Опыт сотрудников: что это, как работает. Рекомендации OMNIMIX по внедрению Employee Experience
OMNIMIX решили поделиться собственными рекомендациями и подходом ко внедрению опыта сотрудников, чтобы показать его ценность.
Одна из особенностей современного рынка – разворот служебной иерархии. Если раньше компании были ориентированы исключительно на клиента или «высшее звено», то сегодня фокус сместился на сотрудников. Это необходимо, чтобы улучшить взаимодействие, повысить лояльность и вовлеченность, удержать хороших специалистов, ведь конкуренция растет, поэтому каждый ценный кадр – на вес золота. Состояние и удовлетворенность сотрудников влияет на производительность и как результат – на прибыль компании.
Опыт сотрудников и вовлеченность: в чем разница?
Опыт сотрудников (Employee Experience) и вовлеченность – два совершенно разных понятия. Вовлеченность – это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше. EX – это то, с чем сотрудник сталкивается в компании с момента просмотра вакансии и вплоть до увольнения. Чтобы научиться эффективно управлять опытом сотрудника, нужно регулярно оценивать состояние работника. Зачем бизнесу нужна эта информация? Прежде всего, это основополагающая эффективности любой деятельности. Без оценки опыта сотрудников тяжело выстраивать правильную бизнес-стратегию, улучшать продукт или услугу, взаимодействовать с целевой аудиторией, формировать сильный и успешный бренд с хорошей репутацией.
Во время оценки показателей эффективности и производительности работы компании важен как позитивный, так и негативный опыт. Так топ-менеджмент и HR смогут определить сильные и слабые стороны взаимодействия с сотрудниками.
Опыт сотрудников – это многокомпонентное понятие, в котором можно выделить три основных пункта:
1. Физический комфорт
Это планировка офиса, дизайн интерьера, мебель и техническое оснащение рабочего места – все то, что определяет, в каких условиях работает сотрудник.
2. Культура
Это отношение коллег, все способы мотивации, ценности компании, поддержание work-life balance, организационная структура, стиль руководства – то, что влияет на адаптацию в коллективе, на ощущения и моральный комфорт.
3. Программное обеспечение
Это инструменты, программы и приложения, которые нужны для эффективного выполнения поставленных рабочих задач.
Протестировав на собственном опыте каждый из критериев, можем утверждать, что даже такая мелочь, как, например, настольная лампа или приветственная вечеринка может сильно повлиять на настроение и настрой сотрудника. Поэтому призываем быть внимательными, прислушиваться к потребностям и мнению работников компании.
Из каких этапов состоит Employee Experience: когда нужна оценка опыта сотрудников
Опыт сотрудника – это множество ситуаций, с которыми сталкиваются работники на каждом этапе «жизни» в компании. Среди большого разнообразия таких карьерных этапов мы выделяем 5 основных:
1. Прием сотрудника на работу
Этот этап достаточно масштабный, так как он подразумевает все шаги и мероприятия, которые компания делает для того, чтобы найти сотрудника. Какие аспекты стоит анализировать в первую очередь:
- сколько времени ушло на поиск сотрудника;
- скорость найма;
- популярность вакансии на job-ресурсах;
- эффективность работы рекрутинговой компании и HR менеджера.
Представленная информация – это база, от которой следует отталкиваться в процессе начала анализа.
2. Адаптация нового сотрудника
OC Tunner представили интересную статистику – 20% сотрудников уходят из компании в первые 45 дней работы на новом месте. Уход новичка несет за собой дополнительные расходы и зря потраченное время. Чтобы предотвратить такую вероятность и объективно оценить опыт сотрудника на этом этапе, рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
- процесс знакомства с компанией и командой;
- адаптационный период;
- изучение основной документации и подписание договора;
- построение плана интеграции и развития сотрудника на время испытательного срока;
- предоставление доступов к рабочим инструментам.
Для удобства и быстрой адаптации новичков мы разработали свой внутренний интранет и назвали его WIKIOM. Первый и важный раздел – «Гайд для новичка», который делится на шаги:
- Документы. В нем отражена информация о том, какие документы необходимо иметь при себе для оформления;
- Настройка. Информация о том, как подключить принтер, как работать с почтой и Битрикс24, как работать с документами и т.д.
- Информация о компании. Интервью с основателями агентства, welcome-презентация, правила жизни в офисе, презентация агентства.
Проработка данного раздела занимает 2-3 дня. В нашем случае, курирует процесс HR менеджер, который в течение дня направляет и отвечает на вопросы нового сотрудника. Как правило, после изучения данного раздела у новичка есть вся информация для старта работ и общая картина о работодателе.
3. Развитие и карьерный рост специалиста
Важный этап в опыте сотрудника – его развитие и карьерный рост. В течение всего времени работы специалист должен развиваться и расти. По мере развития в рамках выбранной должности, необходимо оценить следующие моменты: продуктивность, командная работа, стремление к продвижению по карьерной лестнице.
Согласно статистическим данным, свыше 93% сотрудников компаний считают, что инвестиции в профессиональное развитие своих работников, – это главный показатель заинтересованности работодателя в успехе своих сотрудников. Соответственно, такой подход повышает и лояльность специалистов.
В своей практике OMNIMIX уделяет внимание внутрикорпоративному обучению. Для команды мы проводим воркшопы и тренинги, приглашаем спикеров и представителей площадок, чтобы узнать больше о новых инструментах на digital рынке. Вся информация также размещается в WIKIOM, поэтому сотрудники могут всегда освежить знания, изучив материал повторно.
Нам важно, чтобы каждый сотрудник понимал: как и куда ему двигаться, какие у него перспективы и карьерные возможности. Для реализации этого подхода мы внедряем систему грейдов. Для повышения грейда необходимо периодически подтверждать свои профессиональные, управленческие, личные навыки, а также степень участия в развитии бизнес-процессов. Что касается карьерного роста – для каждого сотрудника мы готовим индивидуальный план развития и корректируем его по мере работы и набранного опыта.
4. Работа сотрудника
После успешной интеграции начинается не менее важный процесс – удержание сотрудника. Правильно разработанная стратегия удержания специалистов – это вклад в лояльность, увлеченность и производительность персонала. Если вы еще сомневаетесь, что удерживать специалистов нужно, то обратите внимание на статистику: замена только одного сотрудника обойдется вам в 60% годовой заработной платы специалиста, который уходит.
В качестве примера, мы регулярно проводим с сотрудниками мини-интервью или one-to-one для сбора обратной связи. Это дает возможность узнать больше о психологическом, физическом и эмоциональном состоянии сотрудника, определить его настрой, выявить проблемы и подумать о том, что мы можем сделать для улучшения этих параметров.
С этого года мы ввели опцию – возможность воспользоваться услугами психолога. Сотруднику предоставляется возможность самому выбрать себе психолога, который будет совпадать по личным характеристикам, предпочтениям и запросам. Мы убеждены, что забота о ментальном здоровье и проработка психологических проблем напрямую влияет на работу и отдачу.
5. Увольнение
Не самый приятный, но не менее важный этап в жизни каждого сотрудника и компании. Многие работодатели не уделяют должного внимания этому этапу или вовсе его игнорируют. Увольнение должно осуществляться должным образом, ведь специалист может:
- вернуться;
- пойти работать к конкурентам;
- открыть свой бизнес в аналогичной нише;
- стать вашим клиентом.
Лучше заканчивать сотрудничество на хорошей ноте, чтобы в будущем не столкнуться с неприятными ситуациями из-за «плохого расставания». Увольнение сотрудника дает возможность определить точки роста для компании, определив проблемные места, поняв, как можно было удержать специалиста. Для этого не забудьте провести Exit Interview (EI). EI позволит получить ценный фидбек, который будет полезен для привлечения новых кадров. В ходе EI может обнаружиться то, что обычно остается скрытым от работодателя. Также это помогает урегулировать отношения с уходящим сотрудником, определить, какие процессы в компании работают хорошо, а какие плохо и как мы может улучшить или исправить ситуацию.
Еще одна цель интервью — показать ценному экс-сотруднику, что компания будет рада вновь принять его на работу, если он захочет вернуться. Но это не отчаянная попытка удержать работника в последний момент, а демонстрация того, что двери компании открыты.
6. Саббатикал
С этого года мы в OMNIMIX решили ввести еще одну опцию для сотрудников – «саббатикал». Саббатикал – длительный отпуск (иногда его называют творческим), который длится от 1 до 12 месяцев, и во время которого за сотрудником сохраняется рабочее место. Подобная практика чаще встречается в зарубежных компаниях, но теперь нередко ее можно найти и в российских корпорациях.
В основе принципа саббатикала лежит идея дать сотруднику не просто уйти в классический отпуск на 2 недели-месяц, а возможность получить новый опыт и развитие. Во время саббатикала сотрудник может освоить новую профессию или пройти курсы, получить новый опыт на стажировке в другой компании и т.д. Одним словом – вдохновиться. Новыми идеями, опытом, людьми. В конечном итоге, сотрудник может вернуться и привнести в старые рабочие процессы новое веяние.
Почему нужно инвестировать в Employee Experience
Инвестиции в опыт сотрудников – вклад в развитие бренда и сокращение текучести кадров. Как опыт сотрудников влияет на успех бизнеса:
- Рост конкурентоспособности на рынке
Заботясь о своих сотрудниках, компания автоматически становится привлекательной для настоящих талантов и высококвалифицированных специалистов. Лучшие кадры получают те, кто вкладывает в анализ опыта сотрудников, правильно презентуют и продают вакансии.
Компании, которые инвестируют в комфорт и развитие сотрудников, согласно статистике, намного чаще попадают в рейтинг самых желанных работодателей. Хотите так же? Инвестируйте и анализируйте.
- Улучшение взаимодействия с клиентами
Выстроить правильную схему взаимодействия с клиентами невозможно, если внутри компании есть проблемы с оценкой опыта сотрудников. Как показывает практика, клиенты всегда «чувствуют», если специалисты недовольны работой, отношением, заработной платой. Кстати, статистика подтверждает тот факт, что клиенты более удовлетворены качеством взаимодействия и обслуживания тех компаний, которые анализируют опыт сотрудников.
- Рост продуктивности
Положительный опыт – это хорошее настроение работников, а значит вовлеченность в процесс и продуктивность. Показатель вовлеченности – один из ключевых для HR. Именно по нему можно судить об эффективности ведения бизнеса.
Если вы чувствуете, что в вашей компании проблемы с вовлеченностью, то OMNIMIX рекомендует задействовать следующее:
- Обеспечьте специалисту комфортные условия труда, предоставив все необходимые инструменты, оборудование, доступы к приложениям, программам.
- Формируйте, поддерживайте дружескую и мотивирующую атмосферу в коллективе.
- Создавайте рабочее пространство, которое будет соответствовать стилю работы.
Для этого пообщайтесь с сотрудниками, узнайте, чего бы им хотелось, и как это просто можно реализовать.
- Ценные сотрудники останутся с вами
Удержать специалистов только одной заработной платой невозможно. Рост, развитие, внимание со стороны руководства – то, что отражается на лояльности и вовлеченности. Специалисты не захотят уходить к конкурентам, если они чувствуют свою значимость и важность для компании. Инвестиции в обучение кадров, построение индивидуального плана продвижения по карьерной лестнице – то, что демонстрирует заинтересованность топ-менеджмента и руководства.
- Рост прибыли бизнеса
Если подытожить все то, что было описано выше, можно сделать вывод – прибыльность бизнеса напрямую зависит от хорошего опыта сотрудников. Логично, что компании с вовлеченными сотрудниками имеют больший шанс на рост прибыли. Хотите быть среди этих компаний? Работайте над тем, чтобы улучшить положение каждого вашего работника.
Рост ЕХ: алгоритм, который работает или рекомендации, которыми OMNIMIX руководствуется в своей практике
Модернизировать бизнес-процессы в условиях конкурентной среды – сложно. Чтобы сделать процедуру максимально комфортной для каждой стороны, рекомендуем учесть следующие моменты:
1. Объедините информацию
Для анализа ситуации в коллективе потребуется учесть две категории информационных данных. Первая – операционная: стаж работы, заработная плата, карьерный рост, предыдущий опыт, личная информация. Вторая – мнение работника о компании, его удовлетворенность или недовольство процессами.
Объединив информацию, вы сможете понять, что лучше изменить, а что оставить так, как есть. Например, по операционным данным вы сможете понять, что нужно изменить подход к выполнению отдельных задач, а в ходе личной беседы можете прояснить, как именно это можно сделать.
2. Привлеките к процессу руководство и топ-менеджмент
Генеральному директору конечно важно, за какими креслами и столами работают сотрудники, но вряд ли замена мебели конкретному сотруднику станет первоочередной задачей, которой он уделит время. «Высшее звено» интересуют ключевые бизнес-показатели. Рекомендуем преподносить информацию в сравнении, сразу с переходом к тому, как решение конкретного вопроса повлияет на прибыльность. Давайте вернемся к стульям. Согласно исследованию, замена офисного стула с большей долей вероятности повлияет на следующие показатели. Понимаете, к чему мы ведем?
3. Больше слушайте коллег
Обращайте внимание на настроение, разговоры, мнение сотрудников по конкретным вопросам на каждом «жизненном» этапе в компании. Учитывайте пожелания и внедряйте инструменты поощрения, упрощения, персонализации деятельности.
4. Будьте готовы инвестировать
Комфортное рабочее место, удобная мебель, вкусный кофе, фирменная канцелярия – то, что требует финансовых инвестиций. Спросите у сотрудников, что им нравится, а что хотелось бы изменить.
Заниматься формированием опыта сотрудника нужно не изредка, а на регулярной основе. Employee Experience – ключевой HR-тренд 2022 года. Мы на своем опыте убедились, что это работает. У себя в OMNIMIX мы прокачиваем все зоны – от администрирования до мотивации и обучения. Это дает возможность видеть не только текущую ситуацию, но и выстраивать стратегию роста и масштабирования компании.
Мы в OMNIMIX всегда в поиске специалистов, которые готовы расти и развиваться вместе с нами. Если вы знаете, что сфера digital для вас, заходите к нам на страницу с вакансиями или на страницу в HH.ru. Наша команда всегда поиске талантливых и крутых медиапланеров, менеджеров по продажам, аккаунт менеджеров, менеджеров по контекстной рекламе и т.д. Резюме и отклики, а также свои вопросы можете направлять на почту hr@omnimix.ru.