Сезон или не сезон – вот в чем вопрос: аутсорсинг в осенне-зимний период

Сезон или не сезон – вот в чем вопрос: аутсорсинг в осенне-зимний период

Прежде чем инвестировать свои средства в организацию бизнеса с нуля или же в покупку франшизы многие справедливо задумываются о рисках, связанных с сезонностью. В этой статье мы разберемся с основными вопросами, беспокоящими предпринимателей, о запуске бизнеса по аутсорсингу в осенне-зимний период.

Сезонность бизнеса по аутсорсингу персонала

Под сезонностью аутсорсинга, в большей степени, имеется ввиду сезонность различных направлений бизнеса, которые аутсорсинг обслуживает. Так, например, мы понимаем, что в строительном бизнесе пиковый период приходится на лето, а зимой потребность в персонале сокращается, так как выполнение работ требует определенных погодных условий. В такой сфере, как агропромышленность, высокая потребность в рабочей силе приходится на весенние посевы и осенний сбор урожая, а зимой опять же - закономерный простой.

В некоторых же видах бизнеса не наблюдается как таковой сезонности (ритейл, склады, производства), но при этом ярко выражены периоды пиковой нагрузки в предпраздничные и праздничные дни, когда спрос на персонал возрастает многократно. Именно это и позволяет проявлять определенную гибкость для выстраивания работы в аутсорсинге в осенне-зимнюю пору.

Одно из ключевых направлений, о которых говорилось выше, - это распределительные центры. Под этим понятием подразумевается складской комплекс логистической системы торговой сети, на который поступают товары производителей для дальнейшей комплектации заказов и распределения по розничным магазинам. Здесь происходят разнообразные технологические процессы: прием на склад, переупаковка, фасовка, стикерование, комплектация заказов и их отгрузка. Распределительный центр работает круглый год, но в период пиковой нагрузки многократно возрастает потребность в работниках, обеспечивающих его функционал. И в таких случаях компании активно пользуются услугами аутсорсинга. В качестве примера крупных игроков рынка, набирающих персонал на свои распределительные центры по аутсорсингу, можно привести «Магнит», «Перекресток Впрок», Ситилинк, Метро, Озон и др.

Работа в распределительном центре актуальна круглый год
Работа в распределительном центре актуальна круглый год

Склады предприятий также являются круглогодично функционирующими структурами с ярко выраженным периодом пиковой нагрузки, в который резко возрастает потребность в работниках. В основном в данном случае речь идет о грузчиках.

На складах очень востребованы грузчики
На складах очень востребованы грузчики

Пищевые и непищевые производства еще одно крупное направление вне сезонности. Здесь мы в первую очередь, конечно, говорим о работе на конвейерной линии, которая подойдет, как женщинам, так и мужчинам, различных возрастных групп (если нет каких-то пожеланий клиента на этот счет). Но также может быть потребность и в других сотрудниках, например, грузчиках и уборщиках. В таких случаях всю заявку на персонал может закрыть аутсорсинг. Кроме того, в зависимости от специфики самого производства возникает необходимость в нестандартных категориях работников. Например, в компании Мираторг в силу ее основного вида деятельности высокая потребность в раздельщиках мяса.

Пищевые производства работают всегда
Пищевые производства работают всегда

Уборка снега – зимнее направление бизнеса с минимальными вложениями и достаточно простым процессом организации. В качестве примера хотелось бы привести кейс одного из наших партнеров. Подав сначала рекламные объявления о предоставлении услуг по уборке снега на нескольких крупных площадках (Авито, Яндекс услуги) и проработав некоторое время с заказами B2C (коммерческие взаимоотношения между организацией и частными лицами), а именно с уборкой снега в коттеджных поселках, зарекомендовав себя, как надежного исполнителя, и получив положительные отзывы, некоторое время спустя были получены уже административные заказы (например, расчистка футбольного поля).

К сезону уборки снега можно подготавливаться заранее, а также искать клиентов через участие в тендерах (подача документов обычно начинается еще летом). При этом в нашей стране необходимость в услугах по уборке снега существует не только зимой: есть города, где потребность в них сохраняется до апреля месяца. Бизнес по уборке снега – это высокомаржинальное и достаточно прибыльное направление. Хотя, конечно, есть определенная зависимость от объема работ и периода, на который заключается договор.

Уборка снега - сезонный, но высокомаржинальный бизнес
Уборка снега - сезонный, но высокомаржинальный бизнес

Тендеры – это очень большой и непростой пласт работы, дающий вместе с тем и большие возможности. Заказчиками могут быть, как коммерческие компании (на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), так и государственные учреждения (в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»). В последнем случае, как правило, требуются подряды работников для благоустройства, проведения дорожных работ, уборки снега и т.д.

На начальных этапах разумнее работать с небольшими тендерами, учитывая свой текущий опыт и реальные возможности по предоставлению услуг. Нюансов достаточно много, а кроме того в разных тендерах сильно разняться сроки: какие-то торги проходят достаточно быстро, другие – наоборот занимают достаточно длительный период времени. На государственные заказы сильно влияет утверждённый бюджет и сроки его исполнения, в рамках которых приходится работать и победителю тендера.

Тендеры подбираются исходя из возможностей исполнителя и потребностей заказчика
Тендеры подбираются исходя из возможностей исполнителя и потребностей заказчика

Пиковая нагрузка в предпраздничные и праздничные дни обусловлена увеличением спроса на вышеуказанные виды бизнеса и пиком покупательской способности, приходящейся на ноябрь-декабрь. Как следствие в этот период возрастает и потребность в аутсорсинге.

Уже в ноябре стартует подготовка к формированию праздничных заказов. На полках магазинов мы начинаем замечать новогодние подарки, большое количество сладостей, спиртных напитков, хлебобулочных изделий. Разнообразия становится гораздо больше. Так происходит подготовка к наплыву покупателей торговых сетей. Формирование заявки на предоставление персонала по аутсорсингу начинается еще до пиковой нагрузки, чтобы у сторон сложилось понимание мощностей, развития заявки и соответствующего количества людей, необходимого для полного закрытия потребности клиента. В сравнении с летним сезоном заявка на персонал увеличивается примерно в двукратном размере, а около трети годовой прибыли бизнеса по аутсорсингу приходится именно на этот период, поэтому новогодние праздники – самое удачное время для масштабирования на крупные федеральные проекты.

Как же не «сорвать» тот самый заказ? При реализации нового проекта, в первую очередь, необходимо показать свою способность закрывать заявки партнера, удовлетворять его дополнительные запросы, формировать доверительные отношения, чтобы во время пиковой нагрузки заявка на увеличенное количество сотрудников не переходила к другим контрагентам. Таким образом, работа на результат и качественно оказанные услуги является лучшей страховкой от потери купного заказа.

Для реализации федеральных проектов в такие пиковые периоды в последнее время набирает популярность привлечение персонала на работу вахтовым методом – то есть вне места проживания работника с предоставлением жилья в городе, в котором предлагается место работы, питания, трансфера. Основной поток работников по вахтовому методу приходится на Москву и Санкт-Петербург, в которые достаточно охотно едут работать жители со всей страны, в особенности с отдаленных регионов.

Аутсорсинг и коронавирусные ограничения

С приходом пандемии, последующими локдауном и введением нового удаленного формата работы многие стали переживать за реализацию проектов. Если проанализировать опыт прошлого года в бизнесе по аутсорсингу, можно сделать вывод о том, что столь неблагоприятные условия создали для этого направления новые точки роста и просторы для масштабирования. Производства не прекращают свою деятельность, полки в магазинах всегда должны быть полными. Более того нагрузка на аптечные сети, пищевые и агропромышленные производства возросла многократно. Значительно увеличился спрос на покупки в режиме онлайн, что создало пиковую нагрузку в распределительных центрах. Появились и совсем новые ниши для освоения – например, работа с производствами, изготавливающими индивидуальные средства защиты. Все это закономерно привело к повышенной потребности в таких категориях работников, как фасовщики, курьеры, комплектовщики, грузчики и т.д.

Вместе с тем, стоит помнить о том, что запуск бизнеса по аутсорсингу в такие пиковые моменты, влекущие за собой высокий спрос на персонал, создает достаточно серьезную нагрузку и на предпринимателя, запускающего его. Подбор персонала и закрытие заявок клиентов должны идти очень активно, возможности втягиваться постепенно в этот период нет.

Еще один подводный камень может быть связан с отсрочкой платежей заказчика. Если речь идет о крупных федеральных заказчиках, то выплаты, как правило, производятся согласно договору дважды в месяц, что в свою очередь требует определенной финансовой подложки от предпринимателя. Поэтому если такой «финансовой подушки» нет, начинать выстраивать бизнес по аутсорсингу все же стоит с небольших объектов, постепенно набирая обороты и масштабируя свое дело до крупных федеральных проектов.

Конечно, определенные риски есть всегда. Это касается запуска практически всех направлений бизнеса. Однако наш опыт организации работы в течение прошлого года под влиянием сложных внешних обстоятельств показывает, что любой риск будет оправдан при готовности искать новые решения и пути развития. Главное не забывать прислушиваться к своему предпринимательскому чутью – будь то лето или зима. Оно несомненно поможет вам при совершении маневров даже в самых нестандартных ситуациях.

77
Начать дискуссию