Как поддержать и удержать команду

Советы психолога для тех, кто управляет командой и кадрами — руководителей разного масштаба и HR-специалистов.

Как поддержать и удержать команду

Стабильность бизнеса во многом зависит от команды. В стрессовые периоды команде непросто. Кто-то опустошен и потерян, кто-то агрессивен, многим сложно работать — и всем нужна почва. Как поддержать команду? Мы в Teachbase поговорили об этом с опытным психологом Ириной Берестень (практикует более 20 лет).

Ирина Берестень
23 года консультативной практики, 14 лет преподавания в высшей школе и на курсах повышения квалификации, 8 лет управленческой деятельности.

Сначала приведите в порядок себя – потом команду

Можно выступить перед сотрудниками с правильными мотивирующими словами, но если вы не в форме — это подсознательно считают по закрытым жестам и беспокойным нотам в голосе. В итоге и команду не мотивируете, и посеете сомнения: а можно ли доверять руководителю, а стоит ли оставаться в компании?

Главная причина привести себя в порядок: вам предстоит много тонкой работы. Разобраться, кто есть кто в команде, подобрать тип помощи, совмещая все это с обычными задачами. И наконец, чтобы делиться опытом по управлению стрессом, нужно сначала самому этот опыт получить. Когда просто рассказываешь заученную теорию, это тоже подсознательно считывается по интонациям.

Что делать если войти в ресурс пока не успели, но уже надо действовать? Например, у вас запланировано «успокоительное» совещание. Пусть первым выступит зам или другой авторитетный сотрудник, который сейчас в лучшей форме, а потом вы. Главное — задать бодрую продуктивную атмосферу в начале встречи с сотрудниками, дальше все пойдет на этой же волне.

Как себе помочь?

1. Позволить себе запретные эмоции. Но выражать их дисциплинированно: ограничить время и выбрать условия, где ты не будешь никому мешать. Например, выделить час вечером и поплакать или уехать за город «проораться». Еще помогают танцы, спорт, пение — выберите то, что ближе. Если вы и так занимаетесь спортом, добавьте в занятия что-то новое, допустим, смените маршрут бега.

2. Разобраться в своих эмоциях. Поговорите с тем, кому доверяете, или с психологом. Если вам ближе самопомощь, почитайте статьи на надежном ресурсе, где пишут практикующие специалисты. Например, на сайте b17.

3. Заняться тем, что вас восстанавливает. Вспомните, от какого занятия вам становится легче, и сфокусируйтесь на нем в свободное время. Важный момент: стресс не снимается простым лежанием на диване, а бокал вина, сопровождающий антистрессовые занятия, может состояние только усугубить.

Как поддержать сотрудников

1. Расскажите, как вы привели себя в порядок, поделитесь советами и материалами, которые помогли.

2. Задайте простой вопрос: чем я могу помочь? Общайтесь без корпоративных формальностей, чтобы беседа или переписка не ощущалась как мероприятие ради галочки, вы получили честный ответ и смогли помочь.

На кого обратить особое внимание

Меланхолики — обычно это педантичные надежные сотрудники, чаще всего исполнители, а не управленцы, но на них многое завязано. В стрессовые периоды люди такого типа страдают, потому что им сложно без определенности. Важно вернуть ощущение порядка, составлять хотя бы краткосрочные планы. А еще «дать пострадать». Не напирайте, что нужно переключиться на позитив, и держите руку на пульсе, чтобы грусть не зашла далеко.

Стрессоустойчивые — сотрудники, которые в стрессе продолжают вести себя как обычно, продуктивно и спокойно работают, быстро и легко приспосабливаются к новому. Делайте на них основную ставку, взаимодействуйте по-партнерски, а не как начальник-подчиненный или родитель-взрослый — это и будет поддержка. При этом следите за нагрузкой и держите руку на пульсе, чтобы не дошло до выгорания.

«Дофаминщики» — люди, которые в спокойной обстановке не проявляют себя ярко, им как будто скучно жить обычной жизнью. А в стрессовый период они как будто просыпаются, ловят волну. Обратите внимание на сотрудников, которые стали ярче себя проявлять и не бойтесь доверить им более ответственные задачи. Так вы поможете выплеснуть энергию безопасно, получив взамен пользу, а не опустошение.

Мы, в Teachbase, запустили бесплатные видеоуроки «Экология эмоций» от практикующих психологов. С их помощью вы можете позаботиться о своих сотрудниках.

Какая степень открытости нужна?

Поддерживайте ваш стандартный уровень открытости. Если в компании не сформировалась культура обсуждения глубоких личных вещей и психологического состояния — не стоит резко начинать это делать в стрессовый период. Все новое — стресс, даже если это позитивные перемены. Когда стресса и так много, новая практика общения будет тяжело приживаться. Но и без личных откровенных бесед можно многое сделать, наблюдая и делая продуманные управленческие ходы.

Как помочь сотрудникам перестать читать новости

Задайте сотрудникам вопрос: что вам дают новости, какая у вас вторичная выгода от них? Каждый должен ответить сам себе.

Вторичная выгода — условная польза, которой мы оправдываем разрушительное поведение, что-то нерациональное. Например, для некоторых «дофаминщиков» чтение новостей — способ почувствовать кипение жизни, безопасно оставаясь в стороне. А кому-то новости помогают утолить чувство вины.

При этом единственная рациональная причина читать новости — информирование.

Что посоветовать сотрудникам:

1. Информируйтесь по графику: читайте новости 1 раз в день в источниках, которым доверяете. Не бегите в ленту каждый раз, когда спрашивают «а ты читал это?» Придет время чтения новостей — узнаете все, что вам нужно знать.

2. Поймите свою вторичную выгоду — это как разоблачить демонов, которые выводят из равновесия. В следующий раз будет проще их распознать и не поддаться.

Что делать с токсичными сотрудниками

В стрессовые периоды обостряются все проявления личности, из-за этого некоторые сотрудники могут стать токсичными.

Открыто тоскичными могут стать те, кому важно всегда быть в центре внимания. Сложный период подкидывает легкий способ быть на виду: истерично выливать накопившиеся эмоции. Если вам важно сохранить сотрудника, он ценный и просто сейчас сорвался — изолируйте его на время. Например, отправьте в отпуск, на индивидуальный график или давайте по максимуму автономные задачи.

Скрыто тоскичными могут стать на первый взгляд преданные и на все готовые: сделают все, что просишь, даже если им неудобно. Как официанты, все ради клиента. Но — только пока он не расплатился. Такие люди могут вести подковерную игру, от подрывающих атмосферу сплетен до планов подсидеть кого-то. Способ их нейтрализации — обеспечить постоянную занятость, давать задачи небольшими порциями, не давать главную роль и не выключаться из процесса. «Cделаешь — обсудим, сделаешь это — дам еще».

Вдохновляющий совет напоследок

Стрессовый период — не только трудности, но и возможности. Как для развития бизнеса, так и в управлении кадрами. Стресс делает всех такими, какие они есть, срывает социальные маски, подсвечивает проблемные и сильные места. Наблюдайте, анализируйте. Сейчас у вас есть уникальная возможность по-настоящему узнать свою команду и понять, как лучше распределять задачи и строить процессы — и добиваться большего.

Что почитать

Книги Психологическое айкидо и Психологический вампиризм Михаил Литвака. Помогут укрепить навыки общения, в том числе в сложных ситуациях.

Мы запустили серию поддерживающих вебинаров с психологами, HR-ами, руководителями — они делятся ценным сейчас опытом, как строить работу и заботиться о сотрудниках. Эта статья написана как раз по мотивам одного из вебинаров. Здесь собираем записи уже прошедших событий. Анонсы других вебинаров выкладываем в Телеграм-канале.

55
Начать дискуссию