Бюрократы в коммерции (часть 1)

Почему идут на госслужбу. Оправдание авторитаризма. Почему сложно после государственной службы преуспеть в коммерческой компании. Как убивают инициативу.

Недавно увидел на hh.ru вакансию специалиста в Минцифры России с перспективой участия в решении интересных задач, роста и реализации незабываемых проектов. Зарплата, которая была указана (потом ее убрали), составляла 25 тыс рублей первые три месяца и увеличение в 2 раза (до 50 тыс рублей) после испытательного срока. Госслужба - это не только медийные личности, курирующие отрасли и толкающие речи на ТВ, это тысячи специалистов, которые обрабатывают информацию, готовят документы, согласовывают, направляют, отвечают, шестеренки в большой и безусловно необходимой не в анархическом обществе государственной машины. Поэтому когда все возмущаются, что все на госслужбе воруют и богаты, достаточно почитать про эту вакансию.

Стоит задуматься, какого качества специалисты могут пойти на 25 тыс рублей? И зарплата других специалистов не намного выше. Как правило, это вчерашние студенты либо те люди, которые идут с перспективой долгой и упорной карьерной жизни, финансово поддерживаемые своими семьями. Безусловно, государственная служба даёт большой опыт бюрократической работы, опыт общения, в том числе и с высокими руководителями, и этот опыт позволяет более прозаично смотреть на надписи в трудовой книжке слов «министерство», «служба», «агентство». Многие идут работать в надежде на рост и возможности, чтобы потом «заработать» или обрасти связями и уйти на высокооплачиваемую работу в государственную или коммерческую компанию.

Но есть и обратные стороны такого роста: выученная беспомощность, забюрократизированность, авторитарность (у руководства), требовательность определенного отношения к себе.

Жизнь государственного аппарата строится на чёткой иерархии, которая неизбежна для выполнения государственных задач. Инициатива задается сверху, определена общей политикой и правилами игры.

Но работники привыкают к безусловной власти авторитета выше стоящих, тем более это соответствует нашей картине мира, так как с детства мы познаем, что повиновение авторитетам - это правильно.

Руководители, имеющий «титул» и атрибуты власти, в большинстве своём считают себя правыми в принятии решений и требовании их исполнения, они наделены властью (иногда и маленькой) над людьми. Это приводит к тому, что она начинает переходить личные границы и постепенно преображать поведение человека в диктаторское.

Примером таких изменений может служить Стэнфордский тюремный эксперимент

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Стэнфордский_тюремный_эксперимент

Что происходит с человеком, на которого приходится это воздействие? Потеря инициативы и жизнь по правилам. Отсутствие смысла проверять поручения, исправлять ошибки, которые они видят, иногда даже беспрекословно выполнять поручения, которые доходят до абсурда. В качестве примера отсутствия реакции на ошибки можно обратиться в другую сферу четко налаженной иерархии - медицину. В книге «Ошибки в лечении: их причины и предотвращение» приведен случай, когда доктор прописал пациенту ушные капли в правое ухо и сократил назначение “place in R ear” (капать в зад). Медсестра так и сделала.

Жёсткий стиль управления, впрочем, со временем работниками воспринимается как некая школа жизни (как армия). И работник становится более уверен в том, что такой подход лучший, он закаляет, он понятен и привычен. И этот эффект стабильности, определённый правилами игры и неформальными правилами поведение в иерархии, приучает людей жить с оглядкой наверх и страхом потери такой стабильности.

Но госслужба, как и любая другая сфера жизни, имеет свойство меняться и вчерашний госслужащий со всем положительным и не только багажом оказывается на рынке труда и идёт в коммерческую организацию, где правила игры не так четко определены.

22
Начать дискуссию