Импортозамещение в EdTech: что делать с онлайн-обучением — советы для крупного бизнеса

Компании с большим штатом и сложными HR-процессами ищут замену иностранному ПО для корпоративного обучения и оценки сотрудников. ТренингСпэйс рассказали, на что важно смотреть при выборе.

Привет! Мы в ОБЛАКО Груп создаем цифровые продукты для найма, адаптации, обучения и оценки развития персонала. В 2017 году разработали первую автоматизированную систему для синхронного и смешанного обучения сотрудников в онлайне — ТренингСпэйс. Сервисом пользуются топовые российские компании из самых разных отраслей: финансы, ретейл, телеком, производство, транспорт, ИТ.

В этой статье рассказали об импортозамещении в онлайн-обучении и под другие HR-процессы для крупного бизнеса.

Что происходит сейчас

Иностранные сервисы покидают рынок, и бизнес разворачивается в сторону отечественной разработки. Компании с большим штатом сотрудников ищут срочную замену привычным системам и платформам. Вчерашние пользователи Зума, Миро и Майкрософт Тимс переходят на российские продукты и перекраивают процессы под новые условия. В приоритете — быстрая адаптация, безопасное хранение данных, масштабирование компетенций, доступность и легкость установки софта.

Решения для крупного бизнеса

Мы говорим о компаниях со штатом от 1000 сотрудников и выше, сложными HR-процессами, десятками-сотнями филиалов по стране. Которым важно доносить единый стандарт до сотен, тысяч человек. В идеале для этого нужно автоматизировать и непрерывно синхронизировать процессы, задавать жесткую структуру обучающих курсов и программ, анализировать работу тренеров и преподавателей в моменте, быстро менять контент под запросы бизнеса и пользователей. И всё время фиксировать результаты. Создавать один большой образовательный трек.

Вот примеры возможных ключевых параметров при выборе сервисов и систем для обучения:

  • Формат единого окна — участники работают в одной системе, без перехода из приложения в приложение: T&D управляют процессами и следят за результатами, тренеры и методологи создают непрерывные образовательные треки из синхронных и асинхронных форматов обучения, а пользователи изучают материалы в любое время и всегда знают об изменениях в расписании или контенте.
  • Автоматизация процессов — система непрерывно контролирует, обрабатывает, синхронизирует и хранит данные по всем форматам обучения, а также рассылает нужную информацию назначенным участникам.
  • Конструктор программ со сценарным подходом — методолог закладывает жесткую структуру программы, от которой нельзя отойти, что защищает стандарты компании от вольной интерпретации тренером, преподавателем или тьютором.
  • Цифровая аналитика — система собирает данные не только о том, кто был на тренинге, встрече или фасилитации, но и о поведении пользователей: как они вовлекались и реагировали на контент, а еще — как работали тренеры и фасилитаторы.
  • Инструменты для вовлечения — групповые и индивидуальные форматы взаимодействия с аудиторией, квизы, различные виды социометрии, тесты, кинометафоры, опросы, аудио; механики из очного обучения, например, «мировое кафе».
  • Система «продуктового подхода» — с помощью возможностей сервиса можно быстро улучшать и менять программы обучения, влиять на компетенции тренеров и тьюторов, делать контент эффективнее для бизнеса.

Как пример, эти функции покрывает система ТМС — Тренинг Менеджмент Систем (Training Management System).

Онлайн-тренинги

До ухода иностранных компаний с отечественного рынка тренинги в онлайне проводились, в основном, двумя способами:

  • с помощью российской ТМС — комплексной системы для синхронного и смешанного цифрового обучения;
  • в связке Зума или других ВКС-систем и вебинарных площадок с внешними досками, сервисами, инструментами для вовлечения в обучение.

Теперь зарубежные системы и платформы стали ограниченными, при этом запрос на обучение навыкам никуда не делся. Мы уже рассказывали про разницу между вебинарами и онлайн-тренингами — почему онлайн-тренингам нужны специальные площадки и методологии. Если коротко: качественно отрабатывать навыки без привычных очных механик, инструментов вовлечения и с выключенными видеокамерами — не получится.

Что можно сделать: перейти на ТМС или заменить привычные «костыли» из инструментов и сервисов на отечественные варианты. Советы по выбору российского ПО — в конце статьи.

Кастомная разработка

Когда старые инструменты перестают работать — бизнес ищет новые. Если рыночные решения не подходят, можно обратиться к разработчикам. Отечественные айтишники умеют делать самые разные продукты. Стандартные — платформы для найма, адаптации, развития и оценки сотрудников. Нестандартные — мобильные приложения для планирования и контроля обучения полевых сотрудников, виртуальные симуляторы, порталы развития компетенций, системы диджитал-наставничества, интерактивные карьерные карты.

На что смотреть при выборе российского ПО

Вот ключевые показатели, на которые можно ориентироваться при выборе российского программного обеспечения.

Реестр отечественного ПО

Реестр — официальный список программ, которым доверяет государство. Программы, которые внесены в этот список, считаются проверенными.

152-ФЗ

Компании, которые работают с данными пользователей, признаются операторами ПДн и должны соблюдать закон «О защите персональных данных». Соответствие закону подтверждают аттестат и сертификаты, которые выдает ФСТЭК — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Безопасность

Серверам баз данных требуется серьезный мониторинг. Должно быть резервное копирование с возможностью point-in-time восстановления. Копии должны быть зашифрованы и размещены в хранилище на территории России — хранение на зарубежных серверах показало, что в этом случае бизнес не защищен от риска утечки или потери данных. Также должно быть разграничение прав доступа.

API

Открытый API — это общий интерфейс, который позволяет взаимодействовать с платформой из сторонних систем. Можно получать данные и загружать новые, синхронизировать процессы компании.

Русскоязычная техподдержка

Иностранные компании не всегда обеспечивают пользователей технической поддержкой на русском языке. Еще реже — русскоязычной техподдержкой в режиме реального времени, а не инструкциями и гайдами. Важно, чтобы поддержка была круглосуточной и удобной для понимания.

33
Начать дискуссию