Как уберечь компанию от энтропии

Консультант в «Земле Стратега» Яна Мельвиль:

Любая система стремится к распаду. Компания — в том числе. Энтропия в компании неизбежна, ее преодоление требует усилий.

Энтропия в компаниях многолика, она проявляется в «разбухании» управленческих структур, замедлении процессов и проектов, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных совещаниях, проверках, межфункциональных нестыковках, бесхозяйственности, стихийности и непоследовательности.

Энтропия опасна тем, что возникает сама — вам ничего не нужно делать, чтобы в любой системе происходил распад. Будь это живой организм или механизм. Даже металл «устает», и любая машина требует смазки. Любое взаимодействие людей требует специальных усилий, чтобы быть устойчивым и развиваться. Коллективы требуют постоянных целенаправленных усилий, чтобы быть продуктивными в долгосрочной перспективе. Если их нет — смерть неизбежна.

Чтобы уберечь систему от распада, необходима интегральная работа:

— Налаживание работы продуктивных и эффективных систем и технологий;

— Формирование умений сотрудников фокусироваться на важном, отличать факты от интерпретаций, «шум» от полезной информации, разрешать конфликты и договариваться;

— Формирование и развитие культуры взаимодействия, основанного на взаимном доверии и уважении, из которой вытекают взаимозаменяемость и взаимоподдержка;

— Формирование мотивации работать на общие цели и делать усилия для понимания других и нахождение общих решений.

Это сложно осуществить, потому что для этого нужно находить организационные решения, которые будут одновременно влиять на все аспекты компании. Поиск таких решений энергозатратен. Это непривычно — рассматривать то, что обычно упускаешь из виду или считаешь неважным. Кроме того, эти решения не могут быть найдены «в одной голове» и не могут осуществиться одним лидером. Они требуют командной работы, которая, в свою очередь, требует специальной организации, иначе она не будет эффективной.

Часто руководители уделяют большее внимание одному из аспектов, считая, что этого достаточно и в силу своего привычного восприятия и осмысления задач, и потому что не знают, как иначе. В бизнес-школах только в последние годы начали уделять внимание развитию культуры, аспектам взаимодействия. Но основное время уделяется пониманию «механики» бизнеса, бизнес-процессам, продуктовым стратегиям, различным технологиям сбора данных, анализа их и принятию на их основе решений и т.д. То есть там учат как сделать компанию продуктивной и эффективной здесь и сейчас.

Появились предпринимательские курсы, которые фокусируются на том, как сделать компанию результативной и завтра — то есть как предвидеть спрос, находить ниши, использовать возможности для создания нового.

Для способности компании быть устойчивой и живой в штормящем мире неопределенности необходима еще интеграция как функция менеджмента (по Адизесу). Она постоянно работает на преодоление распада, энтропии, создавая способность системы экономично и гибко реагировать на внешние изменения, перестраиваясь по ходу. Интеграция работает на создание прочных и эластичных связей между людьми внутри компании, которые обеспечивают «течение» обратной связи во все стороны, взаимопомощь и взаимозаменяемость, быстрое перестроение и смену ролей, единонаправленность и слаженность действий. Все это, в свою очередь, и создает возможность очень быстро внедрять новое и гибкое реагирование на внешние обстоятельства.

Для обеспечения жизнеспособности компании лидерам необходимо и интегрально мыслить — находить интегральные решения для сложных задач — и развивать в себе способности интегратора, и осваивать технологии интеграции.

Этому посвящена наша программа переподготовки «Интегральные технологии развития людей и организаций». Приглашаю вас на бесплатные очные презентации, где я расскажу подробности о программе и отвечу на ваши вопросы.

11
Начать дискуссию