4 лайфхака для улучшения оргструктуры компании

Когда давно занимаешься своим делом, появляется ощущение, что это просто и вообще «общее знание», но как только начинаешь кому-то рассказывать, оказывается, что эта информация не так очевидна и просят «раскрыть детальнее».

Для пользы комьюнити расскажу про 4 лайфхака для оргструктуры компании, которые мне сильно помогают, и, вероятно, принесут пользу и вашему бизнесу.

4 лайфхака для улучшения оргструктуры компании

Привет! Меня зовут Максим, я занимаюсь созданием нового в группе компаний Admitad (через стартап-студию, инвест-фонд и прочие инструменты). Кратко о нашем пути и опыте можно почитать тут.

Организационная структура компании… Об этом написано море книг, учит любая бизнес-школа, и у меня нет цели их заменить или объяснять почему это важно. У меня есть 4 простых решения, которые у нас работают практически в каждой компании и довольно универсальны (по крайней мере, в индустрии технологических и цифровых компаний размерами от 30-ти до 3 тысяч сотрудников).

Сразу пара общих дисклеймеров:

  • Культура ест стратегию на завтрак. Потому если у вас корпкультура слабая и токсичная, модификацией или даже полной пересборкой оргструктуры вы это никак не решите.
  • Любые изменения делают люди. Даже если у вас крутая идея, как улучшить оргструктуру, но у руля неподходящий человек — все будет плохо. Не забываем про соответствие функции и сотрудника.

Поехали.

Регулярное и своевременное обновление оргструктуры компании

Мой совет — оргструктуру надо обновлять по мере достижения ваших целей.

Оргструктура = карта ответственности, схема кто за что отвечает в компании.

4 лайфхака для улучшения оргструктуры компании

Все начинается с главной задачи/цели вашей компании. Она может меняться раз в год, может реже или чаще. Но как только цель изменилась — сразу же следующим шагом надо менять или обновлять оргструктуру компании.

Грустное зрелище, когда компания изменила свою цель или стратегию движения (как она будет свою цель достигать), а оргструктура осталась неизменной. Чаще всего вы просто создаете больше проблем и снижаете скорость движения.

Поменяли цель — поменяли способ достижения цели — обновили оргструктуру.

Если надо, то хоть каждый год. Звучит, может быть, страшно, но если вы сразу задаете такие правила игры “на берегу” и говорите: “Вот так мы будем двигаться и меняться под новые задачи,” — интегрировать такие изменения куда проще. Оргструктура всегда должна соответствовать компании, которой вы хотите стать, а не такой, какая есть сейчас.

People Care — Забота о людях

Ненавижу классические HR отделы. Обычно это некие мутные образования в компаниях, со слабой оцифровкой процессов и бенчмарками эффективности. Редко когда можно услышать отзывы — у нас круто работают HRы и действительно помогают компании.

4 лайфхака для улучшения оргструктуры компании

В этой ситуации часто нет вины самих HR, скорее, их ставят в такие условия, когда у них сильно ограничены полномочия и сделать что-то действенное для людей они не могут.

Во-первых, если можете обойтись без HR — обходитесь максимально долго. Странно наблюдать, когда глава компании нанимает HR в самом начале жизни своего бизнеса и считают, что теперь за них решат проблемы, что в компании будут работать классные люди и будет здоровая корпкультура. Нет, не будет.

Во-вторых, надо расширить функции и возможности HR отдела, если он все же нужен в силу размера компании. Лучшая формулировка, до которой мы дошли, переименовать Human Resources в People Care и снабдить их всеми сервисами, которые действительно могут повлиять на счастье людей. Т.е. помимо стандартных функций рекрутинга, кадрового делопроизводства и общих HR-вопросов, People Care курирует офис-менеджеров, управляет офисами, отвечает за ивент-менеджмент, обучение и тренинги, техподдержку(софт и железо) и организацию рабочих мест в офисе и удаленно, а также ведает закупками для сотрудников.

Все, что может помочь организовать заботу о сотрудниках — соберите в одном месте и под адекватным руководителем. Его или ее главная задача сделать так, чтобы команду точно ничего не отвлекало из “бытовухи” и не мешало делать свою работу.

А корпкультура — это прежде всего ответственность главных руководителей компании.

В каждом отделе — Проектный и Процессный менеджмент

Не так давно стала популярна формулировка что есть Run и Change процессы и люди, и нельзя их между собой путать, а задачи ставить соответственно.

Попробую зайти от лица старой школы менеджмента :). Существует 2 основные разновидности менеджмента - процессный и проектный.

Задача проектного — сделать что-то один раз. Часто это или задачи на изменение существующего порядка вещей (тот самый Change), или кастомные (нестандартные) задачи. Задача процессного менеджмента, в целом, настройка “трубы”, где изо дня в день, схожие операции будут делаться все лучше, быстрее, выше, сильнее…

Заведите в каждом отделе тех, кто отвечает за Проектный менеджмент и задачи в рамках его и тех кто за операционный. Вначале можно совместить хоть в одном человеке, но сразу на входе надо понимать — это задачка на один раз или для регулярного выполнения (тогда к ним применяются разные подходы/процессы).

В идеале, если отдел уже немаленький, есть Х людей, кто занимается только операционкой и не отвлекается на кастомные и нестандартные задачи и Y человек, которые берут в работу только задачи на изменение или нетипичные случаи.

На нашем опыте, при применении данного подхода, суммарная эффективность, NPS и количество задачек, которые решает отдел, сильно возрастает, как и автономность, при которой сам отдел сам себя улучшает и развивает, а не ждет волшебного пинка сверху (в силу некомпетентности или от перегрузки, не дающей возможности вынырнуть из операционки).

Разделите Backoffice компании на Hard и Soft office

Популярная и удобная схема разделения компании на “бизнес” и “сервисы для бизнеса”. Одни работают по метрикам и планам, KPI, вторые — по SLA (оговоренный уровень оказания услуги, сервиса,, который точно не может быть ниже оговоренного).

4 лайфхака для улучшения оргструктуры компании

Иногда их называют фронт и бэкофис или другими терминами, но суть общая — одни это маркетинг, продажи, продуководство, а вторые — тыл и необходимые услуги для бизнеса (техподдержка клиентов, юристы, плановая разработка, административка, документооборот, аккаунтинг, бухгалтерия и тд.)

Вариаций тут может быть миллион, в зависимости от вашей специфики, но попробую донести саму идею и подход. Есть виды деятельности, где ошибаться нельзя (обычно это все, что связано с взаимоотношениями с государством — налоги, финансы, оформление сотрудников, документооборот и юристы во всех красках). То есть все функции, где ключевое — это снижение рисков, а в идеале недопущение их.

И наоборот, есть множество процессов, где ошибки не то чтобы полезны, но уж точно не критичны. Где вы готовы к высокому уровню терпимости к косякам, так как люди через ошибки учатся, пробуют что-то новое и развиваются.

Очень неплохо работает, когда эти два совсем разных подхода и функции, делятся по разным углам. Мы это называем Hard и Soft офис. Соответственно, все функции, где мы жестко относимся к рискам, перемещаются в часть оргструктуры именуемую Hard office, а где требуется и присутствует творчество и эксперименты — в Soft офис. Руководителей подбираем соответственно. В одном случае это кто-то из финансистов/юристов по складу характера, во втором — ближе к предпринимателю и арт-директору.

Больно, когда отдел, где по роду деятельности нужны эксперименты и пробы, оказывается под жестким администратором, так и наоборот, когда финансами рулит сильно “творческий эльф” (часто это сам СЕО), а потом вы не можете ни аудит пройти, ни доверять цифрам в дашбордах для принятия решений. Разделите, и тогда очень удобно подбирать фреймворки и подходы в работе в зависимости от того, что вам надо — больше “движухи и энергии” или минимизации рисков.

Надеюсь, что-то из хаков применимо в вашем случае и пригодится. Есть есть советы или подходы, которые вы считаете более-менее универсальными, буду рад, если поделитесь в комментариях.

33
4 комментария

Интересные лайфхаки. Хочется подробнее раскрыть хард и софт офис? Как то слишком поверхностно описано, не понимаю))) нужно больше сути)) спасибо за материал.

Ответить

Если уточните что именно непонятно без проблем отвечу.

Ответить

Так же хотелось бы увидеть способы приобретения из мини команды (3-5 человек) до этого похода. Каким образом принимать решение, что пора брать (создавать новую роль) нового человека?

Ответить