Как мы спаслись от выгорания и создали нетоксичную рабочую среду для сотрудников

Наталья Семагина
Соосновательница EMAILMATRIX

Привет! На связи Наташа, соосновательница Emailmatrix. Когда мы запускали агентство, нас было всего пятеро и мы не особо задумывались о корпоративных правилах. Постепенно компания росла, наш штат увеличился до 40+ сотрудников. И тут мы столкнулись с проблемами: новички часто не справлялись с обязанностями, с трудом вливались в коллектив; «старички» выгорали и выполняли свою работу по накатанной.

В первую очередь мы занялись оптимизацией рабочих процессов и перераспределением нагрузки, затем увеличили фонд оплаты труда. Этого уже достаточно, чтобы решить большую часть проблем, но я решила попробовать создать более комфортную атмосферу для сотрудников. Клиентам нужны новые идеи, а генерировать их гораздо легче в благоприятной обстановке.

Мечтаю об идеальной атмосфере для коллег

Здесь я расскажу об удачных (и не очень) решениях, связанных с корпоративной культурой, которые мы приняли, чтобы удержать коллег в компании и повысить эффективность работы.

Сытость и отдых

Для начала мы сделали оплачиваемые обеды с доставкой. Это экономит время и силы коллег, никому не придётся работать на голодный желудок.

Потом мы добавили возможность брать до трёх дней оплачиваемого больничного в месяц без его официального оформления. Изначально это появилось как спасительная опция для девушек, которые страдают от болезненных месячных, но мужчины с простудой тоже могут этим пользоваться. У нас были сомнения по поводу этой меры: не будут ли сотрудники злоупотреблять неофициальным больничным? Не будем ли мы нести излишние финансовые потери, если работники будут чаще выпадать из процесса?

Но на практике это оказалось одной из самых удачных мер нашего эксперимента. Во-первых, это подстегнуло нас научиться взаимозаменяемости, чтобы сотрудники одного отдела при необходимости легко подхватывали дела коллег на пару дней. Во-вторых, количество критических ошибок, после которых у нас отваливались проекты, снизилось почти на треть! Если у тебя адски болит голова — напиши коллегам и иди отдыхать. Это гораздо лучше, чем в нездоровом состоянии сделать ошибку, которая обойдётся нам в несколько миллионов.

А ещё на деле, как только сотруднику становилось лучше, он сразу вливался обратно в процесс, даже если уже предупредил всех о неофициальном выходном. Так мы поняли, что мы можем доверять своим коллегам и не бояться, что утонем в бесконечных больничных.

Мотивация и развитие

Мы решили не вводить соревновательную систему мотивации, которая может провоцировать излишнюю конкуренцию и отбивать желание помогать коллегам. Сейчас менеджеры проектов получают бонусы за общий оборот компании, поэтому они заинтересованы и в скорейшем обучении новичков, и в успехе всех своих коллег.

Иногда, проработав в одном отделе несколько лет, человек понимает, что он хочет попробовать себя в чём-то ещё. Чтобы не терять сотрудников, мы даём им возможность горизонтального развития, поддерживаем инициативы и организуем стажировки в других отделах. Например, мы увидели прекрасные иллюстрации Ани, нашего офис-менеджера, и узнали, что она мечтает стать дизайнером. Мы предложили Ане позицию стажёра в отделе дизайна, она прошла обучение у тимлида и сейчас успешно работает над клиентскими задачами.

Аня променяла стопки документов на графический планшет

А HR Полина до EMAILMATRIX занималась SMM, и в какой-то момент она стала скучать по соцсетям. Теперь во власти Полины наш яркий Instagram и полезный Facebook.

Ещё мы оплачиваем курсы английского и другие занятия для профессионального развития, отправляем сотрудников на конференции в качестве слушателей и выступающих, закупаем новинки бизнес-литературы для корпоративной библиотеки. Это несёт определённые риски для компании, так как мы развиваем лицо работника на рынке, зато это положительно влияет на лояльность сотрудников. Даже если коллега решает уйти в другую компанию, мы расстаёмся друзьями. В дальнейшем бывшие коллеги часто становятся нашими клиентами.

Адаптация новичков

Новичок не должен чувствовать себя чужим или потерянным, поэтому мы разработали систему адаптации. Приходя в компанию, новый сотрудник получает наставника, который помогает погрузиться в среду, регулярно проводит личные встречи вживую или в зуме, где консультирует по рабочим вопросам и оказывает поддержку. Обычно наставником становится руководитель команды или отдела. В первые недели работы мы устраиваем вечеринку-знакомство или зум-созвон.

Я понимаю, что не все вопросы бывает удобно обсудить с руководителем, поэтому в погружении новых сотрудников активно участвует HR-отдел. На регулярных и внеплановых встречах можно обсудить конфликтные ситуации, пожаловаться на неудобный стул или возникающие в работе трудности и получить помощь.

В 2019 году мы также запустили систему менторства, но она не очень прижилась, сейчас осталась только одна действующая пара «ментор — подопечный». Задумка была в том, что сотрудник может выбрать себе ментора, который, в отличие от наставника, не будет его непосредственным руководителем, но сможет направлять в сложных вопросах карьерного и личностного роста. Насаждать межличностные отношения такого формата было бы странно, поэтому пока мы отпустили эту идею.

Офис, графики и удалёнка

До пандемии все рязанские сотрудники обычно работали из офиса. У нас были опасения, что на удалёнке мы не сможем так оперативно реагировать на задачи и эффективность упадёт. Но 2020 год показал, что это не так! Конечно, гораздо приятнее общаться с коллегами вживую в офисе, чем в виде пикселей на экране, но на продуктивность это не влияет.

Сейчас мы абсолютно лояльно относимся к тем, кто выбирает работать из дома, и в нашей команде прибавилось сотрудников из других городов. Была даже мысль вовсе отказаться от офиса, но большинство рязанских коллег резко высказались против, поэтому офис продолжает оставаться нашим местом встреч с посещением по желанию или необходимости.

График работы у нас стандартный: 5/2, с 9:00 до 18:00 — во всяком случае, это то, что прописано у нас в трудовом договоре. В реальности же мы решили, что своей восьмичасовой пятидневкой каждый будет распоряжаться по-своему: кто-то стартует в 8 утра, другие приезжают в офис к 11. Можно отлучаться в течение дня по своим делам, предупредив коллег, главное — быть на связи в корпоративном мессенджере с 10:30 примерно до 18:30.

А ещё к нам в офис можно приходить с детьми и небольшими собаками и кошками. У нас в компании много мам (и пап), и мы понимаем, что иногда ребёнка просто не с кем оставить. Для детей у нас есть лего, пластилин, раскраски и другие игрушки. Если увлечь ребёнка игрой, он не будет никому мешать работать.

Возможно, у нас это работает только потому, что коллектив небольшой и у всех на удивление спокойные дети. Будет ли это работать на больших масштабах — пока не могу сказать.

Для сотрудниц в декрете предусмотрена возможность продолжать работать удалённо на почасовой ставке. Также мы снимаем с беременных наиболее сложные проекты, чтобы снизить уровень стресса и сделать работу максимально комфортной.

Развлечения и спорт

Кто хорошо работает — тот должен хорошо отдыхать! Поэтому мы регулярно устраиваем посиделки с настольными играми в конце рабочей недели, вместе занимаемся спортом, широко отмечаем праздники в течение года (Масленица, Хеллоуин, 14 февраля, гендерные праздники и другие), выбираемся в совместные походы и сплавы.

Что не сработало

Дресс-код и турник в офисе. Никто не хочет подтягиваться!

Мы пытались когда-то ввести умеренный дресс-код в стиле деловой кэжуал, но быстро отказались от этой затеи. Это касается и внутреннего комфорта ребят, и приоритетов в распределении дохода. Мы не можем заставлять работников тратить деньги на покупку специальной одежды для офиса, если их личный гардероб состоит из футболок.

Сейчас у нас нет дресс-кода — сотрудники могут приходить в чём хотят (разве что пляжный стиль всё-таки лучше оставить для дома).

Итоги

Основной комплекс мер сработал, команда работает без отвлечений на базовые потребности, в большем доверии друг к другу. И мы продолжаем расти! Если хотите к нам — можете посмотреть вакансии.

А другим руководителям в похожей ситуации я бы посоветовала в первую очередь заняться вопросом распределения нагрузки в коллективе, а затем поэтапно вводить другие изменения и отслеживать результаты.

Команда EMAILMATRIX шлёт вам лучи комфорта и эффективности!
0
43 комментария
Написать комментарий...
Сережа Орехов

Секта

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Stroganov
Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

Не, эти еще близко не дотягивают. У кого там с утра гимн поют каждый день? У симы? 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир AngryCEO

Одной из причин выгорания является "не твоя" работа. Вы привели 2 примера смены направления, но первый описан как "случайно заметили", а второй не раскрыт (как именно узнали, что человек скучает по  smm непонятно). И отсюда вопрос, есть ли у вас системная работа в этом направлении (поиск своего направления сотрудником) и если есть то какая?

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Спасибо за вопрос! Какое-то время мы пробовали всем новичкам устраивать мини-стажировки в КАЖДОМ отделе (это было нужно для полного погружения в процессы компании), но это шло с трудом, и непонятно было, зачем условному разработчику тратить рабочее время на стажировку в отделе продаж. Сейчас такие стажировки устраиваем по заявкам от сотрудников, если кому-то хочется вырасти или попробовать себя в чём-то другом. Для системного поиска мы, вероятно, ещё малыши, у нас это работает просто: подходишь к своему руководителю или к HR и говоришь, что хочешь попробовать что-то ещё.

Ещё узнаём о подобном, когда ребята пользуются опцией «пожаловаться HR-у на индивидуальном Zoom-созвоне на жизнь свою нелёгкую за бокалом вина». Пока этого хватает :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир AngryCEO

Спасибо за ответ. И пара уточнений. 1. Сколько длится мини стажировка?  2. Интересно было бы узнать как вы работаете с результатами таких зумов, что предпринимаете, чтобы подвытащить человека, если проблемы не в смене направления (какие ещё проблемы находите). И на сколько часто к этому обращаются. 

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

1. Стажировки измерялись скорее не в днях, а в ряде задач, которые должен научиться выполнять стажёр. Например, подготовить внятную презентацию для клиента в отделе продаж, или сверстать письмо/простой лендинг.
2. Сейчас такие зумы не особо часто случаются, может быть пара штук в месяц, иногда ни одного. Чаще всего это запросы, касающиеся карьерного и финансового роста. Это круто, потому что у нас есть сложные задачи, за которые мало кто берётся, и если человек хочет большего роста и денег — отлично, давай делать эти задачи.
А иногда нужно просто выслушать о конфликтной ситуации и побыть незаинтересованным лицом, которое посмотрит со стороны и даст совет.

Раньше такие встречи были только по инициативе сотрудников, но буквально пару недель назад мы решили попробовать сделать регулярные беседы с каждым сотрудником (раз в полгода), чтобы самостоятельно выявлять проблемы, а не ждать. Наверняка узнаем много нового)

Ответить
Развернуть ветку
Sergej Pypec

Разработчик должен побывать продажником. Как и продажник разработчиком. Чтобы понимать кухню сопутствующей службы. И я когда-то, будучи начальником разработчиков, озвучил это начальнику продажников на его сарказм:"Может и продажникам по объектам ездить?.." Да, продажники стали бывать на объектах заказчиков. Теория - хорошо, но с практикой - лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad I

всегда стараюсь бежать подальше от таких сект. жесть.

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Почему вы так считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Павловская

Круто. А у нас вырезают зп на 30%, если сотрудник выходит на удаленку и у нас нет праздников. Мы работаем на них.

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

-30% за удалёнку — это жесть! Приходите к нам)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей S.L.

Хорошая, позитивная статья, с правильными выводами. Удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Спасибо! :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Podluzny

Хорошо, когда компания понимает, что проблема выгорания существует и пытается трансформировать ситуацию. А то всегда есть другой способ: выгоревших уволить, нанять не выгоревших, - или делать вид, что все нормально и страдание и боль нормальная часть работы.

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

У нас бы так все клиенты отвалились)
Для многих менеджеров на стороне клиента имеет значение, кто занимается их проектом, придумывает идеи, рисует баннеры; они по стилю уже угадывают, кто из наших копирайтеров писал для них тот или иной текст. Если их любимые сотрудники уйдут, то клиент тоже может уйти.

Так что выжимать сотрудников не только неэтично, но и вредно для бизнеса. Жаль, что не все это понимают, иначе было бы больше успешных компаний и больше счастливых людей

Ответить
Развернуть ветку
Александр Максимов

Реально матрица.

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Слишком волшебно звучит?) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Базаров

Все такие позитивные, классно!)
Тоже хочу у Вас работать и обедать бесплатно🙂

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Спасибо! :З
Будем рады видеть в своих рядах ещё больше позитивных коллег)

Ответить
Развернуть ветку
Inna Makarenko

с удовольствием почитала про Ваш опыт и выводы, жаль мало кто так подходит к бизнес-процессам, думаю были быв сильно удивлены, как малая "жертва" может дать мега-результат!
Эх, жаль, что у вас требования по опыту серьезные, а по моей профессии, где есть опыт -  нет вакансий, с удовольствием бы влилась в такую компанию

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Спасибо за добрые слова!
Вообще мы обучаем новичков. Поэтому если будет желание — пришлите нам своё резюме; для инициативных людей вакансия всегда найдётся)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Добрый

А почему турник не пользовался популярностью? Крутая ведь штука! 

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

Навскидку? Стандартная для РФ зажатость и боязнь показаться смешным. А турник это не та вещь, с помощью которой неподготовленный мальчик сможет повыё перед девочками: попытки среднестатистического офисного работника подтянуться хотя бы 7-10 раз выглядят обычно как конвульсии висельника  

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zotov

Возможно, в офисе не было душа

Ответить
Развернуть ветку
Olga Vakhontseva

Хочу к вам. Но траблшутера (маркетолог-дизайнер-операционный руководитель-исполнитель с примесью айтишника и дизайнера сайтов), который все же склонен к решению вопросов и ситуаций из указанных сфер, чем к непосредственной и узкой деятельности, вы не хотите. Исходя из вакансий :) Придётся выгореть на текущей работе. 

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

О май гад, мы же ищем такого человека в команду маркетинга! Как раз нужен маркетолог, который сможет и рутинные задачи менеджерить, и поможет сайт доработать.
Если вам интересно — напишите, пожалуйста, на почту [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Olga Vakhontseva

Мне - абсолютно точно интересно:) Написала первое тестовое письмо. 

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

похоже на резюме суетолога

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Golubev

Очень комфортные условия, такими, как мне кажется, они и должны быть во всех современных компаниях! PS: Надеюсь "мы сделали оплачиваемые обеды с доставкой" оплачиваются не самим сотрудником ))))))

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

До такого коварства мы не додумались :D

Ответить
Развернуть ветку
Otoko Densha

Да, завлекательно описали, тоже захотелось к вам работать. 

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Приходите!
У нас есть сотрудники от Иркутска до Краснодара)

Ответить
Развернуть ветку
Otoko Densha

Жаль, я не из России)) а то бы и правда можно было бы попробовать, сейчас как раз собираюсь из декретного фриланса начать искать что-то более стабильное.

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Не из России тоже есть!)

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

Как мы спасались от выгорания

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Прокопьева

Идеально😍

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Romantsov

Классно, что некоторые компании в России могут в Agile. Может быть получится посотрудничать в будущем :)

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Спасибо)
А какая у вас специализация?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Romantsov

Я бы сказал, что моя позиция это Marketing Project Manager, но основная специализация это CPA сети

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Вввв

Красиво описано. Позитивно и интересно.
Жаль я не очень ПХП люблю, а то бы постучался :)

Ответить
Развернуть ветку
Agency EMX
Автор

Спасибо, стараемся)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Пономарева

Круто! стараемся в нашей компании тоже создать приятную атмосферу)

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда