О карьере откровенно. Как вырасти от ассистента до продюсера?

Мы начинаем проект, в рамках которого будем рассказывать истории участников Программы «Умной Заграницы». Для нас это возможность на реальных кейсах показать, что построить карьеру за границей реально. Для этого нужно прокачать всего несколько навыков — научиться составлять CV и Motivation letter, объяснять работодатель свою профессиональную пользу и перестать бояться (это самое сложное!).

Фаундер проекта «Умная Заграница» Ксения Соломатина поговорила с Галиной Зябкиной о карьерной стратегии в мире кино. В материале публикуем рассказ Галины о том, как ей удалось пройти путь от ассистента до продюсера.

Первые в жизни съемки под Суздалем.
Первые в жизни съемки под Суздалем.

— Кино я хотела заниматься еще со школы. Мне всегда казалось, что быть членом съемочной группы — карьера мечты. Это означало и работу в большой, дружной семье, и постоянно меняющиеся задачи, и путешествия-командировки, и своеобразную магию. Именно такое впечатление в раннем детстве у меня осталось после просмотра фильма о создании «Титаника» Джеймса Кэмерона.

В 11-ом классе я была решительно настроена поступить во ВГИК. Подготовила документы (как сейчас понимаю, не совсем правильно) и провалилась. Ни на операторский, ни на режиссерский факультет ВГИКа меня не взяли. А про существование альтернативных мест обучения или даже других кинопрофессий я, как одна из самых успешных выпускниц класса, даже не подумала узнать. В моем представлении, не могло произойти того, что отучившись на отлично, можно быть не принятым в ВУЗ. Ага, оказалось, что — запросто!

В моем представлении, не могло произойти того, что отучившись на отлично, можно быть не принятым в ВУЗ.

Я потеряла год. И снова провалилась на экзаменах, потому что в свободное время занималась не прокачкой творческого портфолио, а подготовкой к пересдаче ЕГЭ на более высокий балл (была уверена, что это единственная причина провала). Но на втором круге в приемной комиссии ВГИКа мне повезло получить хороший совет — подать документы в Колледж Предпринимательства №11. Буквально за год до этого там открылось Отделение Аудиовизуальных Технологий и я могла поступить сразу на второй курс.

Колледж в моем представлении всегда был местом для тех, кто недостаточно умен, чтобы учиться в ВУЗе. Тем более туда идут после 9 класса, а не 11-го. Но перспектива второй год подряд остаться ни с чем казалась ещё более унизительной альтернативой. Мне никто не сказал, что колледж — это больше практика, а ВУЗ — теория.

За 3 года учебы я освоила базовые навыки сразу нескольких профессий: монтажер, фотограф, оператор, ассистент режиссера, ассистент оператора, сценарист — в любую из этих профессий можно было смело идти после моего колледжа.

Мечта разбилась о реальность

Я пошла в операторский департамент, куда меня пригласил преподаватель еще до окончания учебы. Таким образом, несколько лет я работала со своим бывшим преподавателем и его командой. В итоге, к 20 годам я побывала на нескольких съемочных площадках. И мои представления про «работу мечты» разбились о суровую реальность: чтобы попасть в дружную и счастливую «киносемью», как в бэкстейдже «Титаника», надо быть невероятно талантливым, опытным И ОЧЕНЬ ВЕЗУЧИМ.

Пару лет я отработала на плейбеке (отбор дублей и предварительный монтаж прямо на съемочной площадке). Настраивала видео для режиссера. записывала репетиции и ход съемочного процесса.
Пару лет я отработала на плейбеке (отбор дублей и предварительный монтаж прямо на съемочной площадке). Настраивала видео для режиссера. записывала репетиции и ход съемочного процесса.

В противном случае, ты окажешься на съемках сериала, о котором никто из зрителей не вспомнит через несколько месяцев. Получишь зарплату, которая едва покроет расходы на транспорт, счастливых и дружелюбных коллег будешь видеть только на окончании проекта. А потом еще получишь производственную травму, после чего узнаешь, что никакого соцпакета у работников кино нет.

А иногда и зарплату могут не выплатить за последние месяцы (!!!) проекта, потому что в России считается, что продюсер старается вытянуть деньги из производства, а не с продажи отснятого продукта. Не хочется ни на кого наговаривать, но «распил» денег на проектах низкого качества — это классика. Про проекты, которые потом выходят в кинотеатрах и мы чем-то из этого восхищаемся — ситуация примерно аналогичная, но я на таком почти не работала и мой опыт нерелевантен, чтобы что-то заявлять.

Остров Сахалин и новые возможности

В состоянии легкой апатии, разочарования в индустрии и убитого на съемках здоровья, я бросила все и уехала волонтером на Сахалин. Условия на Сахалине, на минуточку, оказались приятнее, чем в Москве на съемках! Все лето я помогала научно-исследовательскому проекту и вела записи о произведенных замерах, настраивала технику, снимала фото и видео происходящего вокруг, писала заметки в пресс-центр и распространяла их по местным СМИ. Новый опыт стал поворотным, потому что я осознала, что специалист с моими навыками может заниматься «околокиношной» работой в совершенно любой сфере. А умею я намного больше, чем использовала до этого.

Вернулась в Москву я уже с целью работать на более оплачиваемой и уважаемой должности, чем раньше. И, неожиданно быстро для себя, получила должность монтажера. К сожалению, у меня снова оказались завышенные ожидания от себя при недостатке нужных навыков. Я так вдохновилась получением хорошей работы, что полностью её провалила через 4 месяца, потому что выполняла работу без полного понимания процесса производства, не брала на себя ответственность и ждала помощи там, где обязана была работать самостоятельно.

Чтобы выйти из кошмарного провала по дедлайнам я организовала у себя в квартире рабочую станцию на 5 своих одногруппниц-монтажеров и мы за пару дней под моим руководством наверстали огромное отставание от графика. Это был второй поворотный момент в жизни: я увидела, что монтажер я ужасный (моя продуктивность прямо пропорциональна вдохновению, а красивая и качественная работа не в срок - никому не нужна); при этом обнаружилось, что умею находить нужных людей, вовлекать их в проект, распределять бюджет и задачи, руководить командой и приходить к нужному результату. Оставалось только перейти из технической специальности в руководящую.

Съемочный процесс. Как он выглядит по ту сторону камеры.
Съемочный процесс. Как он выглядит по ту сторону камеры.

Я б в продюсеры пошел...

И так я стала слезно напрашиваться бесплатным стажером во все подряд продюсерские центры. Резюме и сопроводительное письмо я тогда подготовила по советам HH.ru , добавив туда «трудолюбивая, быстро обучаемая, пунктуальная» и еще кучу общих прилагательных, ничего не говорящих о моей профессиональной пользе. 7 месяцев получала отказы или игнорирование писем. Но я упорная, полгода без работы меня не подкосили.

7 месяцев получала отказы или игнорирование писем. Но я упорная, полгода без работы меня не подкосили.

В итоге весной 2016 года я нашла работу ассистентом продюсера, который разглядел в моем кошмарном резюме и истории провалов перспективные с его точки зрения навыки. И большую часть своих знаний о работе продюсера я получила от своего начальника. Тут черная полоса кончилась, и открылось мое карьерное «второе дыхание».

На волне наставлений от начальника у меня поменялась лента новостей в Фейсбуке. В один из дней мое внимание привлек репост интервью Ксении Соломатиной, в котором она рассказывала о её проекте «Умная Заграница». Так я подписалась на паблик ВКонтакте « УМНАЯ ЗАГРАНИЦА: гранты, стипендии, стажировки» .

Там же увидела приглашение на онлайн-марафон, который стоил каких-то смешных денег, то ли 1000 руб., то ли 3000 руб. Я присоединилась к нему, надеясь систематизировать знания о построении карьерного пути. Марафон действительно помог понять, что у меня не все так плохо, как казалось раньше, я создала первую версию нормального резюме и сформировала представление о своих карьерных возможностях.

Первая страница нового резюме
Первая страница нового резюме

Мне на тот момент все нравилось в работе, на которую попала: были карьерные перспективы, отличный коллектив, адекватная обязанностям зарплата, оплачиваемый отпуск (у меня к 24 годам никогда не было соцпакета и отпуска, что уж говорить про выплату зарплаты вовремя) и все, что предоставляет хороший работодатель. Но я решила присоединиться и к годовому курсу, решив, что можно мыслить шире и попробовать найти себя не только по принципу «где родился, там и пригодился».

Плюс, меня все-таки расстраивает общий уровень развития киноиндустрии в России и отношение к продюсированию. На курсе я обнаружила, что для большинства вакансий в странах, которые меня интересуют, моё образование недостаточно. И снова пошла учиться.

Планы и перспективы

Возможно, необязательно было получать вторую квалификацию и доводить количество лет обучения с 3 лет колледжа до 4 лет (добавив еще год на диплом продюсера), что эквивалентно степени бакалавра. Но, уйдя с работы на повышение квалификации, я поставила себе целью прокачать недостающие навыки.

О карьере откровенно. Как вырасти от ассистента до продюсера?

За прошедший год у меня совершенно изменилось отношение как к поиску работы, так и к обязанностям на ней. Мне стало понятно, что работа за границей — это не розовая мечта, а возможный результат работы над собой и своими навыками. У меня появилось понимание о том, как работодатель смотрит на поиск сотрудников и как стать нужной. В итоге, моё обновленное резюме сразу же дало отклик и приглашение на собеседование (и на это не ушло 7 месяцев, как с резюме по советам с HH.ru).

Но я не отказалась от мечты стать продюсером в стране с развитой киноиндустрией. Наоборот, цель существенно детализировалась. Теперь нет огромного разрыва между мной сейчас и мечтой о работе. Я вижу промежуточные шаги, я знаю свои слабые места, понимаю, как их исправить и профессионально вырасти. Этого понимания у меня не было до курса (и не совсем было после онлайн-марафона, хотя марафон и помог).

Плюс, я перестала фантазировать о совершенно невозможном, я смотрю на свою карьеру с оптимизмом, но глазами реалиста. Больше нет мысли о том, что я не способна управлять студией с 5000 сотрудников, а значит это профессия не для меня. Чтение описания вакансий, сравнение обязанностей и понимание того СКОЛЬКО этих вакансий появляется каждый день убрало у меня установку, что не стоит даже думать в том направлении.

Большинство вакансий требуют тех навыков, которые у меня уже есть, надо только правильно подойти к работодателям, чтобы меня заметили.

Большинство вакансий требуют тех навыков, которые у меня уже есть, надо только правильно подойти к работодателям, чтобы меня заметили. Этим я и планирую заниматься ближайшие 6-9 месяцев. Если до курса я 7 месяцев рассылала резюме на вакансию ассистента продюсера и мотивационные письма с мольбой взять меня и научить. То сейчас, после годового перерыва, взятого на саморазвитие, я подготовила себя к полноценной работе продюсером.

Новое резюме — новая работа

И первая же отправка обновленного CV дала моментальный отклик от работодателя, отметившего, что у меня отличная подготовка и надо обязательно встретиться на собеседовании.

Данная вакансия была опубликована в Facebook крупнейшей в России студии компьютерной графики в сфере рекламного производства. Они растут и ищут нового продюсера. Уточнений про обязанности и условия не было. Но это вакансия «для своих», её не публиковали открыто:

«Может быть, вы слышали, что еще год назад мы затеяли большую реформу в «XXX», с тех пор много чего поменялось, вот-вот свет увидит новый фирменный стиль, пришли новые продюсеры, дизайнеры и арт-директора. Но мы не останавливаемся на достигнутом, и наши двери вновь открыты для талантливых пост-продакшн менеджеров или продюсеров. Если у вас есть опыт или хотя бы большое желание работать в этой сфере, то пишите в личку или сразу на почту. Обещаю, скучно не будет, у нас очередь из супер-клиентов и масштабных проектов».

Мое письмо с резюме было следующим:

«Добрый день! Увидела, что вы снова набираете в команду пост-продакшн менеджеров и продюсеров. Я бы хотела оказаться в команде «ХХХ» и продолжать расти как специалист пост-продакшена. В настоящий момент у меня уже более 10 лет профессионального опыта в киноиндустрии. А предыдущее место работы находилось, как раз по соседству и географически, и по тематике работы — я была ассистентом директора пост-продакшн в PanteraFilms (он же ранее работал в Базелевс, как и половина коллектива PanteraFilms, поэтому принципы работы у нас были соответствующие). Более подробное резюме — во вложении. Буду рада ответить на любые вопросы, относительно опыта работы и деталей работы над проектами.

Посмотрите, пожалуйста!»

Я кошмарно нервничала, потому что писала ранее в эту компанию на протяжении 5 лет, а меня не звали на собеседование даже на должность ассистента. И тут я, наконец-то, добралась до этапа личного собеседования по Скайпу. Да еще и на такую ответственную позицию — сразу продюсер.

Не знаю, знакомо ли всем, но за пару минут до собеседования у меня в горле пересохло, и я не знала с чего начать, когда спросят рассказать о себе. Потому что 5 лет идти к тому, чтобы облажаться на собеседовании — это был бы epic fail.

На всякий случай, ожидая худшего, поставила рядом диктофон, чтобы после провала сделать выводы, где я повернула не туда и создала негативный образ, как сотрудника. Возможно, именно диктофон меня мотивировал пять раз продумывать предложения, прежде, чем высказывать их вслух.

Я рассказала про свой бэкграунд, почему меня мотало из города в город и из департамента в департамент. Описала предельно честно всю ситуацию. Мне показалось, что не врать о себе и навыках — способ чувствовать себя спокойнее, даже если раньше рассчитывала, что нахвалю себя, а к моменту работы подтяну навыки, каких на самом деле нет. Но, естественно, я по канве резюме вспоминала, что релевантно в данном случае и рассказывала только то, что там написано, просто детальнее.

Потом мне рассказали про вакансию, про условия оплаты после проектов, как я получу первые проекты, с кем нужно работать и в каком режиме (боже, у них весь коллектив - совы, поэтому рабочий день начинается в 11 утра!!!!!!) Хоть кто-то подумал о том, что есть люди, не функционирующие в 8:30 в офисе!

И финальным аккордом было мое признание, что в Италии я до середины декабря и вакансию они могут успеть закрыть другим человеком. С той стороны честно признали, что да, это вполне вероятно, потому что главный аврал года — предновогодний ад. Но ситуация всегда изменчива — возможно, они не сработаются с новым продюсером, возможно станет очень много проектов, возможно увидят другую позицию для меня.

Мы договорились, что за 2-3 недели до моего возвращения в Москву я напишу им снова, и мы созвонимся во второй раз, посмотрим, как я могу влиться в их команду, потому что по своим навыкам, духу, ценностям и подходу к работе - я им подхожу.

А... и уже прощаясь я уточнила, на что я могла бы потратить ближайшие два месяца? То есть, меня выслушали, представили мою профессиональную пользу и основные навыки, поняли, где я раньше работала и какой у меня опыт. Я попросила, в контексте услышанной биографии посоветовать мне, на чем я могу сфокусироваться, чтобы в декабре быть более подготовленной к сотрудничеству.

Я попросила, в контексте услышанной биографии посоветовать мне, на чем я могу сфокусироваться, чтобы в декабре быть более подготовленной к сотрудничеству.

И координатор, которая проводила интервью, посоветовала уделить внимание анимационным пайплайнам, возможно почитать мемуары кого-то, кто работал в Walt Disney Animation Studios или Pixar Animation Studios, разобраться в отличиях съемочного процесса от многоступенчатого создания графики.

Этим я и планирую заниматься в свободное время. Даже если я не начну сотрудничество с этой компанией, у меня и правда есть пробел в понимании современного подхода к созданию сложной анимации.

Сложно сказать в каком именно моменте мне помог курс Умной Заграницы. Но, очевидно, что без корректной структуры резюме я бы ни отклик не получила, ни историю своего профессионального роста не смогла изложить коротко и четко.

55
1 комментарий

Галина, спасибо вам за это интервью! Оно было невероятно полезно мне, так как думаю над карьерой в пост-продакшене. Факты, честность - всё это очень ценно!

Ответить