Иммерсивные технологии для бизнеса: как создать уникальный эмоциональный опыт для сотрудников?

Пять главных принципов иммерсивного мероприятия и практические кейсы с решениями для HR- и T&D-задач.

Что такое иммерсив? Эффект и структура формата.

Каждый из нас хотя бы раз уже слышал или был на иммерсивном спектакле, шоу, променаде: «Черный русский» Макса Диденко, «Вернувшиеся» Виктора Карина и Мия Занетти, спектакль-променад «Remote Moscow» Федора Елютина и группы Rimini Protokoll, и другие. Все эти спектакли приглашают зрителя к новому формату участия – ты ходишь по пространствам особняков или улицам города, с тобой неожиданно входят во взаимодействие актеры. Ты словно живешь в их мире, остальные зрители становятся для тебя тоже героями действия. Например, ты вдруг начинаешь болеть за команды участников, которые играют в футбол, а потом сам выходишь на поле. Ты перестаешь быть просто наблюдателем зрелища. В том или ином объеме тебе предлагают стать его неотъемлемой частью. Все это признаки партисипаторного (participant - участник), иммерсивного театра.

Фотографии с перформанса Саши Фроловой и труппы VOZDUKH Center, МОММА. Фотограф Анна Варич

При точном переводе получается, что иммерсивный процесс – это нечто, что позволяет участникам погружаться в искусственно сформированные условия, в которых возникает особое эмоциональное состояние, эффект полного присутствия в смоделированных обстоятельствах.

В компьютерной сфере этот эффект достигается за счет виртуальных технологий, дополненной реальности и общей драматургии, например, хода игры. В театральной среде принцип иммерсивности стал выражаться в том, что зрители вышли из «партера» и начали путешествовать вместе с актерами по пространствам самого театра, в атмосфере старинных особняков, заброшенных фабрик – в моделируемой реальности. В театральной «иллюзии» есть возможность использовать то, что пока недостижимо в виртуальной: осязание, обоняние, объемную визуализацию, тактильность и телесность, живой контакт.

Идея погружения родилась из необходимости смены роли зрителя в театре – переход от объектности режиссерского и актерского воздействия к большему диалогу и сотворчеству, с одной стороны. С другой стороны, из необходимости находить новые способы поддержания театральной иллюзии и восхищения зрителя, за чье внимание конкурирует большое количество разного рода интертеймента.

Анализируя опыт в театральной сфере, можно увидеть за счет чего творческие команды создают погружение:

  • создание атмосферы через особую организацию пространства и звуковое сопровождение;
  • физическое передвижение публики по организованному пространству;
  • наделение зрителей особыми ролями внутри действия. Например, предложение выпить водки на похоронах («Черный русский») зрители наделялись ролью гостей, пришедших на поминки;
  • за счет влияния зрителя на ход развития спектакля – голосование за стратегию развития спектакля, распределение денег, собранных от билетов на спектакль (спектакли Locking room, Кариес Капитализма (ЦИМ);
  • использование изначально иммерсивных, коммуникативных театральных жанров, таких как плейбэк театр и форум-театр, где зритель является непосредственным «сценаристом» и даже действующим «актером» действия.

Какой результат получает участник от иммерсива?

Этот эффект похож на опыт получаемый участниками в ролевых играх, потому что взятая роль, словно начинает двигать тобой и эмоциональное вовлечение порой зашкаливает. При этом, в иммерсивном действии используется больше инструментария для эмоционального погружения и в то же время, есть ряд ограничений для инициативы зрителей внутри спектакля. Они действуют в условиях, заданных режиссером. Так как действие построено драматургически, то в нем условно «прогнозируется» некое состояние, выводы из опыта, вопросы, с которыми участники выходят после действия.

Приемы и инструменты иммерсивного погружения и перформанса для бизнеса.

Кто-то может сказать: «При чем здесь бизнес и иммерсивный спектакль?»

Вопрос закономерен. В принципе, идея давно используется в fashion-индустрии, где показ мод может стать самим по себе спектаклем и вызвать эффект WOW (показ дома Chanel 2019 года) . В чем актуальность для других индустрий?

Например, слово вовлеченность не новое для бизнеса, и, возможно, оно имеет похожие внутренние корни с театральными тенденциями.

У бизнеса есть потребность в большей активации сотрудников – в эмоциональном, интеллектуальном, физическом состоянии, которое мотивирует персонал на активность, качественную работу и инициативность в работе. Нужен больше, чем просто исполнитель, больше, чем просто зритель.

Помимо театральной иммерсивной практики внимание бизнеса может привлечь перформанс-арт и арт-активизм.

В ряде работ перформеров активно исследуется коммуникация со зрителем: он (его реакции) становится неотъемлемой частью действия. Примеры работ можно найти у Йоко Оно, Марины Абрамович, Тино Сегал, Катрин Ненашевой и других. Развитие идей пришло к тому, что речь идет не просто о временном вовлечение зрителя в процесс для эмоционального переживания и исследования границ и возможностей темы. А также о взаимодействии, сотворчестве, развитии отношений между художником и сообществом. Перформанс «В присутствии Художника» Марины Абрамович открыл новые возможности бытия и контакта художника и зрителя.

Перформанс "В присутствии художника" Марины Абрамович

Абрамович в своих проектах часто давала зрителю свободу для проявления. Тема свободы и границ были одними из объектов ее художественного исследования. Но, возможно, сила ее присутствия, бытия в моменте - главный секрет ее работ.

Творчество Катрин Ненашевой на текущей момент неразрывно от ее со-творцов, волонтеров, которые вместе с ней в проекте «Штаб» осуществляют акции, например, о проблематике подросткового суицида. Практика Катрин вдохновляет на то, что язык искусства может разделяться между художником и остальными людьми. Что творческие, созидательные возможности заложены в каждом из нас, и сотворчество усиливает художественное высказывание.

В перформанс-арт не создают театральные декорации. В нем используют пространство жизни как место для действия, находят минималистичные, но точные с точки зрения смысла решения. Много уделяют внимание контакту, который способствует рождению совместного творческого акта, совместному переживанию, действию.

Это важная предпосылка для бизнес-проектов. Потому что бизнес-поле – это поле решений, активных действий, коммуникаций, сотрудничества и сотворчества. В любой бизнес-коммуникации заложено то или иное сообщение. Это свой язык, но в нем действуют похожие закономерности.

Еще одна предпосылка, о которой хочется упомянуть, это пока мало развитое в России направление, Applied theatre. Специалисты в этой области активно работают в школах, учебных заведения, социальной сфере, бизнесе, в основном за рубежом. И используют различные театральные направления и методики (театр угнетенных, плейбек театр, театр для сообществ, социодрама и другие) не для сцены, а для решения прикладных задач – обучения, развития, работы с конфликтами, развития комьюнити. Инструменты, которые используются, близки по содержанию актерским тренингам, результат на выходе – peer to peer спектакли (равный-равному). Задумайтесь об эффекте спектакля от топ-менеджеров для похожей среды топ-менеджеров, созданном по сценариям, написанным самими менеджерами. В этом подходе зрителя окончательно переводят в роль режиссера и актера.

Почему на Applied theatre есть спрос? Потому что в обществе есть запрос на активные, вовлеченные и деятельные сообщества. Хочется большей зрелости и осознанности от людей в том, как они живут и строят жизнь вокруг. Синхронность с потребностями бизнеса, не правда ли?

Театральный инструментарий позволяет развивать широту видения людей и умения, которые диктует новое время. Театральные методики легки в восприятии, физически и эмоционально вовлекают и способствуют трансформационным процессам в коммуникации.

Спрос на таких специалистов будет расти в скором времени и в России. И наша команда уже готова развивать профессиональную программу в этом направлении.

Обобщая развитие иммерсивности в театре и перформансе можно выделить ключевые компоненты, которые позволят создать правильную вовлекающую атмосферу на событии:

  • эмоциональное погружение в атмосферу через работу с пространством и работу с разными органами восприятия;
  • физическое вовлечение;
  • ролевое взаимодействие;
  • разного рода коммуникация со зрителем;
  • сотворчество с участниками.

Наша команда VOZDUKH Center вводит в обиход понятие бизнес-перформанса – особым образом срежиссированные события, которые оставляют у сотрудников запоминающийся опыт, переживания, эмоции. Это работа на уровне смыслов и ценностей, которая неизбежно трансформирует поведение сотрудников. Бизнес-перформансы носят иммерсивный характер и могут являться как отдельными событиями, так и входить в комплекс проектных активностей для бизнеса.

Примеры иммерсивных бизнес-перформансов в Москве.

Кейс №1: Корпоративное счастье.

Одним из первых бизнес-перформансов стало событие, в котором важно было работать с идеями корпоративной культуры счастья. Событие совпадало со стартом новой HR-стратегии в компании. Команда вдохновилась работой художника Тино Сегала «Прогресс» и пригласила 120 участников в неожиданное для них приключение.

Локация для проведения иммерсивного погружения
Локация для проведения иммерсивного погружения

Погружение началось с прекрасного пространства – здание музея, расположенное в старом законсервированном особняке. Каждого человека встречал ребенок, потом проводник юношеского возраста, потом зрелый человек и проводник элегантного, пенсионного возраста. Участники в парах с подготовленными проводниками путешествовали по 3-х этажному особняку, вспоминая и разговаривая о своих детских мечтах, профессиональных выборах, кризисах и достижениях, путешествуя в будущее к новым перспективам. Каждый разговор имел ограничения в теме, но каждый раз это была реальная встреча людей, которые говорили о чем-то значимом и важном. Случился творческий перформанс-коучинг, где неожиданно для себя сотрудники соединились со смыслами своего профессионального пути и развития.

Момент перформанса про корпоративное счастье: участник совместно с актером переходят в новый этап.
Момент перформанса про корпоративное счастье: участник совместно с актером переходят в новый этап.

Путешествие приводило участников в пространства, которые моделировались различные направления деятельности компании и через творческие взаимодействия с перформерами в каждой из «комнат» участниками расширялись смыслы своей HR-практики и ее влияние на бизнес. Мы оставляли их наедине перед музыкальными пюпитрами и играющим оркестром для рефлексии того, какую «музыку» в компании играют они, что привносят в компанию, кто и как помогает им на пути и как они могут создать похожие условия для других. Мы слушали и танцевали их истории профессионального счастья и помогали им осознать пережитый опыт.

Актеры пластического плейбэк театра в импровизации проживают историю участника.
Актеры пластического плейбэк театра в импровизации проживают историю участника.

Безусловно, такое неожиданное для людей действие сопровождалось и последующей бизнес-частью, но к ней участники пришли с высоким уровнем открытости и вовлеченности в новые идеи. В этом перформансе были использованы ранее выделенные принципы: работа с пространством и атмосферой, коммуникация со зрителем, физическое вовлечение. Помимо этого, мы выстраивали драмматургию так, чтобы привести людей к бизнес-осознаниям.

Кейс №2: Клиентоориентированность.

Следующий бизнес-перформанс был посвящен клиентоориентированности. Одним из самых важных результатов события были откровения сотрудников на рефлексии: «Я уже много проходил тренингов на эту тему, но сегодня я, действительно, по-настоящему ощутил, что значит взаимодействовать с клиентом, как с человеком, как быть не просто функцией в работе, а быть Человеком и общаться с эмпатией к другими»

Была задача: не отрывать людей от места их работы. В их рабочий день был встроен ряд перформативных элементов. Например, в режиме реального времени они пробовали различные варианты контакта с клиентами и в этом опыте постепенно больше вглядывались в клиента как в человека: сотрудники сами становились перформерами. Без влияния Марины Абрамович тут не обошлось. Мы создали зону особого контакта между клиентами и сотрудниками, где они в ходе взаимодействия вдруг сильно меняли отношение друг другу и за 15 минут контакта выходили с опытом запомнившейся встречи. Особенности контакта репортажно фиксировались талантливым фотографом Анной Варич и превратились впоследствии в большие постеры на тему равенства и партнерства между клиентами и сотрудниками.

Фото из выставки-перформанса: где изображены глаза клиента, а где - сотрудника? Анна Варич
Фото из выставки-перформанса: где изображены глаза клиента, а где - сотрудника? Анна Варич

Все активности этого дня были выстроены драматургически последовательно. Помимо этого они имели и свою методическую оправданность. Например, одна из идей была в том, что выстраивание человеко-ориентированных отношений невозможно при воздействии на одного из субъектов общения. Гипотеза была в том, что вовлекая самих клиентов в новый тип контакта с сотрудниками, создается взаимный процесс трансформации и опыт проживания. Поэтому часть активностей были созданы так, чтобы сотрудники и клиенты выходили на уровень партнерского взаимодействия, и творческая форма им помогала в этом.

Безусловно, комбинирование перформансных элементов с рефлексией, что отсутствует в театральной практике, имеет большое значение для бизнеса.

Этот опыт был тиражирован и передан как технология работы по всей разветвленной сети компании. В том числе потому, что было зафиксировано влияние мероприятий на КPI-показатели в компании (лояльность клиентов, лояльность сотрудников, товарооборот).

Иммерсив в пандемию. Возможно ли?

Что же делать сейчас в пост-ковидное время, когда контакт требует дистанции и онлайн-общение сокращает возможности для иммерсивности?

Появились новые форматы бизнес-погружения, но уже в онлайн-среде. VOZDUKH Center выбрал форму виртуальных путешествий. Принципы остались те же: погружение происходит за счет создания атмосферы посадки на самолет и полета; за счет живого диалога и коммуникации с жителями других стран; за счет взаимодействия между участниками полета и даже пост-событий – отправки открыток из города путешествия.

Венеция – это самое актуальное направление сегодня. Культура, история, необычная жизнью города – это большая метафора про адаптацию в жизни в непредсказуемых условиях. В этих путешествиях побывали и врачи, для которых событие стало новой маркетинговой формой; и банковский работники по итогам завершения проектов; и компании во время стратегических сессий, когда надо расширять точку зрения или отменить новогодний корпоратив.

Фотографии с гибридного полета в Венецию в рамках Talent Management Форум, Журнал Штат, 2021

Иммерсивные перформансы - неотъемлемая часть корпоративного обучения.

Действительно, корпоративные университеты научились отлично работать с навыками и знаниями: тренинги, тренажеры, разного рода симуляционные игры отлично работают с этими категориями. А все то, что касается работы с ценностями, смыслами, установками – всегда вызывает сложность. Иммерсивные техники способны работать именно на этом уровне.

Формат бизнес-перформанса актуален в вопросах, которые связаны с мета-навыками. Там, где нужно большое эмоциональное погружение и осмысление темы. Например: как помочь стартаперам не бояться будущих провалов? Это почти невозможно. Но можно создать процессы, которые формируют поддерживающие нарративы и укрепляют контакт с внутренней верой в себя и своей идеей. Именно так мы работали, создав бизнес-перформанс «Дорога к мечте» и получив подтверждение от исполнительного продюсера программы МШУ Сколково Дарьи Люлькович, вместе с которой мы создавали это событие:

«Образовательный процесс - это сложная трансформация мышления. Для того, чтобы трансформация произошла, недостаточно использовать традиционные форматы обучения: например, лекции или мастер-классы. Для того, чтобы заставить человека задуматься, сделать акценты, чтобы его какая-то мысль "потрясла до глубины души", а значит "развернула его или ее голову", необходимо задействовать нестандартные методики. Искусство - один из лучших учителей. Искусство как ничто другое заставляет нас мыслить, вдохновляться, хотеть творить чудеса”

Дарья Люлькович, продюссер программы МШУ Сколково

В силу иммерсивности трудно поверить, пока не окунешься самостоятельно в этот мир. Погружайтесь вместе с нами!

Огромная благодарность главному режиссеру VOZDUKH Center Ольге Саначиной за помощь в подборе и оформлении материала!

22
8 комментариев

Это очень ценно, что мин меняется и мы умеем через эмпатию соединяться с важными для нас вещами, будь-то в мире бизнеса, работе, учебе, жизни.

1

А возможны ли долгосрочные проекты с иммерсивкой в рамках компании?

1

В долгосрочных проектах хорошо работает геймификация. Когда есть общая тема, айдентика, адаптация контекста под тему.
Думаю, что в данном случае иммерсивного работает в рамках конкретных событий, когда есть возможность контакта с аудиторией.
При необходимости можно использовать принципы, о которых выше написали в тех или иных процессах.
Надеюсь, что ответил =)

Интересно, а есть ли полёты по другим направлениям помимо Венеции?

В нашем случае есть кругосветка. В течение 2,5 часов прямые включения из Стокгольма, Нью-Йорка, Мехико.
При необходимости можем сделать концепт по конкретному городу. Делали так с Прагой, Рио, Саврасовой (Флорида), Буэнос Айресом.
Здесь можно узнать подробнее: https://vozdukh-airlines.com

1

Интересный и необычный формат!

Олеся, вы про кейсы? Или про принципы иммерсива?