Тренды в образовании: как усилить свои продукты в 2022 году

В начале 2022 года я проанализировала несколько статей и постов о том, какие тренды в образовании будут актуальны, добавила и мои личные выводы, что забрать в работу. В статье вы найдете информацию о 8 трендах, которые важно учитывать при разработке продукта. Это поможет выбрать фокусы и для проектов, и для личного плана развития. Следите за трендами, чтобы создавать топовые образовательные продукты, отвечающие современным требованиям и запросам.

№1. Качество обучения

Ура, дождались! Гонка за количеством приостановлена, и все основные игроки на рынке образования заговорили о качестве. Причем фокус не только на контенте и образовательных результатах. Требования растут и к экспертам, сопровождению, коммуникации, организации процессов, упаковке. Клиенты обращают внимание и на продвижение, качество рекламы и этап продаж. Растет стоимость привлечения новых пользователей, поэтому фокус смещается на работу с постоянной клиентской базой, рост повторных продаж и LTV.

Забираем в работу:

  • Представить команду без методиста становится все сложнее. Ключевым навыком этого специалиста остается формулировка образовательных результатов и проектирование траектории обучения, обеспечивающей их достижение.
  • Проектировать нужно не только само обучение, а задумываться о всем пути ученика, всех точках касания и опыте, который возникает при этом.
  • Ученики ждут не просто курс, а понятную образовательную экосистему с линейками продуктов, сообществом, экспертной поддержкой, удобной цифровой средой.
  • Фокус в метриках на измерении показателей качества обучения: какои результат получили ученики (кейсы), сколько человек дошли до конца обучения, какои процент удовлетворенности у студентов.
  • Просто информация уже не интересна, требования студентов к наполнению курса растут: уникальный экспертный контент, ссылки на исследования и первоисточники, соблюдение авторских прав.
  • Растет запрос на аудит курсов и их переупаковку: от оценки структуры, наполнения, организации практики до сопровождения.
  • Креативные подходы и разнообразные модели обучения, чтобы продукт выделялся на рынке: проектирование под архетипы целевой аудитории, сторителлинг, игрофикация, интерактивные механики.

№2. Социальное обучение

Растет запрос на формирование тематического комьюнити, особенно в сфере профессионального образования. Карьерная среда и «доступ к телу» экспертов и работодателей становится главным преимуществом. Сама по себе информация все больше обесценивается, ее можно наити где угодно. Ценнее то, что происходит в экосистеме образовательного продукта: общение с другими участниками, личное наставничество, возможность стажироваться, сформировать портфолио/резюме, встречи просто на пообщаться, создать репутацию и персональный бренд профессионала внутри сообщества. Ученикам особенно важно чувствовать свою вовлеченность в необразовательные процессы, ощущать себя частью группы.

Забираем в работу:

  • Часть образовательных результатов в программе должна закрываться механиками сообщества. Одного формального и самостоятельного обучения не достаточно.
  • Методист должен ориентироваться в инструментах и уметь проектировать создание сообщества в учебной среде.
  • Обязательными в процессе обучения становятся дополнительные групповые активности: мастермайнды, созвоны с бадди, проекты в команде, групповые воркшопы, практикумы.
  • В профессиональном обучении необходимы карьерные ярмарки, стажировки и возможность общения с работодателями, профессиональный нетворкинг.
  • Растет потребность в обучении по подписке, чтобы оставаться в сообществе и знакомой среде. Ученик подписывается на один продукт, в котором он сможет удовлетворить разные запросы в обучении.

№3. Узкие ниши и быстрые треки

Дополнительное образование все больше заменяет (или дополняет) высшее. Ученики выбирают пойти на небольшие онлаин-курсы вместо классического образования в университете. Освоить новую профессию, сразу применять знания на рабочих кейсах и получить диплом онлаин становится нормой. Новые проекты на рынке все чаще делают упор на уникальные форматы и глубокое погружение в узкие специализированные ниши. Кроме того, специалисты по узким темам и навыкам становятся все более популярными. Востребованы люди, которые разбираются в чем-то одном и очень хорошо. Человек теперь не должен быть специалистом во всем.

Забираем в работу:

  • Проектировать огромную “колбасу” на годы обучения и “впихивать” туда все темы какие только возможны – нет необходимости. Больше запрос на интенсивные программы, когда студент получит необходимые компетенции для профессии за 1-2 месяца.
  • Студенты хотят получить конкретный результат за меньшее время, поэтому нужно уметь адаптировать учебные программы под новые требования, подбирать новые форматы передачи знаний и организации практики с быстрой обратной связью.
  • Востребованная сфера – обучение компетенциям XXI века («гибким навыкам»): коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность.
  • Очень важна работа с мотивацией студентов. Необходимо подбирать оптимальную продолжительность обучения, нагрузку и инструменты поддержки.
  • Ориентируемся на быстрые целевые курсы (до 2х месяцев) и короткие уроки (до 20 минут).

№4. Переквалификация (reskilling)

Все больше людей задумываются о смене профессии, а к 2025 году половине нынешних работников потребуется переобучение. Продолжается процесс изменения ключевых компетенций, которые требуются в работе сотрудников. Компаниям уже сейчас пора задуматься о внедрении программ для переквалификации текущих сотрудников и дообучения новичков.

Забираем в работу:

  • Чтобы знать, кого и чему учить, необходима работающая система диагностики компетенций (для замера точки А и точки Б).
  • Изменение карьерной траектории – уже обычный процесс для сотрудников любых уровней и направлений. Внутри компании должна существовать прозрачная система переквалификации.
  • Ваш образовательный продукт должен подсвечивать ученику возможности дальнейших переходов между позициями или сферами деятельности.
  • Сейчас смена социального статуса и повышение уровня дохода напрямую коррелируют именно с уровнем профессионального образования, а не стажем работы. Круто, если продукт не ограничивается только образовательными результатами, а включает и более верхнеуровневые обещания (которые выполняются, конечно).
  • Чтобы сделать переквалификацию более доступной, развивается практика партнерства с вузами, чтобы вместе адаптировать образование к требованиям рынка через практико-ориентированные треки.

№5. Забота о студенте

У людей все выше потребность в том, чтобы обучение было интегрировано в жизнь, не нарушало привычный ритм и не вызывало стресс. Непрерывное обучение становится естественнои составляющеи жизни и требует подстройки под ученика. Человек все меньше готов выделять специальное время, или ехать в определенное место за обучением и развитием.

Забираем в работу:

  • Все чаще в программы включаются дополнительные элементы, чтобы сделать развитие комфортным. Например, психологическое сопровождение, коучинг, поддержка, системы мотивации.
  • Добавляем уроки не только по твердым навыкам, но и касающиеся навыков самообучения и ментального здоровья.
  • Сегментируем учеников и продумываем разные пути в одном и том же продукте. Формируем систему персонализации, чтобы под каждого ученика гибко корректировать учебный план, строить индивидуальный трек, а не вести всех по единой программе.
  • Мыслим не программами обучения/курсами, а создаем экосистему для обучения. Сейчас гораздо важнее, чтобы ученик сам мог быстро найти то, что ему нужно, когда ему это нужно, а не вести его «за ручку».

№6. Гибридное обучение и разнообразие форматов

У большого числа людей уже появился опыт обучения на разных программах у разных провайдеров. Поэтому требования к продукту все растут, ученики более критично относятся к качеству программ и достижению обещанных результатов. Офлайн и онлайн перестают разделяться на два отдельных канала, все чаще используется гибридное обучение, чтобы объединять плюсы обоих вариантов.

Забираем в работу:

  • Не зацикливаемся на одном формате, продолжаем искать возможности и в онлайне, и в офлайне, чтобы выбирать наиболее результативные варианты.
  • Асинхронные форматы занятий дают больше вариантов персонализированного обучения. Если ученик не проходит все «от корки до корки» вместе с группой, может он просто идет своим путем?
  • Качаем цифровую грамотность, отслеживаем развитие LMS систем и изучаем, чем уже пользуются наши ученики. Наша задача - прийти к ним в их средУ, а не переводить их в новое пространство.
  • Дипфейки, метавселенные, соцсети, новые видео и аудио форматы, боты – следим за развитием и используем.
  • Важно помнить про интересы и комфорт не только учеников, но и экспертов, преподавателей, кураторов. Технологии должны упрощать их работу, тогда проекту будет проще масштабироваться.

№7. Практика и вовлеченность

У учеников снижается запрос на получение информации, больше потребность в практике, реализации прикладных навыков, получении возможности для тренировки и обратной связи от экспертов и других учеников. Всё важнее становится применение изученного на практике. Нужна быстрая интеграция знаний в жизнь, учиться впрок просто некогда.

Забираем в работу:

  • Проектируем программы с активностями, в которых меньше учим, а ученики больше учатся сами и в группе.
  • Продумываем задания, практики для реальной деятельности ученика. Новую теорию давать только, если она реально необходима для выполнения этих задач.
  • Создаем больше условий для создания контента самими учениками: много диалогов, взаимодействия, неформального обучения.
  • Развитие некоторых навыков невозможно встроить в само обучение, поэтому важно проектировать и опыт ученика после обучения. Продумываем, что он будет делать дальше, включаем в программы пост-сопровождение.
  • Все больше используем инструменты, помогающие усилить вовлеченность в учебный процесс (интерактивные занятия, обучение в группе, игро- и геймификация, применение цифровых гаджетов в оффлайне).

№8. Опора на метрики

Data-Driven Design и продуктовый подход уже не просто тренд, а естественный образ мышления и принятия решений. Продолжаем проектировать продукты на основе данных (исследований, тестов, проверки гипотез, Big Data).

Забираем в работу (если все еще нет):

  • К 2022 точно нужно ориентироваться во всем многообразии образовательных метрик, уметь подбирать, измерять, и анализировать их в своем продукте.
  • Данные должны помогать команде продукта изучать поведение пользователей на обучении и их реакцию на события (контент, взаимодействие с преподавателем, учениками и пр.). И на основе всего этого дорабатывать программы.

В этом обзоре я не коснулась трендов, связанных с маркетингом и продажами образовательных продуктов. Их предлагаю изучить, сделать выводы самостоятельно и обсудить в комментариях 😎

В качестве источников информации использовала посты и статьи о трендах 2022 в каналах “Образование, которое мы заслужили” , “Живое обучение”, “Списать не получится”, конспект вебинара Юлии Родочинской.

88
Начать дискуссию