Обучение линейного персонала: виды и тренды 

Обучение персонала — не роскошь, а средство для развития. Профессиональные сотрудники эффективнее решают задачи и ведут компанию к высоким результатам. Мы поговорили с бизнесменом и мотивационным спикером Артёмом Козловым о видах обучения линейного персонала и главных трендах в этой области.

Обучение линейного персонала: виды и тренды 

Виды

Виды обучения линейного персонала могут подразделяться по разным категориям. По месту проведения обучение бывает внутреннее и внешнее — когда сотрудников отправляют на тренинг или конференцию в другой город, например.

По количеству участников обучение делится на индивидуальное и групповое. В случае с линейным персоналом чаще используется групповое обучение, так как это позволяет одновременно обучить большое количество людей.

По отношению к работе обучение бывает без отрыва от производства (когда человек обучается в свободное время) и с отрывом от производства (когда говорят: «Ребята, сегодня пятница, вместо рабочего дня мы все дружно идём на семинар»).

По форме обучение делят на очное и заочное или дистанционное. Второе особенно популярно стало в период пандемии и не теряет своей актуальности по сей день.

Чтобы выбрать вид обучения, важно задать себе простой вопрос: «Зачем?». Вы должны понимать, какие перед вами стоят задачи обучения. В некоторых компаниях обучение проводят чисто «для галочки». Например, по законодательству сотрудник должен прослушать инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале регистрации. Усвоил он правила или нет — уже другой вопрос. Но бизнесменам нужно, чтобы кассир правильно выполнял определённые операции. В противном случае, бизнес ждут убытки. Поэтому обучение линейного персонала очень важно.

Артём Козлов, бизнесмен и мотивационный спикер

Эффективность и контроль

Уильям Глассер, психолог, создатель и лидер школы психологического консультирования, утверждал, что мы запоминаем:

  • 10% того, что прочли;
  • 20% того, что услышали;
  • 30% того, что увидели;
  • 50% того, что увидели и услышали;
  • 70% того, что обсудили с другими;
  • 80% того, что испытали лично;
  • 95% того, чему научили кого-то ещё.

Поэтому считается, что чем больше интерактива и индивидуальной работы, тем эффективнее будет обучение. Образовательная программа должна быть разнообразной и включать в себя лекции, мастер-классы и т.д. А чтобы удостовериться, что человек посмотрел обучающее видео или прочитал лонгрид, он должен пройти тест. Удобнее всего это делать с помощью СДО — системы дистанционного обучения.

Допустим, вам нужно ввести человека в должность. В СДО уже загружены необходимые материалы — презентации, видеоролики, таблицы и т.д. Там же можно выполнить тест или прикрепить файл с ответами. Затем наставник или руководитель проверяет работу. Система дистанционного обучения уже зарекомендовала себя в сфере корпоративного образования. Она освобождает руководителя от рутинной работы: ему не нужно постоянно рассказывать одно и то же и тратить на это уйму времени.

Тренды

1. Онлайн-обучение

Чтобы собрать всех сотрудников в зале для проведения тренинга, нужно оплатить как минимум аренду зала и работу тренеров. Как максимум — дорогу и жильё для сотрудников, выплатить командировочные и снять людей с производственного процесса. Гораздо проще и дешевле провести вебинар онлайн, если ваша цель — просто дать знания людям. Поэтому онлайн-обучение по-прежнему остаётся популярным.

2. Сокращение бюджетов на обучение

За последний год количество обучений от компаний и государства сократилось. В связи с непростой экономической ситуацией обучение сотрудников — не в приоритете. Это печальный тренд. Выход тут только один — искать более оптимальные варианты обучения, потому что совсем без него нельзя.

Компания Modum Lab разработала систему диалоговых симуляций Modum Verba, которая помогает сотрудникам тренировать навыки допродаж, клиентского сервиса и отрабатывать возражения.

Обычно очные тренинги для сотрудников в компаниях проводятся раз в три месяца, полгода или год — этого достаточно, чтобы получать и обновлять необходимые знания. Но чтобы у человека сформировался навык, требуется постоянное повторение. Modum Verba легко интегрируется с СДО и может дополнить стандартное обучение навыковым модулем.

Пользователю нужно открыть виртуальную симуляцию на компьютере или надеть VR-шлем и погрузиться в обстановку, максимально приближенную к реальности. Например, для продавца-консультанта это будет зал супермаркета, а для банковского работника — отделение банка. Сотрудник сможет голосом взаимодействовать с виртуальными клиентами, которые будут реалистично реагировать на происходящее.

Когда человек что-то делает сам — это хорошо. Если он это делает в обстановке, приближенной к реальным условиям, ещё лучше. Когда сотрудник видит виртуального аватара клиента, проговаривает скрипты вживую, это отличная практика для тренировки навыков. К тому же, это экономит время и финансы компании.

Артём Козлов, бизнесмен и мотивационный спикер
22
Начать дискуссию