Как найти работу? Три совета для выпускников

Source: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpixabay.com%2Fru%2Fvectors%2F%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD-%25D1%2581%25D0%25BC%25D1%2583%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9-%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BA-6138818%2F&postId=306593" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pixabay</a>
Source: Pixabay

Каждый год Высшая Школа Менеджмента (ВШМ) проводит Management Career Week. В этой статье собраны инсайты из карьерных консультаций с выпускниками ВШМ, работавшими в Apple, Facebook, Google, Estée Lauder и других крупных компаниях.

Поиск хорошей работы — это навык, которому тоже нужно учиться.

NB! Статья написана для студентов и недавних выпускников.

№1 Будьте проактивны в поиске работы (хорошее резюме — это всего лишь половина успеха)

На entry-позициях от вас не ожидают навыков и опыта, которые есть у специалистов с пятилетним стажем, компании смотрят на вашу мотивацию.

  • Изучите компанию (но не только ее ценности). На собеседовании могут спросить: «Какой проект хотелось бы организовать в нашей компании?» или «Почему мы, а не компания Б?».
  • Проявляйте интерес к должности (станьте заметными в своей сфере). Вступайте в профессиональные группы на LinkedIn, где люди, работающие в вашей области, спрашивают совет или делятся своим опытом. Участвуйте в дискуссиях или делитесь статьями, книгами, новостями, которые считаете интересными и полезными.
  • Познакомьтесь с компанией поближе (возможно, там не всё так гладко, как вы думаете). Не стесняйтесь писать на LinkedIn людям, работающим (или работавшим) в интересующей вас компании. Представьтесь и объясните ваш интерес. Легче всего писать людям, с которыми у вас уже есть что-то общее: учеба в одном вузе, стажировка в одной компании, родной город и т.п.
  • Грамотно составляйте мотивационное письмо (дело не только в структуре). Цените время HR. Мотивационное письмо в идеале должно быть 1/5 страницы (не больше 1 страницы). «Краткость — сестра таланта», писал великий Чехов.
  • Не недооценивайте важность первого впечатления (не только компании, но и ваше). После интервью оцените общение с hiring manager. Это человек, с которым вы будете работать каждый день и от которого будет зависеть ваше продвижение по карьерной лестнице. Если вам что-то не понравилось или вы чувствуете, что это не ваш человек, задумайтесь.

№2 Подавайте как можно больше заявлений (вы можете быть приятно удивлены)

Вам уже, наверное, говорили, что отказы — это совершенно нормально. Но у отказов есть много положительных сторон, о которых мы часто не задумываемся. Отказы часто открывают новые возможности.

  • Чем больше заявлений вы подадите, тем больше новых компаний узнаете (и они о вас тоже). Например, вы можете увидеть объявления от стартапов или агентств, о существовании которых и не знали. Возможно, это и есть работа вашей мечты. Но за шумом вокруг карьеры в крупных организациях, вы раньше не слышали об этой компании.
  • Новые заявления иногда ведут к новым карьерным возможностям. Изучая сайты компаний (или LinkedIn профили ее сотрудников), вы можете найти полезную информацию: какой-то конкурс или кейс-чемпионат для недавних выпускников, где можно зарекомендовать себя или развить новые навыки.
  • Постоянная работа над резюме. В каждой новой вакансии ваша позиция может быть описана немного другими словами: возможно, вы поймете, как лучше оформить резюме, какую информацию стоит добавить или что стоит убрать. Если поиск работы затянется на несколько месяцев, вы сможете сравнить, с какого резюме начинали и к какому пришли: скорее всего, будете приятно удивлены.
  • Лучшее понимание целей и навыков. В одних заявления просят прислать портфолио, в других — сделать тестовое задание, в некоторых — заполнять анкету о мотивации. Сохраняйте в отдельную папку всё, что делаете. Потом это можно дополнять, изменять, улучшать и анализировать.

№3 Используйте навык storytelling во время интервью

Организуйте стройное повествование своей биографии, навыков и мотивации. В любой истории есть шесть компонентов:

Шесть компонентов Storytelling
Шесть компонентов Storytelling
  • Сюжет. Всегда держите в уме вакансию, на которую подаетесь. Какую историю вы хотите рассказать? О прирожденном лидере? Талантливом программисте?
  • Структура. Придерживайтесь методики STAR (situation, task, action, result). Например, «я был волонтером несколько лет в Erasmus Student Network, где организовывал экскурсии для иностранных студентов. Общаясь со студентами из разных стран, я не только улучшил навыки иностранного языка, но и научился находить подход к разных людям».
  • Главный герой. Рассказывая о ситуации («что я сделал»), упоминайте свои качества («как я это сделал»). Например, «я с успехом защитил дипломную работу» vs. «так как я люблю планировать заранее, у меня получилось подробно и вовремя проанализировать более 100 академических источников».
  • Суперсилы. Hard и soft skills должны быть подкреплены примерами. Перед интервью составьте подробный список примеров на каждый случай жизни (он пригодится для интервью в разные компании). Например, лидерство, командная работа, конфликтная ситуация, допущенная ошибка (как исправили и какой вывод сделали) и т.п. Чем более подробный список подготовите, тем сложнее застать вас врасплох.
  • Конфликт. В хорошей истории есть противостояние. Работодатель заинтересован в кандидате, который стремится развиваться. Если вас спрашивают о слабых сторонах, упомяните качества, которые находятся under construction (где вы видите потенциал для роста?). Расскажите, как вы над ними работаете. Иногда могут спросить, как вы решали проблемные ситуации в команде: в чем заключался конфликт? что помогло его решить? что вы сделали, чтобы конфликт в будущем не повторился?
  • Развязка. Закончите самопрезентацию словами о том, почему вы подходите под эту вакансию. Упомяните также, что вы хотели бы получить от компании. Им интересно не только то, что вы им дадите, но и как вы видите свое развитие: «…и я также хотел(а) бы улучшить навыки работы с большими данными, потому что меня давно интересует область data science».

Все шесть компонентов объединены одним навыком ― речью. Следите за речью. Не злоупотребляйте пассивом («мне поручили…»). Если проходите собеседование в европейскую или американскую компанию, говоря о людях в третьем лице, используйте местоимение they (или he/she). Соблюдайте баланс между «я» и «мы», чтобы избежать излишней self-promotion.

Не падайте духом

Поиск работы может быть выматывающим занятием.

Если вы подаете заявления, но не получаете заветные приглашения на интервью, причин может быть много: например, эта вакансия уже висит несколько недель, и компания уже нашла подходящего кандидата.

Не падайте духом: составьте список всех своих достижений (можно даже в числах): Z (вне-)учебных проектов, X семестров по обмену, Y успешно пройденных сложных курсов, и т.п. К моменту выпуска из университета у вас уже накопились достижения, о которых вы, возможно, даже не задумывались. Визуализируйте свой успех.

11
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить