От артхауса до фантастики - Вселенная кинорежиссера Филиппа Дмитриева

Филипп Дмитриев. Фото из личного архива режиссера
Филипп Дмитриев. Фото из личного архива режиссера

У каждого режиссера свой почерк, благодаря которому фильм, обретает неповторимый характер. Сегодня мой собеседник – режиссер из Новосибирска Филипп Дмитриев.

Филиппу, на мой взгляд, удалось продемонстрировать свой талант в разных киножанрах. В его работах – будь то артхаус «Та сторона», романтическая комедия «Неделя до свадьбы», триллер «Шкварки» или детский киножурнал «Ералаш» – всегда присутствуют хлесткая ирония, смысловые метаморфозы, выразительные визуально-звуковые акценты и неожиданная развязка, которая на контрасте обретает новое звучание.

Дмитриев снимает кино на злобу дня, затрагивая важные темы морали, нравственности, прошлого и будущего.

Филипп Дмитриев. Фото из личного архива режиссера
Филипп Дмитриев. Фото из личного архива режиссера

Наталья Баженова: - Здравствуйте, Филипп! Рада с вами познакомиться. Смотрела ваши фильмы. В первую очередь, хочу поговорить об одной из ваших первых картин «Та сторона». Есть ли связь между народом Гуни из ленты «Та сторона» с героями трагедии Шекспира «Гамлет»?

Филипп Дмитриев: - Начнем с того, что – нет, с трагедиями Шекспира я такую параллель не проводил. Но помню, когда фильм вышел, какая-то газета сравнила народ Гуни с потомками рода Брежнева. Из-за сросшихся бровей, видимо. А вообще-то, у них просто раскрас такой. Знаете, как у каждого племени – свои ритуальные рисунки на теле, на лицах. Так вот, у Гуни – это еще и монобровь. Мы всем коллективом тогда искали визуальные решения, образы. Этот фильм снят не по моему сценарию. Но я вносил свои коррективы, чтобы он стал более понятным зрителю.

В оригинальной версии сценария, Гуни были диким народом, который жил чуть ли не в вигвамах. Мне же хотелось сделать историю более сказочной. Она сама по себе уже необычная, оторванная от реальности. Хотелось подчеркнуть характеры и манеры героев, а их харизматичные образы подкрепить визуально. Мы с художником-постановщиком Андреем Курченко стали придумывать: ну вот, эти герои живут далеко от нашего мира, но конечно, есть вещи, которые к ним попадают случайно. Те же продукты, пластиковые бутылки. То есть мы показываем, что где-то неподалеку есть и наша современная цивилизация. Например, над деревней периодически пролетает вертолет.

И тем не менее, их народ развивается сам по себе. Мы хотели подчеркнуть визуально, например, светом, что в их маленьком и закрытом мире все иначе. Для достижения этого эффекта я использовал свет и костюмы, звуковое оформление. Свет в фильме немного театральный, неестественный. Это такой артхаусный подход. Который, разумеется, кто-то понял, а кто-то – нет. Кто-то подумал, что это – небрежность мастеров по свету, и что так кино вообще не делается, свет так не ставится. Ну а что тогда в артхаусном кино делается так? Разве не в этом его основное отличие от мэйнстрима? Вот и в фильме «Та сторона» мы нарушали всяческие правила.

Но «Та сторона» – не самый типичный фильм для меня. Я люблю снимать интуитивно понятные фильмы, но такая проба пера имела место в моей работе. Отзывы на фильм тогда были от крайне критичных до самых восторженных. Были моменты перемонтажа и переозвучки, мы даже сделали английскую версию озвучки. Диски тогда разошлись довольно большим тиражом, поэтому я считаю, что фильм в итоге нашел своего зрителя.

Наталья Баженова: - В триллере «Шкварки» вы показали изнанку журналистики. Чем, по-вашему, вызван спрос на грязь, скандалы, сенсации, чернуху, погоню за жареным, и кто формирует этот спрос? Связана ли эта тема у вас с какой-то реальной историей?

Постер к фильму «Шкварки». Фото из личного архива Филиппа Дмитриева
Постер к фильму «Шкварки». Фото из личного архива Филиппа Дмитриева

Филипп Дмитриев: - Да, связана. На тот момент я уже снял несколько картин. И мне пришлось работать с журналистами, общаться с ними. И мне показалось, что искусство, творчество и какие-то светлые истории, быть может, кого-то и волнуют, но тренд в газетах того времени (речь идет о 2011-2012 годах), который, скорее всего, был задан гораздо раньше, направлен не на созидательные вещи, а на деструктивные. Не хочу сейчас вдаваться в конспирологию, но считаю, что человеку гораздо проще испортить настроение, чем его поднять. Люди любят читать о каких-то нехороших событиях, наверное, для того, чтобы радоваться, что с ними этого не произошло. Например, те же убийства, болезни, да что угодно негативное.

Говорят, что в СМИ есть негласное правило трех «С»: секс, садизм, смерть. И я видел, как нелегко журналистам приходилось писать о чем-то еще. Мне хотелось как-то об этом высказаться. Любой фильм – это высказывание автора и команды его единомышленников. Мое послание заключалось в том, что, может быть, те люди, которые спекулируют на этих вещах (я не хочу ни в коем случае обидеть всех журналистов, но есть и такие, которые увлекаются такими историями), задумаются о том, что они дают такой посыл, освещая и муссируя своими статьями весь негатив. Я поставил вопрос - не увеличивают ли они вообще весь негатив в мире, говоря о нем? И если люди в этой среде чувствуют себя комфортно и пытаются в ней плыть, то в итоге, как и в конце «Шкварок», герои могут осознать себя сумасшедшими. Если они, конечно, себя когда-нибудь осознают.

Афиша фильма «Шкварки». Фото из личного архива Филиппа Дмитриева
Афиша фильма «Шкварки». Фото из личного архива Филиппа Дмитриева

На мой взгляд, люди, которые не интересуются этими темами, самые нормальные и счастливые. Они сами себе создают информационный фон, выстраивают свой мирок вокруг себя так, как хотят. Думают о том, о чем хотят думать, они на своей территории. Им интересно то, о чем они хотят знать, читать. А не то, что им навязывают разные источники информации.

В «Шкварках» в качестве основных источников информации выступают газета и интернет-портал, но речь все же обо всех СМИ. Просто я хотел, чтобы фильм получился немножечко олдскульный. И даже в плане того же актерского состава. На одну из главных ролей я позвал Александра Панкратова-Черного. Мне хотелось получить какой-то опыт в работе с профессиональным актером старой советской закалки. К тому же, у нас с ним был некий задор – он же никогда не играл негодяев в таких вот прямо триллерах.

Филипп Дмитриев с Александром Панкратовым-Черным. Фото из личного архива режиссера
Филипп Дмитриев с Александром Панкратовым-Черным. Фото из личного архива режиссера

Наталья Баженова: - В чем секрет русской классики: «Семнадцать мгновений весны», «Москва слезам не верит», «Доживем до понедельника», «Солярис» Андрея Тарковского, «Собачье сердце» и ряда других наших картин, которые с годами становятся только лучше?

Филипп Дмитриев: - Секрет русской классики кино – в нашей ностальгии. Мы все это видели, когда не были избалованы информационно. Ни смартфонов, ни компьютеров тогда ни у кого не было. Человек был информационно голоден. Включаешь телевизор, а там на первом канале – съезд партии, на втором – съезд партии, а на третьем, если он у кого-то был – балет. Но если ты включал телевизор, а там показывали хоть какой-то фильм, а в фильме был какой-то сюжет (а если он хороший, то вообще счастье), то у тебя это таким отпечатком в мозгу останется на всю жизнь. И вот сейчас, просматривая каждый раз такой фильм, ты вновь и вновь переживаешь, вспоминаешь эмоции, которые тебя охватили тогда, давным-давно.

А сейчас, покажи современным людям эти фильмы, то они в лучшем случае досмотрят до конца и без восторга, а в худшем – даже смотреть не будут. Не потому, что у нас люди стали глупее, а потому что у них есть выбор и насмотренность. Они могут в любой момент закрыть, открыть файл, переключить канал. Но хочу сделать очень важную ремарку! Люди, которые снимали кино в то время – это профессионалы высшего уровня. Нам до них расти и расти.

Тогда кино было значительно сложнее сделать. Снимали на кинопленку, результат не был сразу виден, был лимит кинопленки. К тому же, ты не мог посмотреть, что снимал вчера. Надо было художнику по костюмам все запомнить, зафиксировать – в чем был актер, какой был грим, как у актрисы уложены волосы. Осветительные приборы были громоздкие, а камеры – тяжелыми. В общем, чтобы снять кино, нужны были какие-то титанические усилия.

Сейчас все это стало проще и доступнее. Потому у людей и наступает информационное пресыщение. Я б вообще вернул бы все эти кинопленки (смеется). Чтоб в кинематограф приходили люди, готовые годами работать, пахать, чтобы получить желаемый результат – премьеру! И это не мой снобизм. Я, скорее, за то, что иметь право высказываться на огромную аудиторию должны люди с жизненным опытом и какими-то нравственными установками. О чем может поведать миру 14-летний блогер? Может быть, поэтому сейчас в информационном мире какой-то развал.

Многие дети, подростки уже не могут посмотреть полнометражное кино. Например, ребята-актеры, с которыми я сейчас работаю над новым полнометражным фантастическим фильмом, не видели какие-то классические культовые вещи. Тот же «Назад в будущее», например. А уж советское кино даже не думают смотреть. А вот спроси их, что они смотрели на прошлой неделе? Они говорят: «Ютубик, тик-ток». Это тревожно, на мой взгляд.

Наталья Баженова: - Как и кем формируется спрос в киноиндустрии, и можно ли это спрогнозировать?

Филипп Дмитриев: - Спрос формируется зрителем? Хотелось бы, конечно, сказать, что так, но на самом деле зритель только думает, что он формирует спрос. Он смотрит то, что ему предлагают. А кино предлагается теми, кто смог вложить в него деньги. Они очень четко представляют, что хотят донести до зрителя, всегда есть определенная повестка. Плюс, студии делают фильмы, на которые формируется запрос, исходя из прошлых аналитических выкладок. Какое кино стоит дешевле, быстрее снимается и принесет больше прибыли. У большинства студий нет цели снять шедевр мировой классики.

Наталья Баженова: - Должен ли, на ваш взгляд, зритель думать или его задача – простое созерцание?

Филипп Дмитриев: - Хотелось бы, чтобы было и то, и другое. У по-настоящему сильного кино есть значимая визуальная составляющая, яркая история и философский подтекст.

Наталья Баженова: - Согласно популярному выражению, искусство должно цеплять. Согласны ли вы с этим утверждением, и какие приемы используете для этого в своих картинах?

Филипп Дмитриев: - В кино цеплять должна, прежде всего, тема. Тема и умение раскрыть ее посредством правильной драматургии.

Наталья Баженова: - Чем отличается коммерческое кино от некоммерческого? Составляется ли бизнес-план к коммерческим картинам? Есть ли продюсер у некоммерческих лент?

Филипп Дмитриев: - Коммерческое кино, прежде всего, снимается с целью получения выгоды от реализации прав на киноленту посредством проката или ещё чего-либо. Кроме того, заработать можно про помощи product placement или так называемой скрытой рекламы. И, конечно, для каждого кино составляется бизнес-план, берутся востребованные актеры. Они, даже, возможно, не совсем подходят на эти роли, но они – «в тренде», и их приглашают потому, что на них пойдет зритель.

В последние годы стали учитывать и расовую принадлежность. Например, в Голливуде существуют квоты, благодаря которым количество ролей должно распределяться в определенном соотношении между белыми и черными актерами.

Некоммерческое кино, наверное, больше создается для души. Это может быть какое-то авторское высказывание режиссера, сценариста или продюсера, у которого прямо наболело, и он хочет «выговориться». Но эти люди понимают, что их фильм посмотрят единицы. Но досмотрят, потому что им эта мысль, эта тема созвучна. Такое кино не может угодить всем, но вызывает сильные чувства у тех, кому оно оказалось близко.

Продюсер, в идеале, должен быть на всех картинах – и на коммерческих, и на некоммерческих. Потому что это человек, который отвечает за то, чтобы кино было. Он заинтересован в нем не меньше, чем режиссер. Просто продюсер – это менее творческая профессия, более утилитарная. Мне кажется, без продюсера любому режиссеру на площадке очень трудно. Я начинал без продюсера. Помню, как в процессе съемок мне приходилось решать ряд вопросов, задач. И когда ты все решил, на творчество уже нет ни времени, ни сил. Думаю, что, возможно, я бы сделал что-то лучше, будь у меня продюсер тогда, в начале моей карьеры.

Филипп Дмитриев. Фото из личного архива режиссера
Филипп Дмитриев. Фото из личного архива режиссера

Наталья Баженова: - Снимаете ли вы музыкальные клипы? На какую тематику, жанр и для каких артистов?

Филипп Дмитриев: - Да, я снимаю музыкальные клипы. Моя деятельность не ограничена только одними фильмами. К музыкально-концертному видео я сейчас имею непосредственное отношение. Я приложил руку к такому проекту, как «Квартирник у Маргулиса» на телеканале НТВ. Эта передача – практически живой телеконцерт. Считаю ее очень хорошей передачей. И рад, что мне удалось в этом проекте поучаствовать.

Филипп Дмитриев с Валерием Сюткиным. Фото из личного архива режиссера
Филипп Дмитриев с Валерием Сюткиным. Фото из личного архива режиссера

Еще недавно я закончил делать первый сезон шоу «Биология», где выступает достаточно много известных артистов, таких как: «Би-2», Григорий Лепс, Манижа, Найк Борзов, «Кис-Кис», Валерий Сюткин и другие. Это очень крутое музыкальное шоу, снятое как клип с перерывами на разговоры. Ну и конечно, иногда бывают небольшие проекты, например, я делаю клип на какую-то песню. Из последних – это клип на кавер-версию песни группы «Brainstorm» «Эпоха», которую исполнила Марго Воинова. Мы сделали скромненький, маленький, но очень клевый, на мой взгляд, клип, веселый и безбашенный:

В своей музыкальный деятельности могу отметить сотрудничество с группой «Шарлотта Рококо». Песня «Эрозия» как раз стала саундтреком к моему фильму «Та сторона»:

Ее написал Дима Медведев. Я понял, что песня очень хорошо подходит к настроению фильма. Она звучит на титрах. Мы решили сделать такой клип, где есть ребята и где используются кадры из фильма. Это была моя первая проба пера. Этот музыкальный клип даже крутили по телевизору какие-то музыкальные каналы.

Еще один клип для «Шарлотта Рококо» был на песню «Просто уйду». Сейчас бы его, наверное, запретили, но в те времена такое снимать было еще можно. У солиста группы Димы Медведева родилась идея сделать клип с каким-нибудь скандальным сюжетом, и мы его сняли:

Еще есть клип «Танго». О, это, на мой взгляд, наша самая интересная работа с Димой. Получилось очень круто:

Клип мы захотели снять в ретро-стиле. И решили, что действие клипа будет происходить в Чикаго примерно в тридцатые годы, во времена сухого закона и гангстеров. Встал вопрос: как снять такой клип в Новосибирске? Мы стали искать раритетные машины, костюмы, локации, что-то делали сами. Это был один из немногих клипов, где мы не показывали, как участники группы поют в кадре. Они выступали в роли грабителей, которые выносят ювелирную лавку, а потом их накрывает полиция.

В общем, это был очень интересный опыт и, наверное, самое яркое воспоминание о сотрудничестве с «Шарлотта Рококо». Потому что ребята не боятся придумывать что-то новое и интересное, идут на творческие эксперименты с большим удовольствием и всегда находятся в поиске.

Филипп Дмитриев (второй слева) в компании с вокалистом группы «Шарлотта Рококо» Димой Медведевым (второй справа). Фото из личного архива Филиппа Дмитриева
Филипп Дмитриев (второй слева) в компании с вокалистом группы «Шарлотта Рококо» Димой Медведевым (второй справа). Фото из личного архива Филиппа Дмитриева

Наталья Баженова: - Можно ли новичку снять фантастику? Какое оборудование для этого понадобится? Получится ли это сделать в одиночку или надо привлекать специалистов? Какие локации лучше задействовать?

Филипп Дмитриев: - А чем отличается фантастический фильм от какого-то другого фильма? Все когда-то бывают новичками, так почему бы не начать с фантастики? Я так думаю, что и в одиночку вполне можно снять такой фильм. Оборудование понадобится любое, в зависимости от сюжета и задачи: либо это видео для YouTube, либо вы хотите добиться проката в IMAX. Для YouTube достаточно телефона, для кинотеатра, конечно же, потребуется серьезное оборудование.

Какие локации будете задействовать? Тоже зависит от сюжета. Например, действие на другой планете потребует выезда на необычные локации. Но фантастический сюжет может происходить и в стенах одной квартиры, где у человека из крана вдруг вытекла вода и пытается его убить. А что? Это тоже фантастика. Все зависит от того, что именно вы хотите снимать.

Наталья Баженова: - Надо ли писать сценарий для съемки фантастики?

Филипп Дмитриев: - Конечно, сценарий нужен. Создание фильма без сценария может превратится для вас и ваших коллег по площадке в личный маленький ад. И уж ничего толкового из этого точно не получится.

Наталья Баженова: - Какой бюджет на съемку, монтаж, постпродакшн, рекламу и продвижение лучше закладывать?

Филипп Дмитриев: - Бюджет на фильм может быть нулевым, а можно закладывать и миллиард рублей. Все зависит от ваших творческих аппетитов, финансовых возможностей и размахов вашей будущей «космооперы».

Наталья Баженова: - Какой вклад вы привносите в кинематограф и какой фильм считаете своим главным достижением?

Филипп Дмитриев: - Какой вклад и какое достижение? Это не мне судить. Но хочется верить, что я сейчас как раз на этапе вклада в кинематограф. Мы знаем, что детское кино в России переживает сложные времена. Старые советские фильмы наши дети уже смотреть не могут и не хотят. Они по-другому воспитаны – в другом темпе, в других реалиях.

Но нам по-прежнему необходимо им напоминать о каких-то ценностях, которые не зависят от политики и социально-экономической ситуации в стране и в мире – общечеловеческие ценности на все времена. Детские фильмы этому сейчас не учат. По большей части, они пропагандируют все-таки потребление. Потому что, к сожалению, сейчас очень выгодно выращивать поколение потребления. И на эти проекты как раз довольно легко находятся деньги. Но давайте всё-таки оценивать трезво: наши дети - это наше будущее.

Сейчас мы с командой возрождаем старую добрую российскую фантастику, «советскую» и постсоветскую. «Советскую» я беру в кавычки, потому что мы ее все же пытаемся переосмыслить и сделать кино, интересное детям, но говорить в нем будем о старых ценностях.

Мы заканчиваем работу над полнометражным детским фантастическим фильмом «Созвездие черной каракатицы». В декабре 2021 года фильм будет представлен на московском ежегодном кинорынке, а к апрелю-маю 2022 года мы его полностью доделаем.

Рабочие моменты со съемок и монтажа «Созвездия черной каракатицы»:

Могу сказать, что «Созвездие Черной каракатицы» точно найдет своего зрителя, потому что в нем задействовано много талантливых актеров, у фильма хорошая крепкая история и очень хороший посыл. Правильный.

Автор: Наталья Баженова

Источник:

88 показов
278278 открытий
Начать дискуссию