Тренинг не решает ваших проблем!

У нас проблемы - уменьшился гостевой поток; персонал слабый, работать не хотят, директора наши управлять не умеют…. Мы хотим, что бы вы провели нам тренинг, дня, скажем, на 3… или ДАЖЕ на 4…И все должно как-то исправиться и наладиться!

Тренинг не решает ваших проблем!

В последнее время понятие тренинг - как основной инструмент обучения - очень сильно растянулось: тренинг – это то, что научит ваших официантов выполнять стандарты сервиса, тренинг – это мероприятие для менеджеров, чтобы собраться вместе и попрыгать через веревки, тренинг - это возможность сделать грамотный отсев кандидатов, тренинг - это возможность залатать дыры в управлении и решить стратегические вопросы…

Довольно часто можно услышать от владельцев заведений или сетей такой запрос: проведите нам тренинг, всех подтяните и все исправьте. Этап определения проблемных мест и выяснения потребности уже пройден: мы знаем, что у нас не так! И расскажем, пожалуйста:

  • сотрудников подходящих нет, сложно найти на рынке и большая текучка собственных кадров;
  • низкая мотивация сотрудников (не хотят работать), а те, что хотят – не умеют;
  • слабый контроль сотрудников со стороны директоров, жалобы гостей;воровство в ресторанах: наказывать? Штрафовать? Увольнять? Кто тогда будет работать??;
  • наша система обучения не достаточно эффективна: люди часто работают без соответствующей подготовки;
  • наше управление сотрудниками заключается в периодическом массовом увольнении;гости кстати тоже подводят: стали меньше ходить! А те, что приходят – меньше едят! И, как ни странно, когда наши официанты им говорят «огурчик добавить? Помидорчик добавить? Сырку добавить???» они ничего не хотят…

Вот, говорят нам собственники, список проблемных мест, формировать потребность в обучении нам не надо, мы и так согласны на тренинг. Давайте приступать. Хотелось бы за 2-х, 3-х дневный тренинг как-то все исправить….

Уважаемые рестораторы, давайте договоримся о понятиях: разграничим проблему и следствие. Так как, коллеги, Вами пройден только первый этап: есть понимание, что «что-то не так в датском королевстве». Есть видение, ЧТО не так, и надо понимать, что перечисленное выше - это не «причина», а уже «следствие», вершина айсберга проблемы, а не сама проблема.

  • Отсутствие на местах квалифицированного, подготовленного персонала – следствие неэффективного бизнес-процесса найма и подготовки сотрудников, отсутствие профилей должности.
  • Низкий уровень заинтересованности сотрудников в результатах своего труда – причина в слабой системе мотивации, в отсутствии привязки заработка к производительности, недостаточная работа с нематериальными факторами и проч.;
  • Воровство в ресторане – следствие неправильно организованных процессов внутри ресторана;
  • Снижение гостевого потока, маленький средний чек- следствие непроработанной маркетинговой стратегии, слабой позиции бренда; неудачного меню, высокого среднего чека или банального низкого уровня обслуживания.

Подобные проблемы (мы назовем их лучше задачами) не решить с помощью тренинга, мозгового штурма или встречи за бутылочкой пива в лесу на командообразовании.

Это должна быть большая работа (и не только специалистов в области hr), включающая в себя как минимум три этапа: аудит существующих бизнес-процессов в области hr, разработка предложений по корректировке ситуации и внедрение изменений. В зависимости от размеров компании длительность первого этапа может варьироваться от от 2-х до нескольких недель, второго – от 4-х недель, третий этап – самый длительный, может занять у вас несколько месяцев.

Как и что оценивают в части эффективности найма и обучения персонала? Вам необходимо провести анализ:

1. Анализ наличия и эффективности бизнес-процесса найма

  • Наличие профилей должности
  • Наличие критерия подбора
  • Системность подбора;
  • Регламентированная процедура собеседования
  • Наличие программы набора сотрудников
  • Методики оценки кандитатов
  • Оценка текучести кадров
  • Анализ эффективности каналов поиска
  • работа по приему и увольнению сотрудников

2. Эффективность адаптации

  • Прописанный бизнес-процесс адаптации;
  • Наличие программы стажировки/адаптации
  • Разработанная система наставничества
  • Специальное обучение наставников
  • Специальное обучение стажеров на этапе адаптации
  • Кто и как ставит задачи на испытательный срок;
  • Текучесть на этапе адаптации;
  • Уровень подготовки после адаптации;

3. Эффективность обучения и развития (в т.ч. кадровый резерв)

  • Прописанный бизнес-процесс обучения;
  • Потребности в обучении;
  • Участие руководителя в развитии подчиненных
  • Цели, методы и анализ материалов обучения;
  • Уровень компетенции тренеров;
  • Аудит / Срез уровня профессиональной подготовки сотрудников компании:
  • Результаты обучения;

4. Эффективность аттестации

  • Прописанный бизнес-процесс аттестации;
  • Частота срезов;
  • Оцениваемые компетенции;
  • Действия по результатам аттестации;

5. Эффективность работы отдела персонала

  • Стратегия управления персоналом (ее соответствие целям и стратегиям организации и ключевым идеям заведений);
  • Цели и задачи управления персоналом;
  • Уровень доверия и удовлетворенности сотрудников службы управления персоналом;

Аудит – первый, и самый главный шаг по изменению ситуации. Без понимания, где корни проблем невозможно ничего исправить, повысить эффективность работы, построить что-то новое. Результат аудита для ресторатора – возможность увидеть слабые места, все зоны роста в части найма и обучения, становится понятна дальнейшая работа: необходимо разработать и внедрить грамотный бизнес процесс подбора и подготовки.

С Уважением, Елена Победоноцева

22
3 комментария

Все очень хорошо прописано, чудесная теория. Как показывает практика, бизнес-тренер и консультант также не решат проблемы, если это просто теоретики. Тренер обязан иметь богатую практику. А компании должны быть готовы к изменениям. И последовательность действий обязана просто быть несколько иной. Изначально аудит, личные беседы с сотрудниками, изучение процессов - разработка регламентов и прописание бизнес-процессов - обучение - анализ результатов.
Очень это утопично пока звучит.

Ответить

Зоя, добрый день. Это как раз не теория, а практика. И именно поэтому то, что я написала не противоречит тому, что написали Вы ) Я описала ПЕРВЫЙ этап - аудит. Просто зачастую руководитель хочет изменений СЕЙЧАС, и видит для этого отличный инструмент - тренинг. Моя задача была показать, что тренинг сам по себе ничего не поменяет.

Ответить