Вебинары vs Онлайн-тренинги: в чем разница

В компаниях и вузах привыкли к удаленке и теперь ориентируются
на синхронный онлайн. Синхронный — это когда группа и преподаватель
или тренер находятся на занятии одновременно. Обычно используют
два формата: вебинары и онлайн-тренинги. ТренингСпэйс рассказали,
что и для чего подходит лучше. Читайте, чтобы не запутаться.

На самом деле в синхронном онлайне есть и другие форматы: стратсессии, фасилитации. В статье мы остановились только на тех, которые чаще сравнивают друг с другом.

Вебинары vs Онлайн-тренинги: в чем разница

По каким параметрам сравниваем

По пяти ключевым метрикам, показатели которых напрямую влияют
на результат обучения и выбор формата. Вот они.

  • Вовлеченность — как строится взаимодействие между группой
    и преподавателем (тренером, тьютором) и насколько учащегося заинтересует то, что происходит на занятии.
  • Масштабирование стандартов — как широко и одинаково точно доносится информация через разных преподавателей и тренеров.
  • Аналитика — какие цифровые данные доступны для изучения качества
    и эффективности обучения.
  • Требуемый уровень знаний и навыков — что должен уметь преподаватель, тренер или тьютор для работы в том или ином формате.
  • Цели и компетенции — какие знания или навыки можно развивать
    у обучающихся, для чего использовать.

Вебинары

Обучающие онлайн-занятия, которые по структуре похожи на очные лекции: взаимодействуют две стороны, спикер и участники, одна из которых рассказывает, а другая слушает. Все как в обычном учебном классе.

Вебинары vs Онлайн-тренинги: в чем разница

Вовлеченность в обучение

Хотя вебинар и напоминает очную лекцию, этот формат имеет особенности. Чаще на занятии показывает себя только спикер, а обратная связь
от участников не озвучивается голосом, а приходит в виде письменных вопросов и комментариев в чат встречи. Слушатели остаются как бы
за кадром, их не видно и не слышно. И даже если площадка поддерживает работу веб-камер для всех участников, большинство обычно отключают видео, когда говорит спикер.

«Пожалуйста, поставьте в чате плюсик, если вы меня видите
и слышите»

Понять заинтересованность и реакцию группы на ответы и учебные материалы так гораздо сложнее. Поэтому в ход идут опросы, квизы, лотереи, викторины — все, что поможет вовлечь участников. Если у площадки,
на которой проходит вебинар, нет таких инструментов, используются «костыли» — прикручиваются сторонние приложения. Это помогает усилить эмоциональную связь между сторонами, пусть и не до уровня живого общения в офлайне.

Масштабирование

Широта передачи стандартов. На профессиональной платформе вебинары собирают от 1 до 20 000+ участников. Еще больше — на стриминговом сервисе. Допустимое количество человек на занятии зависит от выбранной площадки и тарифа, если он предусмотрен.

Точность передачи стандартов. Жесткой структуры у вебинарного курса нет — когда выступление полностью ограничено заданным сценарием
как по времени, так и по изложению контента. Это оставляет место вольной интерпретации стандартов и авторской подаче информации, что, например, неуместно в масштабном корпоративном обучении.

Аналитика

В зависимости от сервиса или платформы, можно пользоваться сквозной аналитикой и собирать статистику с UTM-меток. Это помогает увидеть информацию о посещаемости вебинаров: сколько человек зарегистрировалось, кто заполнил форму, кто пришел, сколько вообще было участников, когда заходили-выходили.

Что нужно знать и уметь преподавателю

Глобально — достаточно пользоваться браузером и веб-камерой, набросать план лекции, собрать участников и запустить трансляцию на любом приглянувшемся сервисе. Но если хочется провести стопроцентно хороший вебинар, нужно еще и учитывать разницу между выступлениями в онлайне
и офлайне.

Главный конкурент онлайна — не офлайн, а соседние вкладки в браузере.
В них обучающихся всегда ждут рабочие задачи, сериалы, фильмы, статьи, чаты
и соцсети.

Как вести себя на виртуальной сцене, как подавать информацию,
как удерживать внимание группы — преподаватель должен знать эти нюансы, чтобы вебинар не превратился в унылую лекцию, с которой хочется быстрее сбежать.

Для чего использовать

  • Развивать hard skills («жесткие» навыки) — базовые профессиональные знания и умения.
  • Изучать продукты и программы.
  • Инструктажи.
  • Онлайн-лекции.
  • Онлайн-совещания.
  • Семинары.
  • Видеоконференции.

Где проводить

На профессиональных вебинарных платформах или просто стримить выступление на Ютубе или другом похожем сервисе.

  • Платформы обеспечат аналитикой по посещаемости и полным пакетом организационных услуг: формами для регистрации, рассылкой приглашений, напоминаниями о встрече, чатом для участников. А еще — инструментами для вовлечения: интерактивными досками, тестами, опросами.
  • Стриминговые сервисы позволят собрать больше зрителей.

Онлайн-тренинги

Навыковое обучение, которое по структуре можно сравнить с тренингами
в офлайне и практикумами в вузах. Здесь главная цель — сформировать умения, изменить поведение и установки. Тренеры и преподаватели дают знания и создают разные ситуации, в которых участники применяют
теорию на практике и сразу получают обратную связь. Это всегда активный формат, с непрерывным диалогом и высокой эмоциональной вовлеченностью.

Вебинары vs Онлайн-тренинги: в чем разница

Если говорить об онлайн-тренинге, то, чтобы на занятии оставалось больше времени на практику, теорию дают в до- и посттренинговых материалах. Участники изучают их самостоятельно в удобное время.

Вовлеченность в обучение

Основа хорошего практического занятия — активная работа всех участников. Здесь камера и микрофон должны быть включены у каждого пользователя
до конца занятия. Например, в профессиональных системах цифрового обучения — Training Management System (TMS) — можно установить запрет
на отключение, чтобы все оставались в фокусе и не отвлекались
на соседние вкладки и другие дела. Кстати, о вкладках —
если обучающийся переключится на другую страницу, в такой системе
это сразу будет видно.

Участник пытается незаметно перейти на другую вкладку, но все это видят
Участник пытается незаметно перейти на другую вкладку, но все это видят

Чтобы вовлекать аудиторию и управлять групповой динамикой, нужны инструменты: квизы, тесты, социометрия, ролевые игры, кинометафоры, флипчарт, кейсы, опросы, аудио. Если обучение проходит в TMS, инструменты, скорее всего, уже будут зашиты в платформу. Если на вебинарной площадке или через систему видео-конференц-связи (ВКС), у которых нет таких активностей, некоторые из них можно прикрутить со стороны.

Масштабирование

Широта передачи стандартов. Рекомендуемое число участников онлайн-тренинга — от 6 до 20 человек. При этом можно дать сценарий разным тренерам и провести несколько одинаковых тренингов сразу. Так количество одновременно обучаемых пользователей увеличится в несколько раз.

Точность передачи стандартов. Онлайн-тренинги могут быть с жесткой структурой и нет. Мы придерживаемся мнения, что первый вариант предпочтительнее. Тренеры пошагово работают по эталонной учебной программе, от которой нельзя отступать. Это помогает снизить до минимума риск вольной интерпретации курса и одинаково точно доносить стандарты
до всех филиалов и подразделений.

Аналитика

В зависимости от платформы можно получить самые разные данные.
Они собираются автоматически.

  • Вебинарные платформы и ВКС-сервисы покажут информацию
    о посещаемости тренинга, личные параметры участников, результаты опросов. Если нет встроенной аналитики, вытаскивать данные
    нужно будет со сторонних сервисов.
  • В TMS, кроме этого, можно узнать о вовлеченности в обучение
    и поведении участников. Какую идею написали, на какие кнопки нажимали, как часто отвлекались, какую дали обратную связь.
    Или посмотреть на работу тренера: отклонялся ли от сценария,
    какие пропускал слайды, какие инструменты вовлечения задействовал, выключал ли камеру, как реагировал на сложности. Отследить,
    какие этапы тренинга вызвали отклик, а какие оставили пользователей равнодушными. Количество метрик может быть очень большим.

Что нужно знать и уметь тренеру и преподавателю

Минимально — работать в браузере, пользоваться наушниками, веб-камерой
и микрофоном. Знать, как решить базовые проблемы с подключением,
если занятия проходят без техподдержки, которая этим займется. Изучить работу онлайн-инструментов и активностей.

Важно уметь вовлекать участников и управлять групповой динамикой через окно браузера — энергетика онлайн-обучения отличается от офлайна. Даже самый опытный и харизматичный тренер может провалить занятие, если
не знает основ проведения онлайн-тренингов и диджитал-этикет.
Все это звучит сложно, но на деле, конечно, не так страшно:)

Для чего использовать

  • Тренировать навыки, как «жесткие», так и «мягкие», «гибкие» — hard skills
    и soft skills.
  • Формировать новые умения.
  • Менять поведение и установки.

До 2020 года считалось, что тренировать «софты»
в онлайне нельзя. Ведь они связаны
с личными качествами, которые сложно быстро проверить, еще труднее измерить и как будто невозможно отработать в окне браузера.

Массовый переход компаний на удаленку показал, что это не так.

Где проводить

В системах цифрового обучения (TMS), на вебинарных платформах
или с помощью ВКС-систем.

  • В TMS уже заложен набор инструментов и функций для вовлечения
    в обучение. Можно отследить данные не только по посещаемости,
    но и по работе каждого участника группы внутри занятия, включая тренера или преподавателя.
  • У вебинарных платформ и ВКС-систем может не быть нужных инструментов для вовлечения, некоторые прикручиваются
    со стороны. Аналитика покажет количество регистраций, личные данные участников, кто из них был на занятии до конца, а кто ушел раньше.

Итоги

Вебинар и онлайн-тренинг отличаются учебными целями, уровнем вовлечения и конечным результатом.

  • Вебинар — информирует, формирует представление о предмете. Состоит преимущественно из лекционного материала и вопросов участникам.
    Это теория.
  • Тренинг — информирует и формирует не только представление, но и умения. Здесь фокус идет на упражнения, с помощью которых участники будут получать опыт и переводить полученные знания в умения.
    Это практика.
Вебинары vs Онлайн-тренинги: в чем разница

При этом у вебинаров и онлайн-тренингов есть одна общая черта —
они обходятся бизнесу намного выгоднее живых мероприятий. Экономику цифрового обучения мы посчитаем в следующих статьях.

55
2 комментария

Спасибо за статью! Было полезно. Хотелось бы побольше подобного рода материала про особенности различных форматов проведения обучающих занятий! :)

1
Ответить

Евгений, есть еще статья про форматы онлайн-обучения в блоге ТренингСпэйс - https://www.trainingspace.online/blog/kakie_byvayut_formy_onlajn-obucheniya и можно следить за новостями в группе на фейсбуке - https://www.facebook.com/trainingspace.online 

Ответить