Очень сложно сделать просто
Кто такой CRM-аналитик и как он помогает компаниям искать точки роста и падений.
CRM-аналитиков часто путают с BI-аналитиками. Основное отличие этих специалистов состоит в том, что CRM-аналитик не просто собирает и структурирует данные в BI-отчеты, а с их помощью помогает бизнесу принимать более эффективные решения.
Я поговорила с известным предпринимателем Михаилом Кузьминым и выяснила, кто такие CRM-аналитики и почему сегодня это одни из самых востребованных специалистов в IT-отрасли?
CRM-аналитики анализируют бизнес-информацию и дают рекомендации по точкам роста и точкам потерь с использованием данных из CRM.
Давайте определим кто такой CRM-аналитик на примере.
Допустим вы CRM-аналитик, к вам приходит заказчик, и говорит: “Мы внедрили CRM, а что с ней дальше-то делать?”
Зря смеетесь, ситуация довольно типичная, компания поставила себе систему, но ничего с нее не получает.
Тогда приходит к CRM-аналитик, задает вопросы и выясняет, что руководителю нужно чтобы менеджеры ставили задачу.
Главное умение CRM-аналитика – задавать вопрос “Зачем”
После того как мы научили наших менеджеров ставить задачи в CRM, у руководителя возникает новый (тоже довольно стандартный) запрос – узнать “Кто из менеджеров самый слабый?”
Услышав такой запрос CRM-аналитик должен спросить: “По каким критериям вы хотите оценивать менеджеров?” Отвечает: "Будем оценивать по среднему чеку".
Смотрим, находим того у кого самый маленький, параллельно выясняем, что у этого менеджера самая большая загрузка, как следствие человек не успевает работать (поэтому что-то делает на отвали). Выходит он вовсе не слабый, а просто перегружен.
В результате действий CRM-аналитика, в компании перераспределили нагрузку и в следующем месяце у “самого слабого менеджера” кратно вырос средний чек.
Еще один типичный пример задачи для CRM-аналитика. Приходит клиент и говорит: “Как мне победить дебиторку?”
Первое о чем должен подумать CRM-аналитик, а где "лежит" дебиторка? Выясняем, что в 1С. А где данные по клиентам? В CRM-системе.
Значит нам надо склеить данные из 1С и CRM.
Уточняем у клиента, а что такое ”плохая дебиторка”? Говорит: "то когда больше 15% лимита.
Спрашиваем: “Менеджеры могут давать больше 15% лимита?” – Могут.
Закрываем эту возможность. Теперь когда они будут давать больше 15% лимита в CRM будет приходить уведомление о недопустимости операции.
Эту цепочку CRM-аналитик должен уметь разматывать, ведь его конечная цель находить точки роста или точки потерь.
Еще одна боль, когда клиенты путают CRM-аналитика и BI-разработчика.
Отличить эти специальности очень просто. У последнего просят – сделай какой-то отчет, он делает не спрашивая зачем и что вы будете с ним делать. CRM-аналитик говорит – хорошо, я сделаю, а дальше что?
За это и аналитику и платят деньги.
Чтобы стать CRM-аналитиком не надо уметь строить отчеты, надо уметь слушать и задавать вопросы.
Если вы решили стать CRM-аналитиком – проводите аудиты.
Цель аудита – поговорить с клиентом не на тему “Как дела”, а спрашивать что ему не нравится. Из 60 минут откровенного спама он скажет, что его каждый день долбит собственник и спрашивает: “Ну что, сколько сделок потерял из-за того что у нас не было заказов в наличии?”
И сразу всё становится понятно. Нужно сделать простой отчет из CRM, который покажет, сколько было потерь по каждому менеджеру, когда товара не было в наличии. Собственник счастлив, менеджеры счастливы.
Это, кстати любопытный нюанс профессии CRM-аналитика – это чем больше вы работаете в этой сфере, тем к более простым вещам вы приходите.
Всё, за что много платят, на самом деле очень простое.