Комплексный взгляд на критическое мышление

Кто о чем, а мы снова о «Квадрате жизнестойкости». Еще бы! Сегодня нет темы актуальнее, чем тема способности сохранить себя, свою суть в текущих экстраординарных условиях. А еще лучше не просто сохранить, но продолжить свое развитие. А еще лучше не просто продолжить, а усилить его, повышая скорость и качество! Это все про жизнестойкость. Писать на эту тему можно бесконечно, чем мы, собственно, занимаемся и планируем заниматься, все снова и снова, обращаясь в вышеупомянутому квадрату. ссылки на предыдущие наши статьи находится здесь.

Как известно, у квадрата 4 угла – это «Эмоции», «Мышление», «Физическое здоровье», «Ценности».

Комплексный взгляд на критическое мышление

Наводим объектив на угол «Мышление» и приходим в замешательство: сколько там всего вкусного!! Тут и системное мышление, и креативность, и влияние эмоций на мышление, и ценностный фундамент мышления… Но мы мужественно оставляем эти лакомства для последующих наших статей и устремляемся, наверное, к самой популярной сейчас теме: «Критическое мышление».

Что и говорить, в сегодняшних реалиях критическое мышление стало актуальным для каждого. Вопрос только в том, что каждый под этими словами понимает что-то свое. Вот несколько примеров объяснения, что такое «Критическое мышление», с которыми мы сталкивались, общаясь с коллегами, друзьями и знакомыми: «Это когда меня пытаются обмануть, но меня не проведешь», «Это когда я не такой «в розовых очках», ведь и мир суров, и надо это видеть», «Это средство от ошибок в повседневной жизни», «это отказ от эмоций», «Это когда я все перепроверяю», «Это исключительно логическое мышление»… На самом деле еще много любопытных цитат, которые мы могли бы тут привести, но не будем. Потому что главная мысль заключается в том, что каждый видит лишь какой-то фрагмент критического мышления и понимает его по-своему. Довольно часто тут нет ошибки, но отсутствует комплексный взгляд. Так вот, двигаясь от общего к частному, мы решили в этой статье охватить понятие и целостную структуру критического мышления, а в дальнейших статьях мы уже можем углубляться в каждый элемент структуры.

Разберемся что же такое критическое мышление и (с чем его едят) из чего оно состоит. Как ни крути, критическое мышление – это про решения, причем не про любые решения, а принятые определенным образом. Если собрать вместе все, что мы знаем про критическое мышление, то получается следующее определение:

Критическое мышление – комплекс процессов принятия наилучших незапрограммированных решений на основании объективных данных, отобранных с помощью анализа, оценки, статистики, коммуникации, логики, без опоры на интуицию и эмоции.

Но, если говорить о том, как управлять этими самыми процессами принятия решений, то нам важно не только и столько определение, сколько инструменты управления. И возникает вопрос о структуре. В процессе исследования вопросов критического мышления, нам удалось выявить 6 навыков, которые комплексно охватывают всю «поляну» процессов принятия решений. При этом они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Вот они:

Комплексный взгляд на критическое мышление

1 навык – умение избегать ментальных ловушек и работать с когнитивными искажениями при принятии решений.

В предыдущей статье о принятии решений мы рассказывали о Системе мышления №1 и №2. Так вот в ловушки нас заманивает наш Быстрый ум, Система мышления №1. Пытаясь описать каждую ловушку мышления, ученые сбились со счета примерно на шестидесятой, и, судя по всему, учиться работать с каждой отдельной ловушкой бессмысленно. Впрочем, знать хотя бы некоторые из них весьма полезно, как минимум, для того чтобы восхититься, насколько виртуозно Система №1 «вешает лапшу на уши» Системе №2, а та с удовольствием ведется 😊. Хорошая новость в том, что навык работы с ловушками Быстрого ума в какой-то степени является универсальным. Научившись видеть основные ловушки, наше мышление в целом выходит на более высокий уровень осознанности и становится способным быть начеку, не попадаясь удочку большинства когнитивных искажений. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что вряд ли кто-то может доказательно заявить, что он на 100% избавлен от происков системы №1, уж слишком сильна физиология нашего мозга, запускающая массу когнитивных искажений, о которой мы говорили в предыдущей статье (ссылка на статью про эмоции). Мы можем только бесконечно стремиться к тому, чтобы свести ошибки быстрых решений к минимуму.

2 навык – умение работать с информацией: отделять домыслы от фактов, проводить анализ причинно-следственных связей, сопоставлять факты и делать выводы, основанные на фактах.

Информации в наши дни становится слишком много! Способность отделять подлинное от подделки, нужное от мусора, важное от второстепенного становится своего рода искусством. Для того, чтобы наши решения были максимально верными нам необходимо опираться только на качественную информацию, на факты. При этом важно уметь найти взаимосвязи между разрозненными фактами, если они есть, конечно. И не видеть ложных причинно-следственных связей там, где их нет. А для того, чтобы решения принимались с нужной скоростью, нам еще нужно уметь ту информацию, которая будет нам полезной отличить от той, которая мало повлияет на наш успех, но при этом способна оттянуть на свою обработку время и другие ресурсы. Важный навык, неправда ли?

3 навык – умение выносить собственные суждения на основе фактов, осознанных целей и ценностей.

Особую роль в критическом мышлении играет его независимость и объективность. Независимость от чего? От мнения большинства, от догм и правил, от излишних эмоций и любого другого давления. Не так-то просто иметь собственное мнение в нашем социуме, пронизанном невидимой, но очень прочной сетью неписанных законов, авторитетов, порой ложных, манипулятивных маркетинговых приемов… Часто мы просто теряемся, не находя ответа на вопрос: это моя цель или просто так принято? И это одна из многочисленных ментальных ловушек – когда мы автоматически подчиняемся в своих решениях мнению большинства, будучи убежденными, что столько умных людей не могут ошибаться!

А что значит быть объективными? Это тоже независимость, только уже не от внешнего давления, а от внутренних эмоциональных, психологических и связанных с нашим прошлым опытом факторов. Третий навык – это комплекс инструментов, обеспечивающий максимальную самостоятельность решений.

4 навык – умение аргументировать с использованием логических приемов работы с информацией.

Решение принято. На наш взгляд оно верно. Но, как правило, для реализации нашего решения нам нужна поддержка единомышленников. И зачастую, их необходимо убеждать в правильности своего мнения. Вот тут-то и выходит на первый план наш навык убеждения, то есть аргументации, доказательства собственной позиции. От того, насколько качественно будут подготовлены наши доводы, насколько будет крепка доказательная база и проработаны примеры, расчёты или иные поддерживающие материалы будет зависеть наш успех. Да, убеждать можно не только через рациональные аргументы. Эмоции, порой, очень полезно подключать, но этот процесс лежит за рамками критического мышления и не описывается в данной статье. А критическое мышление учит нас, прежде всего, опираться в своей аргументации на логику, факты и несокрушимую причинно-следственную связь.

5 навык – умение анализировать аргумент и распознавать типичные уловки.

В определенных случаях критическое мышление помогает нам не только обосновать свою позицию, но и уберечь ее от недобросовестных аргументов наших оппонентов. К сожалению, нередко наши дискуссии, в которых должен вестись поиск истины, т.е. правильного решения, являются полем битвы, на котором сражаются за эгоистичные цели при этом не церемонясь со средствами. В этом случае в ход идут «запрещенные приемы», т.е. манипуляции с аргументами, в которых подменяется тезис, ведется дискредитация позиции оппонента, приводятся ссылки на ложные авторитеты и многое-многое другое. Пятый навык призван не только распознать манипулятивный аргумент, но и поломать линию манипулятора.

6 навык – умение применять алгоритмы принятия решений в качестве защитных механизмов от иррационального мышления в работе с управленческими задачами.

Этот навык очень обширный и включает в себя целый комплекс инструментов, помогающих сформировать объективный взгляд на решаемую проблему, собрать необходимое количество качественной информации, провести тщательный анализ, сгенерировать необходимое количество альтернатив решений и выбрать из этих альтернатив лучшую! (В предыдущей статье мы уже описывали алгоритма принятия рациональных решений и давали некоторые инструменты в рамках этого алгоритма). В результате применения этого комплексного навыка мы получаем действительно глубоко проработанные оптимальные незапрограммированные решения сложных неструктурированных проблем даже в условиях неопределенности или риска.

Да. Мы понимаем, что 6 навыков – это довольно большое количество для того, чтобы сразу запомнить, осознать и впитать их, выстроив некую систему. Да. Наш мозг, будучи самым непостижимым, самым мощным и самым сложным явлением во вселенной, тем не менее сложно запоминает сходу более 3х категорий. Поэтому мы предлагаем слегка упростить подход к осознанию этих навыков, укрупнив их как раз до 3х групп.

Комплексный взгляд на критическое мышление

3 категории запомнить и/или уложить в логическую схему, гораздо проще, чем 6 понятий, верно?

И знаете, это ведь готовый план развития своего критического мышления. Как уже говорилось, каждый навык содержит свои инструменты, через которые можно его развивать (и, судя по всему, мы не раз еще к ним вернемся в наших будущих статьях).

Если у вас есть желание системно подойти к развитию своего критического мышления, то, безусловно, стоит начать с осознанной оценки того, как вы уже сейчас используете эти 6 навыков. Для этого можно задать себе следующие вопросы:

1. Насколько осознанно я принимаю свои решения? Многие ли решения приняты мной автоматически, потому что надо было принять их быстро или потому что другой способ был слишком сложным? Как часто я принимаю решения «На глаз», потому что «Мне так кажется» или «Я так чувствую»? Что я знаю о ментальных ловушках? С какими я знаком? В какие я попадал? Каких мне удалось избежать?

2. Насколько я уверен в качестве информации, которую использую для принятия решений? Провожу ли я «фактчекинг»? Как часто я исследую причинно-следственные связи между явлениями, касающимися принятия решений? Кто мои источники информации? Где мне приходится домысливать или придумывать, чтобы создать целостную картину?

3. Кто и/или что (люди, идеология, убеждения, внешнее давление и пр.) влияет на мои решения? Как я убеждаюсь, что принимаю независимое решение? Что я делаю для того, чтобы устоять под внешним и внутренним давлением?

4. Насколько качественны мои аргументы, защищающие мою позицию. Как я готовлюсь к убеждению себя и других? Какую информацию я использую при аргументации? Насколько часто я успешен в своей аргументации? Какую долю в моем успехе занимает навык именно критического мышления?

5. Как часто бывает, что я точно знаю, что прав, но в глазах публики выгляжу, почему-то потерпевшим поражение? С какими уловками аргументации своих партнеров я сталкиваюсь? Как я им противостою?

6. Насколько часто я пользуюсь алгоритмами принятия решений? Какие алгоритмы я знаю? Какие инструменты использую? Что я думаю о качестве моих рациональных решений?

Размышляя над этими вопросами, у вас, скорее всего, появится понимание того, какой навык у вас развит наиболее мощно, какой является вашей уязвимостью, а какой является важнейшим, для того чтобы вывести ваше критическое мышление на новый уровень.

Мы желаем вам неутомимого продвижения к вершинам критического мышления, которое способно уберечь нас от провалов и дать твердые ориентиры в нашем постоянно изменяющемся, нелинейном и неопределенном мире!

Будем рады вашим вопросам, комментариям и пожеланиям к темам следующих наших статей.

Автор статьи Анастасия Осокина, Директор продукта "Развитие руководителей" GPS.

11
2 комментария

Спасибо, теперь я буду знать как зовут углы квадрата.

Ответить

спасибо за статью, много интересной информации

Ответить