Chief Product Officer (CPO): по существу о профессии XXI века

Chief Product Officer, Head of Product, Product Director и даже Product Dumbledore (и это не шутка) – все это «Директор по продукту». О том, кто такой CPO, какова его роль в компаниях, какие компетенции нужны для эффективного управления — лидер практики eCommerce в Kontakt InterSearch Russia Макар Лисицин. Статья будет полезна всем, кто хочет получить общее представление о CPO и о том, за что он отвечает.

Макар Лисицин
Лидер практики eCommerce в Kontakt InterSearch Russia

О продукте

В последнее время многие компании проходят через цифровую трансформацию. В связи с этим возникает необходимость пересмотра стратегии. Нужны новые идеи, новые механизмы, новые пути решения проблем. И эти «пути» — продукты. Все это ведет ЛПР-ов к осознанию того, что одним из ключевых членов команды является Chief Product Officer — Директор по продукту.

Когда речь идёт о CPO, под «продуктом», которым тот управляет, подразумевается любое высотехнологичное решение. Условно можно выделить 4 категории таких решений: маркетплейсы (например, Ozon), социальные сети (VK), цифровые сервисы (SberHealth) и приложения (Yandex Go). Стоит добавить, что если продукт масштабный, внутри него могут быть свои «мини-продукты» (составные части), за каждый из которых отвечает свой «мини-CPO» (да простят меня профессионалы, если таковые читают эту статью, за упрощения).

Схематично каждый продукт можно представить как синергию 5 логических компонентов.

Chief Product Officer (CPO): по существу о профессии XXI века
  • Функции: какие потребности клиента закрывает продукт.
  • Технология: как именно он их закрывает.
  • UX-дизайн: как это будет выглядеть для клиента.
  • Монетизация: как мы сможем заработать.
  • Маркетинг: как побудить клиента купить продукт.

CPO, возглавляя команду подчиненных, ответственен за все эти составляющие. Простая аналогия: продукт – маленькая компания, а CPO – ее генеральный директор.

Что знает и делает CPO?

CPO знает, что именно нужно клиенту. Кандидат на позицию должен уметь проводить CustDev, формулировать продуктовые гипотезы и проверять их. Он должен уметь считывать боль рынка и понимать, возможно ли в текущих условиях создать решение.

CPO — сильный аналитик. Он постоянно работает с данными: от анализа конкурентов до P&L.

Третья категория компетенций — экспертиза в финансах, поскольку CPO придется просчитывать и обосновывать экономическую эффективность запуска продуктов.

Наконец, CPO — эффективный управленец. Он ставит задачи разработчикам, дизайнерам и/или руководителям продуктовых групп, если продукт большой; управляет бэклогом продукта (об этом чуть ниже).

CPO – будущий CEO

CPO управляет командой, вдохновляет ее членов на реализацию новых проектов. Если команда не достигает поставленных задач, вина лежит на нём. И в этом он схож с CEO (Chief Executive Officer). Именно поэтому часто следующий логичный карьерный шаг для CPO — вырасти до уровня руководителя первой величины.

В идеале CPO — выходец из компании с продуктовой культурой, где работа выстроена по принципам распределённой ответственности, свободы действий и взаимной ценности членов команды. Начальной же ступенью карьеры для него может стать любая позиция, зона ответственности которой полезна для создания продукта: UX/UI-дизайнер, бизнес-аналитик, интернет-маркетолог, разработчик.

Роль CPO в компаниях различного типа

В стартапах численностью до 25 человек CPO может управлять 1-3 продуктовыми командами. Как правило, он является сооснователем компании, и его цель — создать продукт, который нужен рынку «здесь и сейчас».

В растущих компаниях, где численность сотрудников от 25 до 500 человек, в подчинении у CPO до 10 команд. Цель — совершенствование продукта.

В корпорациях, в которых работает свыше 500 человек, CPO руководит 10+ командами. Главная цель — инновации и создание новых продуктов.

Экспертиза грамотного CPO сегодня может пригодиться в абсолютно разных углах рынка. Вот лишь некоторые примеры индустрий и направлений для творчества:

  • ТЭК: автоматизация бурения.

  • Спорт: киберспорт, платформы для онлайн-регистрации на мероприятия.
  • Образование: EdTech, корпоративные диджитал‑программы, новые системы управления обучением (LMS).
  • Строительство и недвижимость: BIM-проектирование, облачные решения, роботы.
  • Агропромышленный комплекс: дроны, сенсоры, новые технологии возделывания культур.

Почти любая автоматизация предполагает создание определенного носителя, платформы, которая бы транслировала решения клиенту. И за эту платформу как за бизнес‑элемент отвечает CPO. В будущем число возможностей для них будет лишь расти.

Сленг CPO

Если вам предстоит разговор с CPO или вы сами хотите им стать, вам поможет знание 5 терминов и их значений.

  • Видение продукта (Product Vision) — четкое понимание продукта и его будущего на ближайшие 5-10 лет.
  • Продуктовая стратегия (Product Strategy) — план запуска продукта и его последующих доработок и адаптаций.
  • Бэклог продукта (Product Backlog) — ранжированный по степени важности перечень задач по созданию и улучшению продукта.
  • MVP (Minimum Viable Product) — «минимально жизнеспособный продукт»; прототип, созданный для проверки гипотез о продукте.
  • OKR (Objectives and Key Results) — метод постановки целей, о котором можно почитать здесь.

Где познакомиться с CPO?

Вам нужен CPO или вы хотите им стать? Вот перечень мест, где вы можете их встретить:

  • Epic Growth Conference — конференция про рост продуктов. Фаундер — Алексей Писаревский, основатель GetLoyal и агентства по мобильному маркетингу Mobio.
  • ProductSense — крупная конференция по управлению и созданию продуктов (среди спикеров — представители команд Яндекса, VK, Avito). Фаундер — Юрий Агеев, запустивший её в 2017 году.

  • ProductCamp — старейшее комьюнити по продуктовому менеджменту, которое с 2010 года проводит встречи для экспертов в России, Украине и Восточной Европе. Основатель — Михаил Карпов, Product Director Skyeng.
  • Random Coffee — сайт и площадка для нетворкинга и полезных знакомств. Они проводят онлайн- и офлайн-встречи, нетворкинг-сессии, знакомят людей с помощью бота в Telegram. Основатели — Константин Шубин, Ольга Малюк и Павел Козлов. Так как все трое — выходцы из «Яндекса», среди участников «Random Coffee» часто можно встретить людей, связанных с продакт-менеджментом.

P.S. Советую всем заинтересованным в профессии прочитать книгу «Вдохновленные» Марти Кагана.

1919
3 комментария

Спасибо, очень доходчиво, просто и понятно)

Можете вкратце пояснить про различия между ролями владельца продукта, руководителя продукта и проекта. И как по-вашему должен лежать путь для владельца продукта, который изначально не менеджер в менеджера по сути — CPO.
Ну, и заодно про выходцев из разработчиков и UX-аналитиков в C-level. Так ли прост путь менеджерский из обычных исполнителей? Разве не будет хороший исполнитель плохим менеджером и наоборот?

И многие, кстати, расшифровывают последнюю букву O как owner, а не officer — отсюда дополнительная путаница возникает.

1

Добрый день! Публикуем ответ от автора:

Владелец продукта, как правило, отвечает за управление одним продуктом. CPO – за всю продуктовую экосистему. Собственно, в это же разница между терминами "Chief Product Owner" и "Chief Product Officer".

Путь развития прост: нужно улучшать экспертизу, расширять количество продуктов в управлении и постепенно расти как руководитель.

Любый хороший исполнитель может быть как хорошим, так и плохим менеджером. Убеждён, что это связано с "мягкими навыками", которые можно развить, и не тесно коррелирует с узкой экспертизой.

1

просто добавлю пару моментов:
1. часто в компаниях не понимают роль продакта, нанимая продакта и человек больше работает как менеджер проектов (часто очень ) в том смысле, что задачи ему по сути спускают сверху.
2. часто в тех же компаниях помимо продактов встречаются менеджеры проектов (иногда это сочетается в разных командах и они друг другу не мешают) менеджер проектов работает как деливери менеджер - это путаница ролей и названий.
3. в одной команде(в том смысле как это должно быть) менеджер проекта и менеджер продукта не совместимы. Поэтому или CPO или PMO. Странно было бы увидеть в одной компании обе должности одновременно.

1