Укрощение «строптивой»: как не лишиться, а заработать на интеллектуальной собственности

Инструкция по управлению и защите авторских прав

Новые формы контента появляются каждый день. Чтобы зафиксировать свои права на них, нужны различные решения для каждого случая. Однако креаторы как люди творческие часто не понимают или даже не задумываются, как защитить свою интеллектуальную собственность и не лишиться прав на нее ― например, при разрыве с лейблом, агентством или продюсером.

Пресс-служба Ко-Фи
Пресс-служба Ко-Фи

Создаем ― оформляем ― защищаем авторские права

Технологический прогресс и цифровизация подарили реальному миру виртуальный, где каждый может с нуля создавать свой оригинальный контент. При этом авторы хотят творить и зарабатывать, а не терять время и деньги. Вопрос защиты интеллектуальной собственности стоит особенно остро, но не все творцы понимают, для чего им нужно переводить результат своего творческого труда в правовое поле и как это грамотно сделать.

Согласно российскому и международному законодательству, произведение уже охраняется авторским правом с момента создания. То есть певцу и композитору, который сам сочинил свою песню, не нужно идти с ней в какие-либо инстанции, чтобы подтвердить свои интеллектуальные права, но в реальности все немного сложнее.

Опыт судебной практики показывает, что такого регулирования, увы, недостаточно, если у музыканта нет никакого документа, подтверждающего авторство. Например, в случае, если кто-то, украв ваше произведение, будет выдавать его за свое. В этом случае возникает необходимость доказывания факта создания произведения. При этом, необходимо учитывать, что в данном случае будет работать принцип первенства, то есть: кто раньше создал, тот и автор. Одним из эффективных способов борьбы с правонарушителями является депонирование — фиксации авторства и даты создания произведения. Однако стоит учитывать, что это не аналог регистрации, которую, к примеру, проходят объекты патентного права, а лишь дополнительный способ защиты.

Что делать с исключительными правами

Управлять ими автор может самостоятельно или при помощи посредников. Есть разные формы соглашений, но самые популярные ― лицензионный договор и договор отчуждения. В первом случае правообладатель передает только право на использование продукта, во втором ― все исключительные права на него.

Лицензионный договор подходит для объектов коллективного творчества, например музыкальной группы, где кто-то сочиняет музыку, кто-то тексты, а кто-то делает аранжировку. Я бы порекомендовал использовать лицензию для регулирования как раз внутренних отношений соавторов, которые могут делегировать часть своих прав, например, использование, какому-то одному человеку, который может быть как участником группы, так и просто доверенным лицом. Это снизит риски возникновения споров между участниками, а также упростит взаимодействие всей группы с лейблами и платформами. Ведь куда проще заключить один договор с доверенным лицом, который от имени всех авторов группы управляет их правами, чем заключать несколько договоров с каждым из участников и пытаться найти компромисс, подстраиваясь под желания каждого.

Самостоятельно проследить за всеми, кто использует ваше произведение, физически невозможно. Здесь на помощь приходят ОКУПы ― общества по коллективному управлению правами, которые выступают посредником между автором и лицензиатом, собирают со всех пользователей контента вознаграждение за определенные способы использования его когда-либо опубликованное произведение и выплачивают его автору.

Лицом к лицу лица не увидать

Автор может и не быть правообладателем. Иногда исключительные права на произведение принадлежат, например, продюсеру или лейблу. В этом случае артист должен понимать, что созданные им произведения не принадлежат ему, хотя он по-прежнему является автором произведения. Судебные разбирательства по этой статье происходят постоянно. Вспомнить хотя бы печальную историю рэпера L’One, ушедшего из Black Star со скандалом и без репертуара. Или Антохи MC, который в августе прошлого года получил иск от своего продюсера о взыскании компенсации за «нелегальное» исполнение своих песен. Как позже выяснилось, исполнитель не вдавался в юридические подробности подписываемого договора, где был четко прописан полный переход исключительных прав продюсеру.

Застраховаться от таких ситуаций можно, сотрудничая с лейблом только на основании лицензионных договоров, где автор предоставляет лишь право на использование контента. Здесь у правообладателя есть выбор: разрешить использовать креативный продукт нескольким лицензиатам (простая лицензия) или выбрать одно лицо и взаимодействовать на условиях соглашения только с ним (исключительная лицензия).

Неважно, кто вы ― музыкант, режиссер или блогер. Если вам дорого ваше творчество, отнеситесь к нему с не меньшей ответственностью, чем к собственной квартире, когда вы оформляете документы на нее. Не подписывайте договоры вслепую, а еще лучше ― обратитесь к специалистам, которые проследят за тем, чтобы вы не попали в интеллектуальное рабство к карабасам-барабасам, которых хватает и в шоу-бизнесе, и в других сферах креативной индустрии.

11
Начать дискуссию