Как стать SEO-специалистом за полтора года

Личный опыт читателя.

Как люди приходят в SEO

В 2012 году я поступил в университет ИТМО на факультет инфокоммуникационных технологий и переехал в Санкт-Петербург. Учиться в университете было интересно: новые предметы, проекты, знакомства. Первые два года о работе особо не думал, кое-где подрабатывал, в остальном помогали родители. Обычно день складывался из посещения пар, выполнения домашнего задания, вечером занятия в спортзале, встречи с друзьями.

К концу второго курса стало понятно, что нужно начинать развиваться в каком-то конкретном направлении и осваивать профессию. На одной из пар преподаватель рассказал о своем бизнесе по прокладке коммуникаций слаботочных систем и предложил поработать монтажником. Так я устроился на свою первую работу по специальности.

Не скажу, что работа была интересной и нравилась мне, но она приносила хоть какой-то доход и реальный опыт работы с коммуникациями. Конечно же, я понимал, что эта работа временная и с нетерпением ждал удачной возможности попробовать себя в чем-то другом. И совсем скоро я совершенно случайно открыл для себя перспективную бизнес-нишу – продажу мягких игрушек.

Как-то после пар я поехал со своим другом за большим плюшевым медведем для его девушки. Думаю, все помнят, как они были популярны одно время. Мишку он покупал через знакомого, который занимался перепродажей. В итоге, поговорив с продавцом, я понял, что спрос на мишек есть и продажи идут полным ходом.

Тем же вечером я подыскал подходящих медведей на Алиэкспресс и выложил объявление о продаже медведей на Авито. В течение недели было пару звонков, подтверждающих, что люди были готовы купить мишку. Поэтому было принято решение заказать первых 3 плюшевых медведей на продажу.

Посылка пришла через 3-4 недели, честно говоря, я вообще уже забыл, что их заказал. Но потом все-таки решил, что раз они пришли, то надо довести дело до конца: купил набивку, подготовил медведей, разместил объявление на Авито - первые продажи не заставили себя долго ждать. Продажи медведей начали проносить первый доход!

Первое время продажи шли только через Авито. Но я понимал, что нужно развивать и другие каналы продаж. Так было принято решение создать собственный сайт. Я обратился к своему другу-одногруппнику, который помог создать сайт на чистом html + css.

На разработку дизайна, верстку, поиск картинок и наполнение ушло 2-3 ночи. Было создано несколько страниц: главная, каталог с перечнем товаров (карточек товара не было), контакты. Занимались сайтом, естественно, после пар и работы. В итоге, было куплено доменное имя и все залито на сервер.

Дизайн сайта медведев

Так прошло пару месяцев, со стройки я давно уволился и развозил своих медведей к их счастливым обладателям. А сайт так и висел в сети и заявок с него не было совсем.

Первое знакомство с SEO-оптимизацией

Я начал изучать различные каналы привлечения посетителей на сайт. В качестве основного канала было выбрано seo-продвижение. Через друзей нашел людей, которые скинули свои наработки, чек-листы и посоветовали, с чего начать изучение.

Так все полученные знания я сразу внедрял на своем проекте. Само собой помимо изучения seo с нуля, приходилось разбираться и с основами сайтостроения, так как постоянно приходилось что-то править самостоятельно, изучать алгоритмы работы поисковых систем.

К концу 2014 года из-за роста доллара, цены на шкурки и набивку выросли. На Авито люди держали старые цены, а так как я заказывал часто и небольшими партиями, мне пришлось повышать стоимость. Продажи с этой площадки стали равны 0. Но так совпало, что все внедренные мной наработки по сайту дали свой результат и начал расти органический трафик.

Посещаемость сайта была хорошая, конверсия тоже. В первой половине дня я принимал заказы, а вечером развозил товар покупателям. Работа курьером оказалась очень даже приятной.

Можно вспомнить много интересных историй: как приглашали на чай, угощали кофе, как читал поздравление имениннице, просил прощения у девушки вместе с ее провинившимся парнем (пришлось больше часа с ними просидеть). Очень приятно было за свое дело, особенно когда люди приходили по сарафанному радио.

Продажи шли неплохо, я постоянно искал интересные сезонные товары, проверял спрос и создавал под них мини-сайты. За основу брался уже готовый сайт медведей, изменялись только стили оформления и заливались новые картинки.

В итоге со всех проектов в месяц выходило 30 000 - 40 000 рублей. Что вполне на тот момент меня устраивало. Но через год количество посетителей на сайте и заказов стало падать, позиции сайта просели. Топ стали забивать достаточно крупные интернет-магазины с большим ассортиментов. Да и мой интерес к перепродаже товаров постепенно угас. Поэтому все имеющиеся сайты и товарные остатки были распроданы.

Своими мини-проектами я занимался в течение 2х лет. Изначально цели стать seo-специалистом не было. Я просто изучал и внедрял все технологии по мере надобности, и даже не думал, что буду работать по этой специальности.

Не смотря на то, что я был знаком с seo уже больше двух лет, я не мог себе позволить пойти устроиться в хорошую веб-студию, заявив, что у меня уже есть 2 года опыта работы. Но все же хочется отметить этот этап самостоятельного изучение и внедрения элементов внутренней и внешней seo-оптимизации в мой реальный проект, так как на этом этапе у меня сформировалась хорошая теоретическая и практическая база.

Проектная работа в недвижимости

Некоторое время спустя, мне позвонил тот самый одногруппник, который помог мне с созданием первого сайта для продажи плюшевых медведей. На тот момент он работал в агентстве элитной недвижимости. Они искали seo-специалиста, и он предложил мне прийти на собеседование.

Как оказалось, сайтом до этого занималась крупная seo-студия, от услуг которой они в итоге отказались и искали сотрудника в штат. Работа была проектной сроком на 3 месяца. Делался редизайн сайта и менялась архитектура проекта, нужно было проконтролировать все этапы реализации работ на время разработки.

Однажды от руководства поступила просьба запустить контекстную рекламу. Пришлось посидеть на выходных и разобраться в основах настройки Яндекс Директ, Google AdWords. В понедельник уже было собрано первое семантическое ядро под интересующие запросы и запущен контекст.

Сейчас, спустя 2 года, оценивая проделанную работу, я не могу сказать, что это было полноценное продвижение. Скорее приходилось заниматься сохранением того результата, которого добились ранее. Конечно же, сейчас, я бы по-другому выстроил свою работу с этим проектом, но первый опыт есть первый опыт.

Работа в веб-студиях

Три месяца в агентстве недвижимость пролетели как часы. В seo-сфере я уже чувствовал себя более-менее уверенно и решил, почему бы не попробовать устроиться в веб-студию. Пару собеседований и через неделю я выхожу на работу в должности помощника seo-специалиста.

Первый опыт работы в студии

Соглашаясь на эту работу, я надеялся получить сакральные seo–знания от состоявшегося специалиста, помощником которого я и являлся. Но на самом деле оказалось так, что делать все нужно было самому. Это была небольшая студия: 3 разработчика и я (seo-специалист). Меня устраивало это место работы, потому что можно было совмещать с учебой. Работал я 3 дня в неделю и вел 4-5 небольших проектов.

Тут пришлось разрабатывать стратегии продвижения проектов, общаться с подрядчиками по крауд-маркетингу, копирайтерами, штатными программистами. По возможности работы, связанные с кодом, брал на себя. Пригодились и знания, полученные на своих проектах. Дополнительно изучал работу различных cms (Wordpress, Joomla, Bitrix), вносил правки в php, js. Студия была небольшая, никаких систем контроля версия, тестирования на тестовых доменах не было, вносить правки сразу на прод никто не запрещал.

Здесь мне по-настоящему удалось прочувствовать всю ответственность за продвигаемые проекты и достичь хороших результатов в продвижении. Особенно я гордился своим проектом по приему металлолома. Когда проект пришел на продвижение посещаемость была около 30-40 человек/сутки. После анализа конкурентов было доработано семантическое ядро, продумана структура проекта и исправлены все ошибки внутренней оптимизации.

Некоторые пункты из выполненных работ по внутренней оптимизации:

  • Избавление от дублей страниц. Редирект с www и index.php. Редирект со страниц без слеша на конце.
  • Из-за доработки структуры сайта часть страниц поменяла свои адреса. Для таких страниц была составлена и в дальнейшем внедрена таблица редиректов
  • Исправление битых ссылок
  • Исправление ошибок валидации html, css
  • Оптимизация скорости загрузки сайта. Было настроено сжатие, кэширование, оптимизированы все изображения на сайте.

В течение 3-4 месяцев писались тексты и по мере готовности публиковались на сайте. Новых посадочных страниц было немного, около 30 страниц, но работы по их наполнению велись так долго из-за ограниченного бюджета на продвижение. Версткой статей, проработкой их структуру, подготовкой изображений я занимался самостоятельно.

Параллельно текстовым доработкам ввелись работы по линкбилдингу. Профессиональные инструменты анализа ссылочной массы конкурентов студия на тот момент себе позволить не могла. Поэтому приходилось просить знакомых сделать выгрузку ссылочной массы для дальнейшего анализа. Дополнительно велись работы по крауд-маркетингу и аутричу.

Продвижением данного ресурса я занимался с по 03.2017 по 10.2017. В результате проведенных работ удалось добиться увеличения поискового трафика с ~1000 до ~5000 посетителей в сутки. После окончания продвижения рост трафика не прекратился и на данный момент составляет около 7000 посетителей.

Рост органического трафика на проект по приему металлолома

Шло время, новых проектов было немного, да и уровень заработной платы оставлял желать лучшего. Однажды друг рассказал о студии, где он работал, с его слов там был классный коллектив и крупные проекты. Звучит, однако, неплохо. Полистав вакансии, я увидел, что они ищут сотрудника на позицию seo-специалиста. Сходил на собеседование и через пару дней получил приглашение на работу.

Работа в новой студии

Новая студия была значительно больше предыдущей и проекты были уже масштабнее. С первых дней начал принимать дела и взял под свою ответственность 6 проектов. Сайты были разные: от небольших сайтов с несколькими десятками страниц до достаточно больших интернет-магазинов. Работая с большими интернет-магазинами, я понял, что большую часть работы, начиная от генерация мета-тегов и текстового анализа до отчетности, необходимо автоматизировать.

Примеры автоматизации рабочих процессов

В качестве языка реализации я выбрал Python. Для решения повседневных задач достаточно и начальных знаний. Очень удобно потратив меньше часа на проработку и генерацию title, description, h1, открыть для индексации целый раздел на 500 посадочных страниц под низкочастотные запросы, удовлетворяющие спросу пользователей.

Пример сгенерированного файла мета-тегов для импорта

Все данные сразу генерируются в нужном формате, а потом через админ панель импортируются. Можно конечно и в EXCEL сцеплять, но так не интересно. Времени на такие работы уходит немного, зато результат ощутимый. Ну и без внутренней оптимизации само собой не обошлось.

В конце месяца настает время отчетов. Купленных сервисов генерирующих отчетность в студии никаких не было, да и собственных тоже. На второй месяц мне надоело собирать все данные для отчетов вручную. А когда проектов штук 6-10 и по ним заказчикам из метрики нужно достать данные по ~5 параметрам, на это занятие еще и целый день уйти может.

Покопавшись в интернете, я нашел немало примеров работы с API Яндекс Метрики. Разобравшись с документацией, написал скрипт под себя. Скрипт выводит в один файл следующие данные:

  • Источники трафика
  • Данные о поисковых системах
  • Данные о переходах с внешних ресурсов
  • Поисковые фразы

Для каждой группы также настраивается вывод дополнительных данных: количество визитов, время на сайте, отказы, глубину просмотров.

Автоматическая генерация отчетов

Дальше требовалось только вставить все это в соответствующий отчет на нужное место и поменять название. Конечно можно было и сразу генерировать отдельные файлы под каждый проект, но до этого руки так и не дошли.

Постоянный конроль за изменнениями алгоритмов поисковых систем

Вообще работа seo-специалиста очень интересная. Много приходится изучать и анализировать. А поисковые системы с обновлениями алгоритмов постоянно преподносят сюрпризы.

Так за консультациями к нам обратился крупный портал.

Проблема была в следующем:

Посещаемость на сайте скакала с 25.000 до 2.000 в сутки, держалась так неделю и потом опять возвращалась. Причем так только в Google. В Google Search Console никаких предупреждений о наложенных санкциях не было. От сезонности трафик тоже не зависел. С 1 марта трафик опять упал на 2к, так на этом уровне и остался.

Что анализировал:

  • Проведен анализ страниц, на которых упал трафик
  • Проведен анализ запросов, по которым упала посещаемость
  • Проанализирован ТОП по запросам и соответствующим им посадочным страницам на анализируемом сайте
Проделки Google Fred

В результате аудита было выдвинуто предположение, что это проделки неподтвержденного алгоритма Google Fred и трафик просел из-за того, что на портале:

  • Текст формировался по шаблону
  • Не было никакой дополнительной ценности для пользователя (рейтинг, отзывы)
  • На сайте было большое количество страниц с запросами тематики 18+.

Что делали:

  1. Избавились от "недостаточно качественные страницы" на основном сайте и поддоменах
  2. Привели в порядок поддомены сайта на других языках. Настроили корректную работу атрибута hreflang
  3. Исправили ошибки mixed content, связанные с переездом на https
  4. Исправили битые ссылки на сайта
  5. Избавились от дублей страниц
  6. Внедрили микроразметку, чтобы улучшить представление сниппета портала в результатах поиска.
  7. Сделали постраничные доработки контента

В результате посещаемость портала выросла до 12.000 посетителей в сутки, но на прежний уровень на тот момент не вернулась. Как сейчас дела обстоят с проект не знаю.

Трафик вернулся на прежний уровень частично

Также в этой студии удалось попробовать себя в роли наставника и руководителя. К нам на прохождение производственной практики пришла студентка, приписали ее в мой seo-отдел. Так в компании появился штатный линкбилдер. Кстати, работает она там до сих пор.

Мне очень нравилось текущее место работы. Были интересные проекты, я завел много новых друзей. И вообще находился в полной зоне комфорта. Так прошло около 9 месяцев.

Смена места работы

Очередное решение о смене работы было принято очень спонтанно. Я даже не то что хотел уйти, просто хотел попробовать свои силы. Листая ленту в соц.сети, я наткнулся на вакансию, которая подразумевала переезд за границу. Обновил и отправил резюме. Чтобы попасть на собеседование, требовалось предварительно сделать тестовое задание. Посидев пару вечеров я сделал аудит предложенного проекта и конкурентов. Нашел слабые места тех и других. К счастью или к сожалению, предложение о работе я не получил.

Зато я был приглашен на собеседование в другой крупный проект. Приглашение на собеседование не предполагало выполнения никакого тестового задания, но я решил подготовиться и провести аудит основного проекта, чтобы задать свои вопросы. В итоге, встреча с работодателем прошла очень хорошо. После все же потребовалось выполнение тестового задания, я на него согласился и приступил в тот же день. Больше ни на какие приглашения я не откликался.

In House SEO в бирже студенческих работ

Через неделю я получил желанный оффер. Сейчас основной проект над которым я работаю – крупная биржа студенческих работ. Также есть несколько смежных. На текущий момент на основном сайте более 1,5 млн страниц. Все проекты достаточно крупные и знания, полученные по автоматизации процессов, очень пригождаются. Составить ТЗ на 400 страниц за день или проанализировать текстовую релевантность 1000 страниц стали обычными, повседневными задачами.

Пример массовой проверки релевантности

У нас большая команда, часто приходится общаться с подрядчиками, как внутренними (в лице разработчиков), так и внешними (копирайтеры, линкбилдеры). Текущее место работы мне очень нравится. Моя потребность в работе с крупным ресурсом удовлетворена. В seo мне еще есть куда развиваться.

Пару советов, которые мотивируют меня действовать дальше:

  1. Всегда стремиться к развитию: даже когда кажется, что это не имеет смысла и вообще бесперспективно. Помните, что посеешь, то и пожнешь.
  2. Черпайте информацию и возможности из разных источников, не стесняйтесь обращаться за советом коллег или друзей.
  3. Держите руку на пульсе - будьте в курсе всех новостей и событий, происходящих в профессиональной сфере. Будь то появление нового алгоритма или выход свежей статьи.
  4. Перед собеседованием на новое место работы, потратьте немного времени и проанализируйте поле будущей деятельности на новой должности. Все свои наблюдения и замечания выскажите во время собеседования, тем самым Вы покажите свою заинтересованность в вакансии и профессиональные знания.
  5. Берите от своего места работы по-максимуму: опыт, рекомендации, знакомства, именно друзья/коллеги по работе помогут вам развиваться дальше.
0
74 комментария
Написать комментарий...
Валера Годжаев

Добрый день. Вы верите в SEO? =)
А если по сути, есть опыт в SEO и довольно приличный, но перспективы в этом не вижу, поэтому долго искал свой путь после SEO. Прошел и SMM и Таргетинг, сейчас развиваюсь в сфере автоворонок.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lapenkov

Если не видишь перспективы - опыта нет. Приличный опыт в SEO - это своя сетка сайтов приносящая доход, которого хватает на жизнь. Все остальное - попробовал, не вышло. Пойду продам автоворонки со скидкой 95%)))

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда