Как удаленка поменяла ИТ и почему это не стало панацеей

Пять лет назад, просмотрев все вакансии в родном городе, я задался целью найти работу удаленно. Ведь столица, как мне тогда казалось, имеет безлимитный объем рынка вакансий и должны-таки быть компании, которые готовы взять человека на дистанционный формат. Но сделав несколько попыток, я понял, что люди хотят видеть человека у себя в офисе… хотят иметь возможность провести совещание по проекту, не переспрашивая на конференц-колле «коллеги, как меня слышно?», хотят иметь возможность физически подойти и обсудить внезапно возникшую задачу, да может просто хотят подойти, похлопать по плечу и сказать:«Дружище, крутую фичу вчера сделали». Так было 5 лет назад. Но не теперь…

Пандемия, создав множество проблем, с другой стороны сделала реальностью вчерашнюю мечту айтишников, убрав географическую привязку сотрудника к местоположению работодателя. Это стало новой вехой, которая сблизила возможности самореализации, почти сравняв шансы найти работу специалиста, живущего в столице, и специалиста, живущего в районном центре.

Казалось, всё… покупай билет на Бали, бери ноутбук, переноси офис на побережье! Но по мере того, как новый формат входил в нашу жизнь, стали появляться новые вопросы: Как самоорганизоваться, работая из дома? Как не превратить рабочий день из 8 часового в 12 часовой? Как не выпадать из контекста задач?

Действительно, уже столько было написано на тему самоорганизации работы из дома. Все, кто стремился к эффективной работе, достаточно быстро поняли, что работа «на диване», как это казалось когда-то — это по большому счету нерабочий вариант. Пришло понимание, что работа из дома стирает границу между WORK & LIFE, убирает тот триггер, который превращал тебя из Антоши, смотрящего сериал в воскресенье, в Антона Сергеевича, скрупулезно просчитывающего риски на текущем проекте и вероятность попадания в дедлайн. Тут-то и появились советы о том, что необходимо разделить работу и дом, что необходимо выделить отдельное рабочее место, а лучше вообще отдельную комнату, что нужно объяснить всем домочадцам, что хотя ты и дома, «но тебя все равно нет». Каждый нашел для себя свои лайфхаки, как переключить этот тумблер: кто-то стал одеваться в офисную одежду, кто-то даже придумал ритуал, когда нужно дойти до метро и вернуться, чтобы «переключиться». Несмотря на это, лично для меня переход на удаленный режим в целом прошел без потерь в эффективности. Здесь наверно стоит отметить пользу разнообразных таск-трекеров, тайм-листов и других средств организации работы. Битрикс 24, Jira и другие инструменты помогли двигаться с изначально заданной скоростью.

Для себя я сделал обязательным ежедневное составление плана дня: ясное понимание плана на день позволяет не только сократить временные потери, но и становится своеобразным средством, мотивирующим зачеркивать законченные задачи в чек-листе.

Помимо этого неожиданно появилась новая проблема, кто-то стал для себя замечать, что режим 5x8 постепенно норовит перерасти в режим 24x7, ведь больше не нужно успеть заскочить после работы по делам, да и к транспорту ты больше не привязан, и если в разгаре работа над интересным проектом, то не хочется бросать задачу на середине, и рабочий день естественным образом пролонгируется на пару часов. Здесь не стану определять, минус это или плюс — каждый решает для себя. Точно можно сказать одно: во всем следует придерживаться принципа разумности.

Окей, а что со стороны работодателя?

Да, новый формат поставил новые вопросы и перед работодателем: Какие позиции эффективно оставить на удаленке, а какие нет? Как держать коллег в контексте текущих дел?

Побывав по обе стороны баррикад, я взглянул на формат удаленной работы как глазами сотрудника, так и глазами работодателя. Если в команду приходит человек, который будет работать дистанционно с самого первого дня, и возможно никогда не появится в офисе, то либо ты должен иметь идеальную программу адаптации, либо трудозатраты на введение коллеги в контекст по сравнению с "локальным вариантом" отнимут намного больше времени, либо такой сотрудник по эффективности не будет равен ему же самому, работавшему БЫ в офисе. Ведь человек, работающий с коллегами бок о бок, чаще получает обратную связь по текущим задачам. Недаром многие компании по западному образцу перешли на организацию рабочего пространства в формате опенспейса, достоинством которого при всех его недостатках считается именно возможность быстро поделиться рабочей идеей с любым коллегой, или даже моментально собрать минисовещание "на ногах". Дистанционная работа, увы не даст этих возможностей. Помимо прочего нужно понимать и тип задач, который характерен для конкретной позиции: если это разработчик, который работает по техническому заданию, то удаленный формат скорее не станет проблемой, если же работа предполагает интенсивную коммуникацию с заказчиками/пользователями/коллегами, то бесконечные звонки могут стать неудобством.

Конечно переход на дистанционную работу поменял и саму концепцию оценки работы, сместив ее больше с контроля процесса в сторону контроля результативности. Это несомненно плюс, дающий сотруднику свободу в планировании своего времени, но повышающий ответственность за то, чтобы выбранные решения приводили к целевому результату.

Что в итоге?

Несмотря на то,что распространение дистанционный работы потребовало от всех участников рабочего процесса большей организованности, нужно отметить, что оно оказало значимое влияние на рынок труда ИТ сферы, сбалансировав спрос и предложение.

Повлиял ли переход на дистанционный формат на вашу работу?

1
4 комментария

Что в итоге? Вернулись в офис вашего регионального работодателя за миску риса?
Или все-таки рискнули?

1
Ответить

Переехал

Ответить

Переехал

1
Ответить

Мы пользуемся уже 6 месяцев EvaTeam, есть всё что нужно для удаленки: канбаны, контроль задач, база знаний, общий чат, CRM и т.д. С месяц назад добавили общий диск. Переходил к ним с Trello.

Ответить