Как предпринимателю начать преподавать

Как предпринимателю начать преподавать

Должен ли предприниматель или бизнесмен преподавать? Что для этого нужно?Как работает "комплекс самозванца"? Сотрудничество бизнеса и высшего образования – очень важный и необходимый механизм подготовки кадров для рынка труда.

Практикоориентированность дает возможность выпускать на рынок труда востребованного и нужного специалиста. Частая жалоба работодателей – это отсутствие готового специалиста после выпуска из вуза, т.е. работодатели вынуждены вкладывать средства и время на «доведение» выпускника до уровня полноценного сотрудника. Поэтому участие представителей бизнеса только приветствуется. Предприниматели могут восполнить эту пропасть между системой образования (которая жестко регламентирована госстандартами) и актуальными потребностями экономики, обучая практическим навыкам, делясь информацией из первых рук. При этом, это касается не только преподавания, но и участия в разработке учебных планов, программ производственных практик, организации мастер-классов.

Как предпринимателю начать преподавать

Синдром самозванца в данном случае может проявляться в виде сомнений у бизнесмена, что «у меня нет опыта преподавания», «у меня нет педагогического образования, кандидатской степени» или «как я могу встань в один ряд с профессорами и докторами наук» и т.п. Преподавание в вузе подразумевает, что бизнесмен желает поделиться своим накопленным опытом, передать практические знания другим. И тут может возникнуть попытка критически оценить самого себя, «вдруг я на самом деле недостаточно компетентен, а студенты и профессора разоблачат меня, что я чего-то не знаю». Но в реальности мы понимаем, что быть компетентным и знающим в абсолютном плане невозможно – вы не обязаны знать всё про всё. И вуз, приглашающий бизнесмена для преподавания, это понимает. У каждого бизнесмена свой опыт, и он уникальный – это и интересно для студентов: на практических примерах попробовать адаптировать и применить полученные знания. При этом стоит учитывать, если это действительно синдром самозванца, то ему подвержены обычно успешные люди. Если вы критически себя оцениваете, занижаете значимость своих достижений (хотя окружающие так не считают), то скорее всего это синдром самозванца – однако, в реальности самозванцем вы не являетесь. В этом и состоит парадокс, что настоящий самозванец таковым себя не считает.

Синдром самозванца — явление, при котором человек не верит в собственные силы и приписывает свои достижения совпадениям и удачи, у него появляется чувство некомпетентности. Синдром возникает ситуативно в определенных случаях и сферах деятельности.

Мы в Институте мировой экономики и бизнеса, приглашая преподавателей-практиков, обычно отдаем предпочтение топ-менеджменту крупных предприятий и банков, имеющих при этом ученую степень (в нашем случае обычно это кандидаты экономических наук). Человек, получивший степень, умеет правильно структурировать и порционно подавать материал – это очень важно в преподавании, чтобы не «напугать» студента обилием разнородной информации. Другой важный навык – умение держаться перед публикой. Перед тем, как отдать практику преподавание какой-либо практической дисциплины, мы обычно приглашаем кандидата на разовые мероприятия – мастер-классы, решение бизнес-кейсов, проведение деловых игр. Это с одной стороны позволяет нам оценить навыки подачи материала и умение держать аудиторию у бизнесмена, а с другой стороны самому практику «потренироваться» и подготовиться к ведению целого курса. Часто бизнесмены – люди достаточно загруженные, живущие в ненормированном графике, поэтому периодическое проведение мастер-классов на постоянной основе – тоже оптимальный вариант взаимодействия.

Ну и часто нас спрашивают - создание инфопродукта считается преподаванием? Зависит от того, в каком виде представлен инфопродукт. Если, например, в виде лекции, мастер-класса, вебинара или целого онлайн-курса, можно назвать преподаванием. Но в целом, сам по себе инфопродукт – это скорее «материал» для преподавания – его нужно правильно «внедрить» в учебный процесс.

Равиль Асмятуллин
кэн, доцент Института Мировой Экономики и Бизнеса
66
1 комментарий

Очень классная идея приглашать людей, которые уже добились чего-то и которые на своем опыте, на своих ошибках могут донести эту информацию. Жаль, что не все предприниматели, не все успешные люди готовы выступать на публике и тем более обучать чему-то молодое поколение!

2