Тс, возможно, вам не нужен продакт-оунер

Туман, непонятные термины, полумрак и яркие спецэффекты. Так можно было бы описать очередной спиритический сеанс в начале XX века. Или таковой все чаще становится наша работа, когда мы до конца не можем объяснить ее ценность окружающим?

Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом.

Википедия, про Гарри Гудини

Давайте сразу обозначим границы этого высказывания:

  • Это не истина в последней инстанции, а скорее приглашение к размышлению
  • Нет желания никого обидеть или разделить
  • Можете считать меня луддитом или неучем, надеюсь, это только подхлестнет дискуссию
  • Ваше мнение является более ценным, пожалуйста, постарайтесь высказать его с аргументировано.

Предпосылками к этому размышлению стали несколько встреч и материалов.

Для начала с небольшим опозданием, но с большим чувством прочитал (каюсь, послушал на ускорении) книгу Кирилла Егерева: Этой кнопке нужен текст. Книжка мне очень понравилась: легко и толково написана.

Потом прочитал легендарный текст про опыт выполнения тестового задания на менеджера продукта... И почти ничего там не понял, очень много новых слов, хотя тема, мягко говоря, близка мне или должна быть близка, по крайней мере.

Сегодня послушал митап (прости, Господи) продактов, организованный Пятерочкой и Перекрестком. На полпути заснул, но это не вина участников, просто мало спал. В отдельных выступлениях некоторые слова были непонятны, каюсь.

тот самый митап

И пришла в голову мою больную простая, но крамольная мысль. Не было ж раньше никаких продактов и UX-писателей. Их выдумали относительно недавно, а завтра придумают еще чего.

Вспоминаю себя на заре эпохи банковских сайтов... Чтобы сделать сайт, не нужен был специальный юзабилити-писатель и продакт-менеджер.

Нужен был:

  • обычный менеджер (организатор, вдохновитель): 1 шт.
  • копирайтер: 1 шт.
  • дизайнер: 1 шт.
  • и разработчик: 1 шт.

А некоторые роли и вовсе выполнял один и тот же человек.

Или позже, когда мы начали делать сложные информационные продукты, нам все равно нужен был просто менеджер (куратор), разработчик, дизайнер и немножко аналитики.

Соглашусь, время не стоит на месте, системы становятся более сложными, требования среды тоже усложняются. Впрочем, все равно на базовом уровне все роли остаются теми же и не требуют новых атрибутов, костюмов и приставок.

Подумайте сами: сильно ли изменилась или усложнилась деятельность разработчика и дизайнера? Насколько мне известно, нет.

Насмотренность у них стала получше, фрейморки поувесистее, инструменты поизощреннее, но не более того. Это все те же Пети, Маши и Васи из нашего двора.

В чем же возможные причины усложнения концепций в других профессиях? Нет ли каких особенностей корпоративной среды, которые нас подталкивают к таким исключительным нагромождениям смыслов?

Это только вопросы, не скажу, что могу, как Гудини, достать готовый ответ из кармана.

Можно ли сделать продукт сегодня без всех этих выдуманных осложнений? Полагаю, что да. Что для этого потребуется? Старая-добрая командная работа, когда есть просто менеджер и компетентные исполнители на своих местах.

Не так ли работают стартапы? Однако почему тогда оргструктура компании так сильно усложнятся по мере преодоления очередной дюжины миллионов в капитализации?

Полагаю, что однажды кто-то захочет вернуться к истокам и сбросить с себя шелуху продуктовой условности. Нам нужен просто-менеджер!

Возможен ли еще возврат к просто-разработке, или мы уже прошли некий этап невозврата на пути дорожных карт и юзер-джорни? Напишите об этом, будет интересно узнать.

Если бы не было продакт-менеджеров...
То и меня бы не было
Мир бы дезинтегрировался
Воздух стал бы чище, и раки вернулись в реки
Зачем вообще я это прочитал?
1 комментарий

Ну начало возможно неплохое, но опасное. Эдак мы дойдем до того, что продакт овнер это даааалеко не первый человек, который нам в принципе не нужен, а обходится дорого.

1
Ответить