Ложь, статистика и бизнес-анализ (в ИТ)

Ложь, статистика и бизнес-анализ (в ИТ)

Давайте посмотрим, кто такой бизнес-аналитик (сначала не в ИТ, потом в ИТ), чего от него ждут, чем он должен заниматься и что он делает на самом деле.

Если исходить из такого красивого и амбициозного названия, он изучает, исследует и анализирует бизнес (оценивает, сравнивает, категоризирует, устанавливает связи).

Что такое бизнес?

С одной стороны — устойчивая деятельность по созданию ценности для клиентов в обмен на деньги.

Что в себя включает бизнес, какие аспекты?

  • Бизнес-модель в целом
  • Позиционирование, миссия, стратегия
  • Рынки присутствия, каналы сбыта
  • Клиенты и отношения с ними
  • Продуктовая линейка / Каталог услуг
  • Ценообразование, ценностные предложения
  • Исследования и разработки
  • Производство
  • Логистика
  • Маркетинг, продажи, реклама и сбыт
  • Обслуживание клиентов
  • Операционный, бухгалтерский, финансовый и управленческий учёт
  • Модель управления
  • Ценности и принципы
  • Бизнес-правила
  • Кадровый учёт
  • Сотрудники, их компетенции, мотивация
  • Взаимоотношения в коллективе
  • Финансовые активы компании
  • Машины, оборудование и софт
  • Помещения и земля
  • Поставщики, партнёры и отношения с ними
  • Проекты развития
  • Процессы и операции
  • Технологии, лицензии и патенты
  • Данные
  • ИТ-системы и сервисы

Практически в любом бизнесе так или иначе есть эти штуки.

Бизнес-аналитики бизнеса в целом

IIBA презентует нам профессионала — бизнес-аналитика, ни много ни мало, как профессионала по развитию бизнеса:

«Business analysts play a role in aligning the designed and delivered solutions with the needs of stakeholders. The activities that business analysts perform include:
• understanding enterprise problems and goal,
• analyzing needs and solution,
• devising strategies,
driving change, and
• facilitating stakeholder collaboration.»

A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge® (BABOK® Guide) International Institute of Business Analysis

Но давайте посмотрим, кто может и обычно анализирует это всё вместе? Единственные люди, кроме руководителей предприятий и чистых академических исследователей, кто этим занимается — управленческие и бизнес-консультанты. И это правильно.

В консалтинговой практике бизнес-аналитики — это стартовая ступень консалтинговой иерархии, люди, которые собирают информацию по заданным шаблонам и методикам и анализируют её по заданным шаблонам и методикам консалтинговой компании.

(NB: оцените, как какая-то добрая душа в 2017-м году заменила в русской википедии слово «низшая» на «высшая»)

Учитывая громадный объём информации о бизнесе, понятно, что каждый такой бизнес-аналитик, как дотошный муравьишка, изучает не весь бизнес (слона) целиком, а только лишь какой-то его аспект (уши, хвост) в какой-то части.

Т.е. на практике такие люди по сути занимаются изучением фрагмента, аспекта бизнеса. А не бизнеса целиком. Они не способны говорить про бизнес целиком, потому что у них для этого нет данных и, зачастую, кругозора (знания того, как работают бизнесы, хотя бы в объёме MiniMBA или опыта своего бизнеса).

Анализ частей или аспектов бизнеса

Если такой человек находится внутри бизнеса, то часто закреплён за какой-то бизнес-функцией/подразделением — например, бизнес-аналитик производства, бизнес-аналитик маркетинга и служит правой рукой руководителя в принятии решений о развитии бизнес-функции или хотя бы в оценке её результатов и планировании очередного цикла.

Также внутри или снаружи бизнеса они могут фокусироваться на каком-то типовом аспекте бизнеса, например:

  1. Бизнес-аналитики процессов (Business Process Analyst / Engineer) — в идеале, процессные инженеры, которые не просто изучают сложившуюся деятельность, но и развивают её.
  2. Бизнес-аналитики показателей деятельности (BI Analyst)— специалисты по работе с цифрами, данными, отчётами, дэшбордами, и, если повезёт, смыслом.

Результаты анализа бизнеса целиком

В ходе анализа бизнеса целиком и проектирования его развития руководители с помощью архитекторов предприятия и консультантов принимают решения различного рода:

  1. Закрыть продукт или услугу
  2. Расширить продуктовую линейку
  3. Оптимизировать процесс оказания услуги
  4. Открыть новый филиал
  5. Пересмотреть ценовую политику
  6. Пересмотреть каналы сбыта и ценностное предложение
  7. Купить другую компанию
  8. Передать бизнес-функцию на аутсорсинг подрядчику
  9. Заменить оборудование
  10. Обучить людей
  11. Уволить людей
  12. Автоматизировать участок бизнеса
  13. и т.д.

И только в случае возникновения решений про автоматизацию они пойдут к ИТ-подрядчикам и их аналитикам.

Что же делают «ИТ бизнес аналитики»?

Опять же если пользоваться анализом слов, то получается, что эти аналитики изучают ИТ-бизнес. Например, IT Business Analyst в EPAM или DataArt вроде бы должен изучать то, как именно устроен бизнес по оказанию услуг в этих компаниях.

Но судя по текстам вакансий и прочей информации, они всё-таки работают с клиентами, а не с собственной компанией как объектом изучения и изменения.

Что же именно они анализируют?

Поскольку ИТ-подрядчик не имеет репутации, доверия, отношения и компетенций, присущих компании-управленческому консультанту, то понятно, что такой подрядчик не может анализировать бизнес клиента в целом в принципе. И анализирует опять-таки только его фрагменты.

Типичные и понятные фрагменты для анализа — это участки деятельности компании-клиента и возможная дальнейшая работа — создание целевых моделей этих участков — процессов, политик и правил.

Это в идеале.

А на самом деле может оказаться, что существующие и целевые модели деятельности заказаны именно компании-консультанту, которая специализируется на нужном клиенту сегменте бизнеса и разбираётся в нём на голову выше клиента и уж тем более ИТ-подрядчика, мастера на все руки, любителя слов AWS, Azure, DevOps, CI/CD, а не слов из бизнеса клиента.

Таким образом аналитик в такой компании-подрядчике анализирует не бизнес, и даже не процессы, а запросы клиента на автоматизацию отдельных участков бизнеса.

Тогда более точное название такой роли будет Business Operations Automation Analyst, если он заодно владеет каким-то движком/инструментом для автоматизации, то Business Operations Automation Engineer.

А никак не IT Business Analyst, который сбивает с толку.

Слово Business Operations важно ещё для того, чтобы отделять специалистов по автоматизации обработки бизнес-информации от специалистов по автоматизации, например, производства — станков, добывающих и перерабатывающих линий и т.д.

Только ли анализирует?

Другая понятная часть истории заключается в том, что мало кому (заказчику, пользователям, архитектору, руководителю разработки) нужны результаты анализов сами по себе — оценки, категоризации, связи, классификация.

Им нужны принятые решения о том, что и как автоматизировать. Будь-то в форме документов, таблиц требований, сценариев, детальных моделей процессов или диаграмм любого рода.

Поэтому слово Analyst к сожалению скрывает за собой большУю и важнейшую часть работы — синтез, проектирование, конструирование.

Хорошие бизнес-требования являются отличной отправной точкой для проектирования. Но, во-первых, их логичнее ждать от аналитика со стороны заказчика, во-вторых, от них довольно далеко до пресловутых «тикетов для разрабов».

И вот для получения тикетов точно нужен анализ, декомпозиция большой задачи по созданию решения на части. Но объектом анализа выступает уже не бизнес, а ИТ-решение.

Не морская и не свинка

Давайте посмотрим, что же делает пресловутый «бизнес-аналитик в ИТ» на самом деле:

  1. Изучает запросы на автоматизацию отдельных участков бизнеса, помогает уточнить заказчику бизнес-требования.
  2. Создаёт с командой проекта концепцию ИТ-решения.
  3. Декомпозирует решение/систему на части (вместе с архитектором решения).
  4. Определяет требования к частям решения и проектирует их бизнес-логику — функции, структуры данных, сценарии, правила работы, интерфейсы.
  5. Формулирует конкретные постановки разработчикам (вместе с техлидом или тимлидом) и проводит их приёмку.
  6. Документирует технические решения по фактическому устройству решения.

И много ли в этой работе анализа бизнеса? По мне так не очень. Поэтому название крайне неудачное.

Хотя бы Business Operations Automation Designer звучит точнее.

Проектировщик автоматизации деятельности предприятия. Почти проектировщик автоматизированных информационных систем (предприятия) — незаслуженно забыта фраза.

2222
55 комментариев

Бизнес-аналитики показателей деятельности (BI Analyst)Вакансию сложно найти, потому что 95% вакансий "аналитик" сводятся к "общаться с клиентами, собирать требования, писать тз". Удручает

4

Нет, не поэтому. Потому что BI аналитиков часто называют data аналитиками и всеми их производными, ну а также бизнес аналитиками. Иногда даже встречаются казуистические и почти бесмысленные названия вроде "аналитик БД" или кастрирующие sql аналитик. Отчасти это связано и с очень разными процессами от компании к компании - где то это просто дашборды по тз в табло собирать, а где то это полный цикл от бизнес задачи или проблемы вплоть до решения

Ну и в целом с аналитиками полная неразбериха настолько, что hr'ы даже не могут отличить системного аналитика от аналитика данных или дата сатаниста, а в названии "дата сатанист" ведь даже нет слова "аналитик".

И автор статьи тут совсем не добавляет определенности.
Чего только стоит одно "Бизнес-аналитики показателей деятельности" - это же полный дебилизм, никто в здравом уме не говорит так

2

посмотрите специализированные группы для аналитиков BI и аналитиков даных
https://www.facebook.com/groups/1032743213445668

https://t.me/analysts_hunter

Статья как диплом 95% студентов: тонна воды, тема не раскрыта, предметная область исследована за счёт пары статей.
В будущем предлагаю вам, как руководителю, подключать профессионалов своей области

4

я основной автор федерального профстандарта системный аналитик, 20 лет работаю в ИТ, построил отдел в 35 системных аналитиков в Касперском, так что знаю, о чём пишу

3

Все верно написано.
Меня давным давно раздражает эта путаница с вакансиями в сфере IT.
Какие они нахрен бизнес аналитики? Чистой воды шаманство и обман.
Получается, что людям кто действительно может комплексно анализировать бизнес по сотням параметров нужна совершено другая форма позиционирования. Аналог узкого врача - стоматолог, окулист. С ними хоть как-то всем понятно.
А весь рынок интеллектуальных профессий (кручу, бизнес-консультанты, маркетологи и пр.) хаос уже поглотил из-за наплыва дилетантов за лёгкими деньгами.

2