4 бизнес-привычки, которые делают людей безответственными

Мы хотим, чтобы в работе нас окружали ответственные и самостоятельные люди. Мы хотим полагаться на их слова, быть уверенными в них, хотим разделить с ними груз сложных дел и знать, что они не подведут.

Однако бывает так, что мы обнаруживаем вокруг себя не взрослых, самостоятельных коллег или подчиненных, а «детей», готовых много говорить, но не готовых за что-либо отвечать.

Что такое ответственность? Ответственность - это способность осознанно (именно осознанно - это важно!) взять на себя обязательство (задачу, результат), выполнить их и быть готовым исправить негативные последствия в случае неудачи.

Ответственность - это характеристика взрослого человека (по сути, а не по возрасту). Дети в ответственности «сбоят»:

  • Они не подходят осознанно к своим обещаниям («Конечно же я встану завтра утром в школу сам»)
  • Они могут взяться за дело и бросить его, потому что сложно, устал, «не получается», отвлекся
  • Они могут совершить ошибки, которые потом исправляют родители.

Для того, чтобы вас окружали взрослые самостоятельные люди, нужна взрослая среда. Если среда «детская», то и ответственность будет «детская».

Вот 4 бизнес-привычки, которые считаются нормой в большом количестве компаний и которые мешают взрослеть сотрудникам.

  • Поставить кому-то что-то в календарь. HR-менеджеры ставят в рабочие календари своих коллег тренинги, руководители - собрания, партнеры - встречи. «Поставишь мне в календарь?», спрашивают люди друг друга. А то если не поставить, смогут забыть. Если вдуматься, это очень-очень странно, что другие люди ставят в ТВОЙ календарь твои же или не совсем твои мероприятия. Иногда бывает смешно: «Ты почему пришел?» - «У меня в календаре стояло». «Стояло в календаре» - это действительно серьезная причина куда-то прийти для взрослого человека? Как только вы отдали свой календарь другим - Вам сложно управлять своим временем. Как только Вы полезли в календарь к другим - Вы превращаете их из разумных взрослых в неразумных детей.
  • Копия в переписке. Иногда в одном незначительном письме в копии может стоять 10-12 человек. Более 200 писем в день может получать сотрудник компании из-за того, что он стоит в копии. Как во всем этом ему увидеть действительно важные письма? Как подчиненный научиться договариваться сам, если в случае малейшей сложности он ставит в копию руководителя, потому что без этого «другие невнимательно отнесутся к письму»? Как руководителю сфокусироваться на важном, если он в копии всех писем и постоянно рискует втянуться? Копии размывают ответственность - все втянуты в решение вопроса и не один не несет ответственности за то, чтобы вопрос был решен.
  • Совещания. «Да, нужно уже закрыть этот вопрос», - говорит мне один руководитель и продолжает: «На понедельник назначу совещание». Совещания создают иллюзию, что «так все решили» и призрачной «коллективной ответственности». На деле эту ответственность никто не себя не берет, прикрывается каким-то общим решением. Сколько раз я слышала после таких совещаний: «Мне сразу было понятно, что это не сработает, но я не стал спорить с большинством». Неумело проведенное совещание еще приводит к тому, что люди расходятся, так и не договорившись, кто же за какой результат отвечает и когда этот результат должен быть. С одной стороны, совещания мало кто любит, с другой - малейшая сложность и сразу «давайте соберемся». Я знаю компанию, где совещания собирают для того, чтобы заставить кого-то одного «перед всеми взять на себя обязательства».
  • Бизнес-штампы. Этот удивительный бизнес- язык, за которым можно с трудом разглядеть прямой практичный смысл. «Давайте увеличим эффективность», «обеспечим синергию», «оптимизируем», «получим фитбек». За этими словами можно далеко-далеко запрятать личную ответственность. «Я обеспечу коммуникацию между нашими проектными командами» - «Что именно ты сделаешь?» - «Организую митапы и создам единую информационную систему…» - «За что конкретно ты здесь отвечаешь?» - «За создание единого поля для диалога». Видите, ответственность ускользает и ускользает…. А можно сказать вот так: «А я буду отвечать за то, чтобы все вопросы были решены в течение 24 часов».

Мы привыкли к этим календарям, копиям, совещаниям, размытым формулировкам, они кажутся нам естественной частью бизнеса и иногда даже создают ощущение важности и большого дела. Это не так. Это - элементы «игры в бизнес».

Забудьте о чужих календарях, копии в переписке, уменьшите количество собраний и введите простой язык для обсуждения дел, и вы увидите, как ваши коллеги и подчиненные начнут взрослеть.

2828
реклама
разместить
26 комментариев

Копии в переписке это треш.

4

Треш это то, что вообще об этом уже приходится писать. Какая-то деградация, на мой взгляд. Очень значимая часть бизнеса скатывается до уровня капустника.

2

В "идеальной" компании совещание вносят в календарь, а потом его выводы присылают по почте копией

2

Комментарий недоступен

2

на счет совещаний согласен,в большинстве случаев воду больше чем конструктива на таких встречах

1

Комментарий недоступен

1

Ответственность - это способность осознанно (именно осознанно - это важно!) взять на себя обязательство (задачу, результат), выполнить их и быть готовым исправить негативные последствия в случае неудачи.А если кто-то неосознанно берет на себя обязательство, выполняет его и готов исправить негативные последствия в случае неудачи, то это как называется?