Как и где найти методиста в свою команду: пошаговая инструкция
Вы решили, что в команду нужен методист. И это замечательно: вы получите более качественный образовательный продукт, а кто-то, возможно, работу и команду мечты. Если ищете такого специалиста впервые, то эта статья ответит на многие вопросы. А если не в первые, все равно подойдет. В ней вы найдете простую пошаговую инструкцию, как найти методиста. Давайте разберемся.
Шаг 1. Определитесь, кто нужен именно вам, и опишите вакансию
В каждой компании и отдельных командах роль методиста может очень сильно отличаться. Это связано с тем, что везде есть специфика в процессах и составе команды.
Например, в компании есть отдел внутреннего обучения. В команде есть:
- менеджер продукта: он общается с заказчиком и экспертами, формулирует требования к продукту, проектирует программу, ведет проект как проджект от старта до сопровождения последнего дня обучения, анализирует метрики.
- методист: он с экспертом готовит контент курса и упаковывает его в нужный формат (может тексты редактировать, сценарии для видео писать, лонгрид на тильде сверстать, или сделать интерактивный тренажер в SCORM).
А вот вторая команда. В ней людей чуть больше, ребята делают продукты для b2c:
- продюсер: выбирает темы обучения, проводит исследования, договаривается с экспертом, формирует требования к продукту, стратегию продаж и продвижения.
- методист: формирует концепцию курса, проектирует программу и сопровождение, работает с экспертом над созданием контента. Контролирует результаты работы команды продакшена, чтобы все было качественно реализовано.
- проджект: составляет и контролирует план подготовки всех материалов курса.
- команда производства: копирайтер, корректор, дизайнер, иллюстратор, верстальщик, специалист по видео/аудио и другие, кто занимается упаковкой курса.
- сопровожденец: модерирует синхронные форматы, общается с учениками, отвечает на вопросы.
Две команды, два методиста, но фокус на разные задачи, а значит и разные требования к навыкам. В вашем случае это может быть еще один какой-то свой уникальный случай. Так происходит, потому что профессия методиста в том виде, как она есть сейчас, еще очень молода, и каждая команда передает этому человеку свой пул задач.
Опишите вакансию
Посмотрите на свои процессы и состав команды. Определитесь, кого не хватает именно вам? Какие процессы и задачи вы хотите делегировать методисту? Какие результаты вам нужны? Как этот специалист должен быть вписан в ваши процессы? С кем он будет взаимодействовать? В чем специфика работы с вами? Отразите все это в вакансии.
📌 Вам в помощь:
Изучите скиллсет, чтобы понять, что же умеет делать методист, какие задачи ему делегировать и как оценить компетенции.
👀 На что еще обратить внимание:
- Лучше выбирать путь от многозадачности – к специализации. Методистов в команде может быть несколько, специализирующихся на отдельных блоках работы над продуктом.
- Можно, конечно, нанимать многофункционального методиста, но помните, что один человек не может затащить вообще все на уровне “про” (и методику, и дизайн, и тексты, и видосы и все остальное на свете).
- На узкие задачи, где нужны проф скиллы, высокое качество, актуальные форматы, лучше привлекать дополнительных людей (например, создание иллюстраций, съемки и монтаж видео, дизайн материалов).
- Чем больше команда – тем более четкое выстраивание процессов и больше коммуникации потребуется. С приходом нового человека нужно учитывать это, и вписывать его в вашу систему.
- Не копируйте чужие вакансии, пишите свою, под конкретный запрос. У вас должно быть полное понимание, что, когда и как должен делать методист в команде.
Шаг 2. Я иду искать!
Чтобы найти подходящего методиста нужно будет постараться. Но главное знать, где методисты обитают, и ориентироваться в их среде. Большая часть профессиональных сообществ располагается в телеграм, туда-то мы с вами и отправимся.
Разместите вакансию в каналах и чатах:
📌 Вам в помощь:
Возможно вам повезет встретиться со своим героем в тематических профессиональных каналах, фейсбуке и инстаграме лидеров мнений, или вообще в комментариях на ютюб.
👀 На что еще обратить внимание:
- Конечно, не игнорируйте hh и прочие сайты для работодателей и соискателей. Методисты там, конечно, есть.
- Обращайте внимание в резюме на желаемую занятость человека. Среди методистов немало фрилансеров и тех, кто готов работать только на временных проектах.
- Методист – это весьма творческая работа. Креативное описание вакансии будет не лишним (если, конечно, это соответствует культуре команды).
- Крутые методисты любят тусоваться вместе. Если в вашем окружении есть подходящий знакомый, попросите рекомендацию. И даже если хороший кандидат после отбора выбрал другую команду, спросите совета и у него.
Шаг 3. Как оценить и выбрать лучшего
Первые два шага вам помогут привлечь подходящих кандидатов, но как в итоге выбрать лучшего? На что обратить внимание и как оценить методиста, разбираем в этом шаге.
№1. Обучение
Это обучение точно можно считать как плюс:
- School of education
- Skillbox
- EdMarket
- Дополнительное профессиональное обучение: LXD hero, LLLab, DEDU, Eduson
- Для методистов детского обучения есть специальная программа у EdMarket
- Классические пед вузы тоже будут плюсом (но для онлайна не совсем релевантно)
📌 Вам в помощь
Тут собраны все классные образовательные источники для методистов. Если что-то из этого человек проходил, читал, изучал, подписан, то это хороший знак (не пропустите второй лист, на нем тоже много полезного).
№2. Портфолио
Портфолио и только оно покажет реальный опыт работы методиста. Количество лет опыта ничего вам не скажут, так как методисты разные. Человек все это время мог работать в такой команде и выполнять такие задачи, что они будут нерелевантны для вашего проекта. С помощью портфолио вы убедитесь, что человек – практик и знает о создании образовательных продуктов не только в теории. Методист должен предоставить вам ссылку на портфолио (реальные кейсы, над которыми он работал).
В каком формате может быть портфолио:
- Доступ к курсу (бывает, но очень редко).
- Ссылка на лендинг с описанием курса/программы обучения (тут доступ бывает чаще, но сам продукт вы не увидите).
- Скриншоты или скринкасты продукта с описанием.
- Если методист подписал договор о неразглашении информации, то все равно попросите предоставить обезличенное описание кейса и его решение (например, курс эффективной коммуникации для менеджеров крупной IT компании, задача стояла такая-то, образовательное решение было выбрано такое то, программа реализована так-то, в такие-то сроки. Метрики обучения по итогу были такие-то…)
- Описание опыта в резюме тоже подскажет, решал ли в работе человек необходимые вам задачи.
- Могут быть различные комбинации этих вариантов.
- Если методист начинающий, то попросите описание учебных кейсов.
Не забывайте уточнять, какую роль выполнял методист при создании образовательного продукта. Может он там просто рядом с командой постоял? На собеседовании можно задать уточняющие вопросы, например, почему было выбрано то или иное методическое решение.
№3. Тестовое задание
Сейчас нормальной практикой считается дать одним из этапов отбора на вакансию тестовое задание. Тут важно давать задачи, максимально приближенные к предстоящей работе в вашей команде (вспоминаем первый шаг).
Что можно дать в качестве задания:
- Предложите создать вариант программы на определенную тему (для этого тему методисту придется очень хорошо покопать).
- Дайте часть исходного контента от эксперта, чтобы сделать небольшой демо-кусочек обучения в требуемом формате.
- Аудит курса: дайте доступ к вашему продукту, чтобы его оценить и предложить улучшения.
№4. Собеседование
Конечно, только личное общение покажет, подходит человек вам или нет. У вас может быть свой подход к собеседованиям, любимые вопросы и способы оценки. Тут все очень индивидуально. Приведу несколько любимых лично мной вопросов, пригодятся.
Какие вопросы задать на собеседовании:
- Про ценности, совпадение с командой, понимание своей роли: Расскажите о себе? Какие у вас требования и ожидания от работы с нами? В какой команде вы работали, какое было распределение ролей? Опишите вашу роль и любимые задачи.
- Про опыт: Расскажите про проект, которым гордитесь больше всего? А был ли у вас проект-факап, когда вы запороли если не все, то многое?
- Готовность решать проблемы (тут берите те, которые возникают чаще всего в команде): Представьте, эксперт прислал вам черновик урока (в тексте), а вы понимаете, что это компиляция статей из интернета, а не авторский текст. Что будете делать?
📌 Вам в помощь:
- Запись встречи “We are hiring. Что нужно компаниям от методистов” от LXD hero.
Информация от 5 спикеров – тимлидов методических отделов. Они рассказали, чего они ждут от будущих коллег, как ищут и оценивают методистов.
Подведем итоги
Эта статья поможет вам подготовиться к поиску методиста. В первом шаге самое важное – это убедиться, что этот человек вам действительно нужен в команде. Второй шаг поможет не терять время даром и найти методиста в максимально сжатые сроки. С третьим шагом вы как золотоискатель сможете найти свой самородок.
Желаю удачи в поиске, да прибудет с вами сила сообщества образованцев!
"Предложите создать вариант программы на определенную тему (для этого тему методисту придется очень хорошо покопать)" - лихо для тестового. Или мы в идеальном будущем, где тестовые задания оплачиваются?
Светлана, это пример из личного опыта. У меня такое задание заняло где-то 8 часов и это было небольшое обучение на несколько уроков по узкой теме. Конечно, тут нужно смотреть, что за тема и какого объема программа потребуется. Согласна, что перебарщивать с тестовым не стоит, это может стать стоп-фактором для кандидата. Но если у вас такой конкурс на позицию, что вы можете себе позволить "пожестить", то можно использовать для отсева и такую тяжелую артиллерию.
чтобы отсеять людей, которые ценят своё время?)
Вот обратный вопрос: как начинающему методисту получить работу или хотя бы заказы на фрилансе? это тупик какой-то
Спасибо за статью и ссылки на тг каналы!