения.
- Изучать продукты и программы.
- Инструктажи.
- Онлайн-лекции.
- Онлайн-совещания.
- Семинары.
- Видеоконференции.
Где проводить
На профессиональных вебинарных платформах или просто стримить выступление на Ютубе или другом похожем сервисе.
- Платформы обеспечат аналитикой по посещаемости и полным пакетом организационных услуг: формами для регистрации, рассылкой приглашений, напоминаниями о встрече, чатом для участников. А еще — инструментами для вовлечения: интерактивными досками, тестами, опросами.
- Стриминговые сервисы позволят собрать больше зрителей.
Онлайн-тренинги
Навыковое обучение, которое по структуре можно сравнить с тренингами
в офлайне и практикумами в вузах. Здесь главная цель — сформировать умения, изменить поведение и установки. Тренеры и преподаватели дают знания и создают разные ситуации, в которых участники применяют
теорию на практике и сразу получают обратную связь. Это всегда активный формат, с непрерывным диалогом и высокой эмоциональной вовлеченностью.
Если говорить об онлайн-тренинге, то, чтобы на занятии оставалось больше времени на практику, теорию дают в до- и посттренинговых материалах. Участники изучают их самостоятельно в удобное время.
Вовлеченность в обучение
Основа хорошего практического занятия — активная работа всех участников. Здесь камера и микрофон должны быть включены у каждого пользователя
до конца занятия. Например, в профессиональных системах цифрового обучения — Training Management System (TMS) — можно установить запрет
на отключение, чтобы все оставались в фокусе и не отвлекались
на соседние вкладки и другие дела. Кстати, о вкладках —
если обучающийся переключится на другую страницу, в такой системе
это сразу будет видно.
Чтобы вовлекать аудиторию и управлять групповой динамикой, нужны инструменты: квизы, тесты, социометрия, ролевые игры, кинометафоры, флипчарт, кейсы, опросы, аудио. Если обучение проходит в TMS, инструменты, скорее всего, уже будут зашиты в платформу. Если на вебинарной площадке или через систему видео-конференц-связи (ВКС), у которых нет таких активностей, некоторые из них можно прикрутить со стороны.
Масштабирование
Широта передачи стандартов. Рекомендуемое число участников онлайн-тренинга — от 6 до 20 человек. При этом можно дать сценарий разным тренерам и провести несколько одинаковых тренингов сразу. Так количество одновременно обучаемых пользователей увеличится в несколько раз.
Точность передачи стандартов. Онлайн-тренинги могут быть с жесткой структурой и нет. Мы придерживаемся мнения, что первый вариант предпочтительнее. Тренеры пошагово работают по эталонной учебной программе, от которой нельзя отступать. Это помогает снизить до минимума риск вольной интерпретации курса и одинаково точно доносить стандарты
до всех филиалов и подразделений.
Аналитика
В зависимости от платформы можно получить самые разные данные.
Они собираются автоматически.
- Вебинарные платформы и ВКС-сервисы покажут информацию
о посещаемости тренинга, личные параметры участников, результаты опросов. Если нет встроенной аналитики, вытаскивать данные
нужно будет со сторонних сервисов. - В TMS, кроме этого, можно узнать о вовлеченности в обучение
и поведении участников. Какую идею написали, на какие кнопки нажимали, как часто отвлекались, какую дали обратную связь.
Или посмотреть на работу тренера: отклонялся ли от сценария,
какие пропускал слайды, какие инструменты вовлечения задействовал, выключал ли камеру, как реагировал на сложности. Отследить,
какие этапы тренинга вызвали отклик, а какие оставили пользователей равнодушными. Количество метрик может быть очень большим.
Что нужно знать и уметь тренеру и преподавателю
Минимально — работать в браузере, пользоваться наушниками, веб-камерой
и микрофоном. Знать, как решить базовые проблемы с подключением,
если занятия проходят без техподдержки, которая этим займется. Изучить работу онлайн-инструментов и активностей.
Важно уметь вовлекать участников и управлять групповой динамикой через окно браузера — энергетика онлайн-обучения отличается от офлайна. Даже самый опытный и харизматичный тренер может провалить занятие, если
не знает основ проведения онлайн-тренингов и диджитал-этикет.
Все это звучит сложно, но на деле, конечно, не так страшно:)
Для чего использовать
- Тренировать навыки, как «жесткие», так и «мягкие», «гибкие» — hard skills
и soft skills. - Формировать новые умения.
- Менять поведение и установки.
До 2020 года считалось, что тренировать «софты»
в онлайне нельзя. Ведь они связаны
с личными качествами, которые сложно быстро проверить, еще труднее измерить и как будто невозможно отработать в окне браузера.
Массовый переход компаний на удаленку показал, что это не так.
Где проводить
В системах цифрового обучения (TMS), на вебинарных платформах
или с помощью ВКС-систем.
- В TMS уже заложен набор инструментов и функций для вовлечения
в обучение. Можно отследить данные не только по посещаемости,
но и по работе каждого участника группы внутри занятия, включая тренера или преподавателя. - У вебинарных платформ и ВКС-систем может не быть нужных инструментов для вовлечения, некоторые прикручиваются
со стороны. Аналитика покажет количество регистраций, личные данные участников, кто из них был на занятии до конца, а кто ушел раньше.
Итоги
Вебинар и онлайн-тренинг отличаются учебными целями, уровнем вовлечения и конечным результатом.
- Вебинар — информирует, формирует представление о предмете. Состоит преимущественно из лекционного материала и вопросов участникам.
Это теория. - Тренинг — информирует и формирует не только представление, но и умения. Здесь фокус идет на упражнения, с помощью которых участники будут получать опыт и переводить полученные знания в умения.
Это практика.
При этом у вебинаров и онлайн-тренингов есть одна общая черта —
они обходятся бизнесу намного выгоднее живых мероприятий. Экономику цифрового обучения мы посчитаем в следующих статьях.
Спасибо за статью! Было полезно. Хотелось бы побольше подобного рода материала про особенности различных форматов проведения обучающих занятий! :)
Евгений, есть еще статья про форматы онлайн-обучения в блоге ТренингСпэйс - https://www.trainingspace.online/blog/kakie_byvayut_formy_onlajn-obucheniya и можно следить за новостями в группе на фейсбуке - https://www.facebook.com/trainingspace.online