Мифы про консалтинг. Не грози заводу с Южного Урала, попивая сок у себя в офисе

Учить матерого начальника цеха оптимизировать доменную печь, когда ты 23-летний вчерашний студент? Стать топ-менеджером крупной компании до 30 лет, но перестать общаться с друзьями? Покупать излишне дорогой костюм, так как работаешь 100 часов в неделю и не успеваешь тратить зарплату? Разрушаем стереотипы про консалтинг. Ну, или подтверждаем.

«Зачем мне солнце, Монако, когда у меня есть доменная печь», — подумал мой друг из Маккинзи и остался на заводе на полгода. Вернее, так подумал его менеджер. [Это фото отражает типичную атмосферу российского операционного консалтинга]
415415

К пастуху, пасущему стадо овец, подъезжает на машине какой-то тип, высовывается из окна и говорит:

— Если я тебе скажу, сколько у тебя овец в стаде, ты мне подаришь одну?

Немного удивленный пастух отвечает:

— Конечно, почему бы и нет.

Тогда этот мужик достает ноутбук, подсоединяет его к мобильному телефону, устанавливает связь с Интернетом, заходит на сайт НАСА, выбирает спутниковую связь GPS, выясняет точные координаты места, где он находится, и отправляет их на другой спутник НАСА, который сканирует эту местность и выдает фото со сверхвысоким разрешением. Затем этот тип передает снимок в одну из лабораторий Гамбурга, которая через несколько секунд отправляет ему мыло подтверждением того, что снимок был обработан и полученные данные сохранены в базе данных. Через ODBC он подключается к базе данных MS-SQL, копирует данные в таблицу EXCEL и начинает производить расчет. Через несколько минут он получает результат и распечатывает в цвете 150 страниц на своем миниатюрном принтере. Наконец он говорит пастуху:

— У тебя в стаде 1586 овец.

— Точно! Именно столько овец у меня в стаде. Что ж, выбирай.

Мужик выбирает одну и грузит ее в багажник. И тут пастух ему говорит:

— Послушай, а если я угадаю, кем ты работаешь, ты мне ее вернешь?

Немного подумав, мужик говорит:

— Ну, давай.

— Ты работаешь консультантом, — неожиданно выдает пастух.

— Это правда, черт возьми! И как же ты догадался?

— Это было легко сделать, — говорит пастух, — ты появился, когда никто тебя не звал, хочешь получить плату за ответ, который я уже знаю, на вопрос, который тебе никто не задавал, и к тому же ты ни хрена не смыслишь в моей работе. ТАК ЧТО ОТДАВАЙ ОБРАТHО МОЮ СОБАКУ

356
Ответить

Другой пример, из собственного опыта. На российском заводе работают суперспециалисты в наладке оборудования и инструмента. Наладчики от Бога, золотые руки, все груди в орденах. Но периодически выходит брак. Позвали консультантов. Те приехали, походили. И говорят, что ППР (планово-предупредительный ремонт) - в своё время самая лучшая система в мире, учитывающая научный подход и рационализаторские идеи. Производственная система Тойота, Система бережливого производства это современный и улучшенный ее вариант. И говорят, что вы просто от технологии отбились. Это как? А вот так. У вас инструмент должен принудительно меняться после 10000 часов обработки. Принудительно, даже если визуально кромка инструмента не откололась и не деформировалась. А Вы ее не меняете. Меняете только когда скол происходит. Более того, ваши инструментальщиками с золотыми руками эти металлорежущие пластины ремонтируют, подтачивают, шлифуют и опять ставят в работу. С виду все отлично, экономия на инструменте, деталь точится. Но по факту, в инструменте после 10000 часов материал немного деформировался и обработанная деталь периодически выходит не с заданной шероховатостью. Вроде ваши наладчики инструментальщики делают благое дело, экономят на инструменте, за счёт своих рук и головы продлевают жизнь сменному инструменту. А по факту, детали выходит с большим количеством брака, иногда и не исправимого.

Вот этот консультант, вроде сказал то что всем известно, но почему-то никто ранее до такого не догадывался дойти. Проверить цифры, статистику, расходы-экономию. А консультант увидел, своим незамыленным взглядом. И нашёл проблему.

В нашей стране весьма скептичное отношение к консультантам. Просто мы слабо генерим добавочную стоимость. Мы продаём нефть за 60 долларов, а могли бы готовые продукты из нефти продавать за 3000 долларов. Но на каждом этапе нужны технологии люди и консультанты. И к предпринимателям у нас плохое отношение, с молоком воспитанное нашими родителями, коммунизмом и обществом. Предприниматели, маркетологи, консультанты это передовая, это продажи, это увеличение рынка, это доходы и налоги.

Нужно больше консультантов, пусть тренируются, учатся и растут, глядишь мы перестанем производить бракованное говно. А нам как обществу поддержать этот маленький и еле живой росток, глядишь научимся производить машины, технику и другие продукты

58
Ответить

Вставлю пару моментов к статье (откомменчу тут, чтобы повыше висело) ))

Из личной практики:
1. Крупный, стратегический консалтинг имеет право быть, но для оклмпаний определенного уровня. Условно, среднему бизнесу МкКинзи не нужен.
Потому что там боьше проблем с операционкой, чем стратегией.
А разрулить операционку можно без привлечения топовых консультантов

2. Так как имею экспертный опыт в некоторых нишах, то привлекался клонсалтерами в качестве "эксперта", то сталкивался вот с чем
Потребность в топовых консальерах появляется:
а) надо взять кредит, банк рекомендует работать по проекту с консалтерами
(и все отчеты используются только один раз - при подписаниикредитного договора), лого консалтера на документах - как некий знак качеста (ни разу не соответствует действительности)
б) нужен действительно экспертный совет

в случае Б как эксперт в разы дешевеле (не надо кормить свору нахлебников), оперативнее и честнее


Статья хорошая, написано красиво, но 2/3 - розовая краска

29
Ответить

уже было в прошлой статье

19
Ответить

Анекдот анекдотом, но вот у нас подобное сейчас творится: Пригнали нам ребят на завод, оптимизировать и улучшить работу. Но тк это консалтинг, ручки они об работу изнутри не пачкали. Приходят, смотрят: Сверху линии стоят бракера, бракуют доски по пласти, потом чуть ниже по линии стоят операторы, бракуют доски по торцам. На выходе бракер бракует уже готовый пакет досок по внешнему виду, так сказать товарный вид. И иногда приходят ОТК, следят за качеством собранного пакета, разрывают смотрят. Ну решили оптимизировать, зачем столько бракеров, линия ведь сама способна браковать? Ну вот теперь в пакетах лежит лютое говно, тк их линия нифига не бракует, тк старая и все болта кладут на ремонт (оптимизаторы про это и думать не думают), бракеров меньше и на них больше обязательств, и тут уже человеческий фактор выступает, тк нереально делать хорошо 100500 разных дел. зато кубы да, делаются. Ну штош... Ждем возврата товара, тк переплачивать за говно мало кто захочет. А поставки идут не один десяток лет и страны уже знают что обычно идет с нашего завода

21
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Нереалистичный анекдот - консультант выдал правильный ответ.

4
Ответить

Актуально как всегда, это статья ради статьи. А фото вообще подставное, вы посмотрите на трудяг и их инвентарь.

2
Ответить