Циклы жизни компании

Любая компания проходит четыре стадии жизненного цикла: запуск, рост, зрелость, после которой идёт либо обновление, либо упадок. Для грамотного планирования развития компании важно понимать, где она находится сейчас. Как определить, в какую фазу вступил ваш бизнес и что вы можете с этим сделать? Посмотрим на каждую из них внимательнее и подумаем над способами достижения успеха на каждом этапе.

Циклы жизни компании

Стартап

На стадии стартапа вы встречаетесь с потенциальными партнёрами, придумываете способы продажи и постоянно внедряете новые идеи. Вы ещё не имеете дело с разнообразием бизнес-процессов – сейчас вам важно понять, как работает рынок, как получать прибыль и как поставить бизнес «на ноги».

Большинство компаний терпят неудачу именно на этом этапе, так и не выйдя в большое плавание. Стартапу нужны деньги, поэтому часто сотрудники оказываются обделёнными, хотя и занимают несколько разных должностей (ведь структура компании всё ещё хаотичная). Недовольные зарплатой, эти сотрудники вскоре покидают проект. Дабы избежать такой ситуации, используйте это время, чтобы сделать вашу бизнес-модель структурированной и стабильной. Бизнес не будет успешным, если вы (или ваши сотрудники) работаете по 100 часов в неделю в качестве единственного «начальника, повара и мойщика бутылок».

Рост

На стадии роста ваши клиенты должны быть в состоянии объяснить вашу бизнес-модель другим потенциальным клиентам – так работает сарафанное радио. Сохраняйте уровень цен с небольшим повышением для новых клиентов. Также позаботьтесь о том, чтобы уменьшить текучку кадров, которая может быть высокой в самом начале. Так вы будете тратить меньше сил, времени и денег на поиск новых кадров, а договариваться о зарплатах будет легче.

Подумайте, можно ли усложнить структуру компании: создавайте команды и нанимайте квалифицированных людей для управления ими. Оцените, что именно может помешать вашему росту. Потратьте время, чтобы укрепить отношения с клиентами. Инвестируйте в своих сотрудников и побуждайте их брать на себя больше ответственности как за работу, так и за отношения с клиентами.

Фаза роста потребует инвестиций. Скорее всего, придется возвращать прибыль – вкладывать полученные деньги обратно в рост. Или же можно искать инвесторов. Ваш капитал остаётся при вас, но вы всегда должны быть готовы выплатить долг.

Зрелость

Сейчас вы должны чувствовать себя в большей безопасности, чем когда-либо прежде: рост стабилен (примерно 5% в год), вы получаете дивиденды, лояльные сотрудники вот-вот отметят десять лет совместной работы, менеджмент чутко руководит бизнес-процессами и не допускает выгораний. И хотя некоторые чрезвычайные ситуации требуют вашего внимания, все относительно предсказуемо.

Как правило, рост здесь обеспечивается за счет приобретения или выделения новых продуктовых линеек. Зрелые предприятия могут защитить свои позиции на рынке и выйти на новые территории, используя узнаваемость своего бренда. Наслаждайтесь этим периодом стабильности, но следите за признаками того, что вам нужно начать что-то менять.

Обновление или упадок

Многие владельцы, чей бизнес находится в упадке, даже не подозревают об этом. Но если доход остаётся на одной отметке, а владельцы сосредоточены на выжимке из бизнеса максимума до выхода на пенсию и не хотят инвестировать в новые технологии, людей или маркетинг, поздравляем – вы в стадии упадка.

Когда вы чувствуете, что переживаете кризис, вам нужно решить: обналичивать заработанное или реинвестировать. Если вы решите обналичить деньги, соберите команду инвестиционных банкиров, бухгалтеров и других специалистов, разбирающихся в слияниях и поглощениях.

Если же вы выбираете путь инноваций и решаете реинвестировать в бизнес, поговорите с отделом продаж и маркетинга, чтобы понять, как приспособиться к изменениям на рынке. Будьте готовы, что любой придуманный вами план по спасению компании будет стоить денег и времени.

Каждый бизнес находится где-то на этой линии, но многие предприниматели не уделяют времени тому, чтобы понять, где именно. В итоге, продавая свой бизнес, они понимают, что он уже давно не представляет ценности для новых покупателей. Чтобы избежать этого, честно оцените свои позиции и задумайтесь, что вы делаете для их укрепления.

Время примеров

Subway

С восьмидесятых по нулевые эта сеть фастфудов расширялась с космической скоростью, став крупнейшей в мире. Однако вскоре точек стало так много, что они начали конкурировать между собой – компания терпела убытки. Чтобы преодолеть кризис, Subway стараются менять облик компании, предлагая новые, «модные», начинки и делая упор на полезность ингредиентов. Смогут ли новые рекламные кампании обновить этот бизнес, покажет время.

TikTok

Китайская соцсеть сейчас занимает второе место в списке самых быстрорастущих компаний (после Tesla). Новый формат и умный алгоритм рекомендаций сделали своё дело, но эффект не может быть бесконечным. В будущем для поддержания роста ТикТоку придётся начать выпрыгивать из штанов, вводя новые фичи, как сейчас это делают другие гиганты на рынке соцсетей.

Работа с компетенцией сотрудников — один из важнейших этапов развития бизнеса. Не на последнем месте стоят коммуникационные навыки, особенно для людей, работающих в ритейле. Для их развития компания Modum Lab разработала систему диалоговых симуляций Modum Verba. Как именно она может быть полезна в разных циклах развития компании? Как мы уже писали выше, на этапе роста важно инвестировать в своих сотрудников. Многие предпочитают классические методы обучения — например, корпоративные тренинги с нанятыми специалистами раз в полгода. Но такие методы не всегда работают: чтобы выработался навык, нужна постоянная тренировка. Modum Verba встраивается в рабочий процесс и позволяет вашим сотрудникам тренироваться регулярно в любом месте и в удобное время.

22
Начать дискуссию