Как написать резюме и найти работу

Я не рекрутёр, просто человек который менял работу почти 40 раз, а последние 10 лет нанимаю людей. Так получилось, что помог нескольким друзьям найти работу, хотя самостоятельно у них не получалось. Сейчас для многих эта проблема актуальна, делюсь тем как это сделать.

Наверное есть исследования, модные подходы, психотехники и новаторские методы. Сразу говорю — ничего из этого мне не знакомо, просто практический опыт. Когда я был наёмным работником, то пытливый ум, жажда нового и алкоголизм — подталкивали меня к частой смене работ. Как-то считал, что-то типа 37 разных мест сменил. Сначала всё подряд, а потом это реклама, маркетинг, руководящие должности. Редко когда искал работу больше недели.

Последние годы это найм, вот буквально недавно закрыл сложную вакансию, полтора месяца ежедневного упорного труда. Такой опыт позволяет взглянуть на резюме и кандидатов с другой стороны.

Мои друзья и знакомые несколько раз обращались ко мне за помощью в поиске работы и удачно её находили, например подруга полтора года не могла устроиться, но изменив подход нашла за месяц, другая знакомая сменила род деятельности в 55. Мне радостно, что у них всё получилось.

Сейчас огромное количество вопросов на эту тему, поэтому чтобы каждому персонально не рассказывать — собрал всё в набор приёмов. Если им следовать — работа найдётся, это как раз те 20% важнейших вещей, которые приводят к 80% успеха.

Неуверенность

Наверное самые неуверенные люди в мире это русскоязычные. Кто сталкивался с индусами, знают — на словах он супер-программист, на деле и одной десятой нет. Вот тут наоборот, как же хорошие специалисты себя гнобят — это какой-то кошмар: «а кому я нужен», «а там у них своих штоль нет», «наверное у меня не получится».

Прекратите себя принижать, прекратите рассказывать «ой, я это не умею», «ой, я тут „плаваю“». Посмотрите на прекрасную картинку — собачка постепенно втянулась, и вы втянитесь:

Как написать резюме и найти работу

Трактуйте сомнения в свою пользу: если английский между B1 и B2 — пишем B2. Не надо писать C2, это враньё, но будьте чуть смелее.

Не рассуждать и не думать! Большинство попадают в эту ловушку. Есть цель, есть план — вперёд. Просто делать. Знаете такую штуку как зыбучие пески? Тот кто не задумываясь бежит — спасается, а того кто останавливается и размышляет куда ногу ставить — засасывает.

Ещё одна мысль: российские работники весьма конкурентны на Западе, особенно сейчас. Почему? Готовы работать за любые деньги, лишь бы релоцироваться, лояльны к переработкам и работе во внеурочное время, работали на жёстком конкурентном рынке с высокими стандартами качества. Вы прям находка для всех.

Ещё один момент — собирайте портфолио. Это крайне важно. Портфолио говорит в 100 раз лучше резюме. Некоторые говорят «а мне нечего собирать», это не так, например если Вы маркетолог, то рекламы, скриншоты аналитики, планы, отчёты. Даже у программистов видел интересные портфолио.

Поиск работы — это работа

Часто встречал:

— Ой, я ищу работу уже полгода, ноль предложений или ужасные.
— А как ты ищешь?
— Я разместил резюме на HH.

Это не поиск. Поиск работы или сотрудника это активная деятельность со значимыми KPI. Предлагаю за показатель эффективности брать количество отосланных резюме.

Встаёшь в 8 утра — душ, завтрак, зарядка. В 10:00 садишься искать вакансии и рассылать письма и резюме. И так до 17:00. У всех разная эффективность, ну поставьте себе цель разослать 50–100 резюме в день. Это минимум 250 в неделю и 1000 в месяц.

Пишите, пишите, шлите и откликайтесь без остановки. Это тот самый случай, когда количество переходит в качество. 10 резюме — нет откликов, 100 — отказы, 1000 — офферы. Не можете найти работу — отправьте ещё резюме.

Всю жизнь работал с первыми лицами. У меня был в контактах чувак который всё время матом орал, сектант, обвешанный оружием типчик и т.д. Не надо думать, что вокруг все нормальные. Место найдётся для любого, просто побольше активности.

Пишите всюду: группы Facebook, Телеграм-каналы, любые доски, форумы и что угодно. Нет плохих мест в интернет для вашего резюме. В идеале вы должны заполнить его весь.

Если есть сомнения отправлять куда-то резюме или нет, правильный ответ — отправлять. Повторю мысль из первого раздела — не думайте. Вы резюмерассылательная спамящая машина. Ничего личного, только механическое загаживание просторов сети собой.

Резюме и сопроводительное письмо

Технические моменты:

  • Если на рынке есть стандартные формы для резюме (HH, Linkedin, популярные сервисы) — воспользуйтесь ими, работники кадров любят знакомое.
  • Если есть возможность — избавьтесь в документе от табличек и рамок, они не очень хорошо выглядят. Нужна простая структура.
  • Не используйте doc/docx — выбирайте pdf, это формат для печати, там не будет сюрпризов.

Самое главное — пишите коротко и по делу. Коротко, уберите лишнее, потом посмотрите и сократите в 2 раза. А потом ещё сократите.

Если у вас есть фразы типа «обладаю высокой способностью к обучению и легко налаживаю коммуникацию в коллективе» — вашему резюме место в помойке. Должно быть по делу, а не вот эта чушь.

Как научиться писать резюме и вообще писать? Хорошая новость — эти навыки можно улучшить за 2–3 дня значительно:

  • Прочтите книгу Аластера Кромптона «Мастерская рекламного текста»;
  • Прочтите книгу Максима Ильяхова «Пиши, сокращай»;
  • Всегда пишите план текста;
  • Пользуйтесь сервисом Главред.

Обязательно покажите написанное нескольким друзьям, взгляд со стороны помогает найти слабые моменты и получить хорошие идеи.

Перечитывайте то, что пишите. Это удивительно, но люди обычно не читают то, что написали. Возьмите за правило перечитать 3 раза. И если есть возможность — распечатайте и прочтите. Текст на листе бумаги воспринимается иначе.

Теперь про структуру, обычно резюме пишут так:

  • Даты;
  • Название организации;
  • Набор навыков.

Это не очень интересно работодателю, мне кажется куда привлекательнее строить резюме таким образом:

  • Даты;
  • Название организации;
  • Кейсы, которые были сделаны, показатели.

А навыки, софт-скилы и увлечения разместить в конце. Ведь именно кейсы ключевое, что хочет узнать работодатель. Ну сами подумайте, что привлекательнее:

«Умение работать с рекламным кабинетом Фейсбук, Инстаграм, написание текстов, аналитика рекламных компаний бла-бла-бла.»

Или:

За 7 месяцев, увеличил посещаемость сайта на 30% (+100 000 посетителей в месяц), конверсия выросла на 1,5%, средний чек на 1560 ₽.

Ну понятно, да? Решённые задачи с конкретикой куда больше впечатляют, чем общие фразы.

Важный момент в резюме — не показывайте характер и не вываливайте требования. Не надо писать «не готов к командировкам» или «хочу личный кабинет» — резюме это первоначальный контакт, тут ваша задача показать лояльность, условия обсудите при общении, когда вас захотят, пока работодатель не «на крючке» — не надо на него давить.

Сопроводительное письмо писать обязательно. Когда идёт поток резюме, то читают именно их. Если сопроводительное письмо плохое, то до резюме могут не добраться вообще.

Что такое хорошее сопроводительное письмо:

  • У него чёткий и понятный заголовок, что-то типа <Название вакансии> + <Имя фамилия>+<Возможно мотиватор>
  • Не бойтесь быть яркими. Да, кого-то это напугает, но кому-то западёт в душу. В любом случае выделитесь и будете замечены.
  • Персонализируйте. Вы должны дать понять, что пишите именно в эту компанию, а не шлёте одинаковый текст всем подряд.
  • Настаивайте, что хотите работать именно в этой компании и это ваша мечта. «Хочу в команду!», «Хочу работать у вас!» — хорошие слова.
  • Коротко. Максимум 3 абзаца, а лучше один. Если вы перевалили за 1000 знаков — может как-то пересмотреть то, что вы делаете?

Я намеренно не рассматриваю этап собеседований и общения с работодателем. Там уже нужен серьёзный коучинг от психологов, тренеров, работа над собой. Но! Отличная новость — всё решается количеством контактов. Ну не очень хороши вы на собеседованиях, значит их понадобится десять, а не два.

Это базовые вещи. Их достаточно чтобы найти работу. Все кто прикладывают много усилий — решают задачу трудоустройства успешно. Поиск работы это не про то как растёт невиданный цветок, а работодатель радостно его находит и срывает в восхищении, это про то как планомерно и тупо вспахать поле, тогда будет урожай.

Всем удачи друзья, вы лучшие, у вас всё получится!

Традиционно:

Мой блог в Телеграм.
Печенькочат.
Ну и тут можно подписаться и нажать колокольчик.

379379
205 комментариев

Даже самое крутое резюме рассыпется, если вы столкнетесь с рекрутером-инфоцыганином, который отталкивается в работе от устоявшихся предрассудков и своих личных предпочтений.Например для меня поиск работы - каждый раз приключение.Я заикаюсь, отчего голос неуверенный и надтреснутый, до сих пор стесняюсь женщин, даже краснею, немногословен в общении. В основном меня при живой встрече считают маньяком.
Ещё оказывается нельзя работать в простых профессиях, типа грузчика, продавца и т.д. пока нет постоянной работы, оказывается это делает человека тупым и лучше жить в кредит и набирать долгов.
Плюс ещё типичные предрассудки. Мне например заявили, что я лгу, что умею работать с сервисами и программами на английском, так как люди с начальным уровнем английского оказывается не знают даже как запустить программу.Я лгу также, когда заявляю свои знания в Фотошоп или в съёмке фотографии, потому что у меня нет сертификатов и я слово в слово не могу повторить определение из учебника по фотошопу, высраным из глубокой жопы интернета.
Ещё туча х

111
Ответить

Тут главное практика. Надо ходить на собеседования, можно просто ради развлечения. И потом это станет типа как ты боялся летать, но делал это так часто, что со временем тебе стало пох. Потом насмотришься неадеквата и тебя будет уже сложно удивить. Ты уже будешь знать что они у тебя спросят и что хотят услышать в ответ. А вообще ничего страшного не случится, ногами же бить не будут, максимум опозоришься и получишь отказ.

54
Ответить

Это всё, несомненно, будет в 90% случаев. Так устроен мир.

С другой стороны, я однажды устроился начальником отдела без паспорта. Всё возможно при определённом упорстве и просеивании большого потока входящих.

Про Фотошоп — портфолио спасает.

28
Ответить

Никто и никогда не признаётся сам себе, что это он провалил собеседование, не подготовился, вел себя неестественно, говорил невпопад, краснел и тупил. Никто сам себе не скажет чтоб налажал, что не потянет эту работу. Абсолютно подавляющая часть соискателей обвинит в том что он не принят: эйчара, погоду, ситуацию, да что угодно только на себя.

Посмотрите, самый заплюсованный комментарий от неудачного опыта, который свои недостатки переложил на решения других, называя эйчара-инфоцыганином подверженного стереотипам. Эйчар видит вас в первый раз, конечно если вы даёте ему повод зацепится в том что вы краснеете, что это повод задуматься и повременить, когда есть выбор из нескольких соискателей. Вы думаете, что у вас богатый и прекрасный внутренний мир, который эйчар в силу «тупизны» не видит. Я вас уверяю и докладываю, его никто не видит. То что вы такой классный-знаете только вы сам и родители, возможно супруг/а. Постороннему человеку это не видно, вот он и реагирует на заикания, покраснения, частую сменяемость работы и прочее.

Я считаю что у нас в стране крайне низкий уровень эйчаров, да они возможно не компетентны, но поймите вы все наконец, что то что вы без работы это не вина других. Это ваша вина, вы ленитесь готовится к собеседованию, ленитесь работать над собой, поиск работы для вас это одолжение для работодателя.

Написан прекрасный пост с рекомендациями, как искать работу, как готовиться, однако в комментах плюсуют, извините, за неудачи, на мой взгляд обленившегося Соискателя, который не утруждает себя взять себя в руки и поработать над поиском работы.

Пока вы не поймёте, что поиск работы-это тяжкий труд, к которому надо готовиться, изучать новости о собеседуемой компании, как минимум принять душ и одеть выглаженную подходящую одежду, быть на позитиве, а не краснеть, наизусть знать свои достоинства и сходу отвечать о своих достижениях на работе и много другое. Пока вы не будет искать работу относясь к этому как к важной работе, начиная с 9-00 и останавливаясь только в 17-18: вы так и будете обвинять во всем тупых эйчаров, тупых директоров, тупых собственников компаний и прочих тупых, которые не видят ваш внутренний мир и которые основываются на «стереотипах». Для вас все будут тупые, а вы будете без работы, либо с плохой работой, на которую вы не хотите, но голод не тетка и приходится снисходить до тех компаний, которые устанавливают минимальный фильтр

23
Ответить

Устраивался и работал в последний год: таксистом, официантом, менеджером низшего звена по продаже сраной итальянской керамики, джуниор дизайнером, просто для расширения границ и признаться от нечего делать, развлечься, не знаю, так хотелось.
У меня за плечами странное, но неплохое образование, финансовая независимость, гора харизмы, про неё так говорят, может врут/льстят...
Где бы я не прикладывал свою руку, через месяц я становился микро звездой, "работником меcяца", после этого моя потенция очевидно снижалась ))
Итого 75% рекрутеров при общении со мной отталкивались именно от своих предрассудков, и в 75% случаев я был мимо их ожиданий, и не проходил собеседование, поэтому приходилось играть в простачка. В оставшихся случаях я получал метку троль/overqualified ). Проще всего было устроиться джуниор дизайнером кстати)

Вообще конечно рекомендую пошатать себя, на как казалось бы, бредовых работах, это помогает понять что жизнь это не про бабки, это про социальные отношения между людьми, и про то, что однажды пора прекращать играть чужие роли в чужих фильмах.

9
Ответить

Согласен.

Товарищи кадровики в большинстве случаев - это девочки, которые где-то там про "расскажите о себе", "продайте ручку" и "вопросы как в гугле" прочитали и ждут что ты будешь перед ними распинаться "продавая себя". Доходит до того, что (сам знаю точно) многие просто не рассматривают кандидатов, если у них в резюме указана почта "не на нормальном сервисе" или в соц.сетях кандидат - не "божий одуванчик в офисной одежде". В общем, тоже когда-то "хорошо презентовали себя, бойко" и на этом все. При этом дать хоть какую-то обратную связь даже в пару фраз не могут связно - ни на месте, ни потом.

Так что выход один (пока работодатели не поняли что таких брать нельзя) - тыкаться и не расстраиваться когда натыкаешься на таких.

9
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить