{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

CDTO — новая роль в бизнесе. Кто это и за что он отвечает

Компании всё чаще нанимают директоров по цифровой трансформации. Но зачем? Расскажу я — Николай Верховский, академический директор программы SKOLKOVO CDTO.

Этот материал — конспект части моего видео на YouTube о CDTO. Подробнее смотрите в ролике.

Кто он — CDTO

CDTO (Chief Digital Transformation Officer) — это руководитель, который управляет процессом цифровой трансформации. Вкладывает в него свою энергию, волю и компетенции. Эта позиция появилась около 10 лет назад, и с каждым годом она становится всё популярнее: компании открывают роль CDTO и ищут подобных специалистов.

Что стоит за этой позицией? Разберём на схеме, которая объясняет, что CDTO — не классический айтишник.

На схеме серым изображён жизненный цикл любого бизнеса: старт, плато и неминуемый кризис. Внизу CAO (Chief Automation Officer) — сотрудник, отвечающий за автоматизацию, классический айтишник. Его задача — обеспечивать действующий бизнес, создавать ему качественные ИТ-сервисы.

CDTO появляется в момент, когда большинство компаний сталкиваются с конкуренцией: на рынке появляются цифровые компании, которые быстро растут и забирают на себя всю маржу. Идёт «цифровая революция»: ИТ-решения всё больше начинают влиять на реальный бизнес, а иногда и становятся сами бизнесом — предприниматели в традиционных областях начинают зарабатывать на цифровых продуктах.

Видя, как растёт капитализация ИТ-компаний, каждый руководитель и акционер задумывается, как встроиться в этот тренд. И за то, чтобы пересобрать компанию и вывести её на новую траекторию развития, отвечает CDTO. Это внутренний предприниматель, который исследует возможности, создаваемые цифровыми технологиями, и превращает их в новые бизнес-модели.

Пример John Deere

Американская John Deere работает с конца 19 века, она производит сельскохозяйственную технику. На всём своём пути у неё было несколько этапов, когда компания переизобретала себя и выходила на новую траекторию развития.

На последнем этапе мы видим, как с 2012 года John Deere начинает развивать свою цифровую платформу MyJohnDeere, связывая свой следующий шаг развития/рост с цифровыми технологиями. Она фактически становится цифровой компанией, трансформируясь из классического производителя в ИТ-платформу.

Если посмотреть на динамику акций John Deere, она всё время высоко ценилась — и до сих пор это одна из ведущих компаний, чья техника отличается надёжностью и, самое главное, «умом».

Три волны развития профессии

За последние 10 лет роль CDTO пережила три волны интереса — и каждая определяла ключевые навыки и требования к специалистам.

  1. Допандемийная стадия с 2014 по 2019 год. Тогда CDTO были визионерами. Они должны были строить образ будущего, куда компания вместе с технологиями может прийти и о чём можно мечтать.
  2. Пандемия. От визионерства CDTO перешли к практике. Пришлось разворачивать инфраструктуру, управлять продуктами и проектами, по-новому собирать ИТ-ландшафт.
  3. Третья волна зарождается прямо сейчас. CDTO должен уметь управлять продуктовым портфелем, запускать цифровые продукты, выстраивать внутри традиционной компании цифровое производство или выстраивать рядом с традиционной компанией стартап. Это хорошо видно в банках, когда рядом с классическим банком появляется необанк. В этом плане CDTO совсем прагматичная позиция, у которой стоят понятные экономические показатели.

О профессиональных траекториях CDTO

Здесь есть два основных трека.

Digital Pro — превращение в CDTO действующего сотрудника. Например, часто в эту роль переходит ИТ-директор или директор по маркетингу, финансам, операционные и технические директора. Все они отлично подходят и видят не только функциональную и операционную части, но — предпринимательскую.

Digital Mindset — освоение цифры в рамках своей позиции. Если раньше цифровая повестка собиралась по одной вертикали, то теперь она проникла во все слои организации, во все бизнес-процессы. Теперь любой топ- и линейный менеджер на сегодня, чтобы быть конкурентоспособным и эффективным, должен уметь управлять трансформацией и цифровыми продуктами в своей предметной области.

Будь то HR, логистика, маркетинг или безопасность — так или иначе всем приходится внедрять и использовать у себя цифровые продукты. А значит внутри функциональной области должен появиться свой CDTO. Не обязательно должна быть отдельная позиция. На практике во многих компаниях руководителей присваивают себе компетенцию управления цифровой трансформацией.

Как развить мышление для цифровой трансформации

Трансформация — непростая задача. Это перезапуск, фактически переизобретение любого бизнес-процесса или бизнес-модели.

Ниже схема, по которой можно мыслить любую трансформацию. Коротко поясню, как ею воспользоваться.

1. Разделение на прошлое и будущее. Каждый, вставший на путь трансформации, должен ответить себе на два вопроса: где наше будущее и где наше прошлое. От чего мы должны отказаться, что мы должны перестать делать.

2. В компании всегда есть элементы, которые будут вести в тупик — и нам нужно от них уйти. И есть сигналы к образу будущего, к которому мы стремимся.

Для примера приведу компанию Kodak. Если брать нижнюю стрелочку, где всё идёт в тупик, там всегда объёмы, бизнес и рост. У Kodak там был бизнес на плёночных фотоаппаратах.

И в то же время в компании Kodak (это уже верхняя строчка) появился инженер, который первым запатентовал цифровой фотоаппарат. Тогда это было дикое устройство, которым пользоваться мог только тот самый инженер. Ни один из менеджеров не мог представить себе, что за этой неказистой штукой будущее, а текущий бизнес — прошлое.

Поэтому тот, кто управляет цифровой трансформацией, должен уметь видеть эти слабые сигналы и уметь критически отнестись к «священным коровам», которые сегодня генерируют основной доход.

3. CDTO должен уметь выстроить машину управления трансформацией, включающую:

  • аналитический блок: отслеживаем окна возможностей и тренды, которые ведут нас в тупик;
  • проектное мышление: мы всё время запускаем новые проекты, идеи, тестируем гипотезы и проверяем на устойчивость следующий шаг;
  • организационно-управленческие навыки: найдя то, что нас ведёт в будущее, мы должны внедрить это в жизни и построить так, чтобы это воспроизводилось и приносило устойчивую ценность.

Более подробно о роли CDTO и кейсах, связанных с этой позицией, читайте в нашем Telegram-канале «Цифра PRO деньги».

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Николай Верховский
Автор

Если поставить на позицию CDTO правильного человека, то вопрос раздутого штата перестанет стоять.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Тогда останется только разобраться с вопросом ответа не в тредах, и бизнес трансформируется

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny

При том, что в скраме, внезапно, в принципе отсутствует менеджер как класс.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Крамар

Зрелость компании влияет на требования к CDTO? Понятно ли с чего начинать в случае не зрелой компании?

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Разумеется.
На фазе развития компанию можно корежить как угодно. Она гибкая. И если у гендира или CEO есть четкое видение - с этим можно справиться относительно безболезненно.
А вот зрелую компанию изменить гораздо, ГОРАЗДО труднее.

Другое дело, что не всем эта трансформация и нужна. Условный лесозавод во Владивостоке, который пилит лес и гонит в Китай и отлично живет - ему это нафиг не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

сложного там чего? в рамках одного продукта это легко может быть стартап, зачем менять компанию сразу или вообще менять?

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

То, что Вы описали - одна из стандартных функций обычного директора по развитию.
Зачем его по-новомодному называть - неясно.

Ответить
Развернуть ветку
Analtoy Wasserschlang

Очевидно, чтобы продать курс. За последнее время навыдумывали HRBP, MarHR, разных директоров по свежести и заботе о счастливых клиентах, вовлекающих лидеров реагирования и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

директор по развитию хомячок (хрум-хрум-хрум делает), когда CDTO арёль, высоко летит, но если что приметит, через "птичье карате" настигает цели

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Shakirov

Так, важный вопрос - а на какую зп может рассчитывать cdto?)))

Ответить
Развернуть ветку
O-o

Спасибо за статью.
Интересно было бы узнать про "типовую" команду под CDTO, чтобы прорабатывать нормально все задачи

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда