JOMO - то, о чем вам не расскажет ваш начальник или HR

Как стать неудобным, но эффективным и счастливым на работе и в жизни.

Думаю многим эта комбинация из четырех букв покажется странной, поэтому вот небольшая предыстория.
JOMO — достаточно старая концепция, которая расшифровывается как Joy Of Missing Out (удовольствие пропустить что-то). Она появилась в противовес концепции FOMO (Fear of Missing Out, страх что-то пропустить).

Для начала немного о FOMO.

JOMO - то, о чем вам не расскажет ваш начальник или HR

Доступность информации, а точнее ее нескончаемый и неконтролируемый поток наряду с ее преимуществами становится причиной повышенной тревожности и стресса, создает сложности при принятии решений (много информации → много вариантов → большой выбор) и мешает наслаждаться текущим моментом и сконцентрироваться на каком-то одном деле в данный отрезок времени.

Еще бы! Интернет, мессенджеры и соц сети позволяют нам быстро узнать что случилось в мире за последний час, как изменился курс доллара за 15 минут с момента открытия торгов, кто какие фото запостил и начались ли скидки в том онлайн магазине. Так появляется тревога, что если мы постоянно не будем в курсе последних новостей, то легко можем упустить какую-то супер важную для себя информацию, которая может оказать существенное влияние на наши планы и приоритеты.

Впервые о FOMO стали говорить в 2014. Профессор университета MIT Шерри Теркл использовала это термин в своей лекции на TED о том, как на нас влияет постоянное нахождение в соцсетях и непрерывное онлайн-общение.

Перенесем теорию в рабочий контекст.

FOMO ведет к быстрому переключению между задачами, разными каналами информации, неконтролируемому использованию гаджетов и, как следствие, растущей тревожности относительно того, что прям сейчас в мире происходит что-то важное, пока вы здесь пытаетесь вдумчиво поработать 60 минут. Более подробно — в исследовании университета Толедо на эту тему. Глобальный эффект режима FOMO — неудовлетворенность собственной жизнью и карьерой.

Перейдем к JOMO.

JOMO - то, о чем вам не расскажет ваш начальник или HR

Несколько лет назад на одном из наших корпоративных тренингов была тема «искусство говорить нет». Эта часть запомнилась мне одном простым, но мощным тезисом: «Помните, что когда вы говорите нет чему-то одному, вы говорите да чему-то другому». Штука заключается в том, чтобы сказать «нет» чему-то менее важному для вас, и сказать «да» важному. Так вот, это как раз про JOMO.

JOMO — это возможность позволить себе отказаться от чувства вины за сделанный выбор. Ощутить уверенность в принятых решениях. Такой подход поможет справиться с эмоциональным истощением, которое мы получаем от FOMO, снизить риск выгорания и найти контакт с собой.

JOMO в контексте работы — это отказ от постоянной проверки рабочей почты и чатов (только если вы не работаете в тех поддержке или колл центре), отказ от участия в звонках и совещаниях, где ваше присутствие не является критичным, отказ от дополнительных проектов и заданий, которые помешают вам закончить в срок ваши основные.

Да, скорее всего, вы перестанете быть удобным работником, но взамен приобретете нечто большее — контроль над своим временем и приоритетами. Для многих JOMO кажется чем-то недостижимым, по данным LinkedIn, 70% работников отвечают на рабочую почту в отпуске, а про мессенджеры и всякие запрещенные в РФ соц сети и без слов понятно. Привет гаджетозависимости!

Итак, что нужно сделать, чтобы внедрить JOMO в свою профессиональную жизнь.

JOMO - то, о чем вам не расскажет ваш начальник или HR

1. Понять и принять тот факт, что невозможно сказать «да» всему и от чего-то придется все равно отказаться. И это больше, чем нормально, это — необходимо.

Когда вы говорите "нет" чему-то одному, вы говорите "да" чему-то другому.

2. Расставить приоритеты. Чётко сформулировать те цели и безнес задачи, которые являются главными конкретно для вас и влияют на вашу карьеру, развитие и вознаграждение. Принимать решения в пользу своих приоритетов в первую очередь.

3. Научиться говорить нет (даже боссу). Уважительно, эффективно и обосновано. Здесь сильно поможет освоение навыка ассертивности. Вот короткая статья на тему ассертивного поведения.

4. Ну и наконец внедрить посильный диджитал детокс, или для начала периоды беспрерывной работы с выключенными уведомлениями.

JOMO — это полезный навык, который помогает перестать тревожиться в ситуации выбора. Но это не про сиюминутное ощущение радости. Это про осознанность, ответственность и умение ждать.

66
3 комментария

интересная концепция, спасибо за статью :)

Не знал названия концепции, но, как по мне, это очевидные вещи. Интересно было бы почитать действительно ли JOMO настолько крута, что делает тебя эффективным и в личной жизни, и на работе? Мне кажется, эта концепция вряд ли поможет прыгнуть на работе, условно, выше среднего уровня, просто помогает держать баланс, не выгорать, но и звезд не хватаешь

Любая самая очевидная концепция может быть крута, если ей правильно воспользоваться и любая сама классная- неэффективна, если ее не применять. JOMO больше про то, как добиваться результатов не выгорая, а концентрируясь только на важном