«Работает — (не) трогай»: какой QA-специалист ценен на рынке и почему онлайн-курсов не достаточно

Развитый QA-отдел в агентствах становится существенным показателем экспертности команды в целом. Ценность профессии на рынке российской разработки растет, к специалистам предъявляются все более высокие требования, уровень их значимости в команде и зарплата повышаются.

Мы — Mad Brains — решили поделиться, какие задачи закрывают современные QA-инженеры в проектах, какие требования предъявляют к ним работодатели, и почему иногда разработчики испытывают к ним особую «любовь».

Юлия Шумилина, руководитель QA-направления Mad Brains
Юлия Шумилина, руководитель QA-направления Mad Brains

Подготовить статью помог QA-отдел Mad Brains во главе с Юлией Шумилиной.

Как QA помогает разработке и на каких этапах включается в работу

QA-специалист полностью погружается в проект и уточняет все возможные детали. QA следит, чтобы проект отвечал требованиям заказчика. Выявляя несоответствия и дефекты продукта, он предотвращает проблемы, которые могли быть упущены до релиза. Поэтому чем раньше QA подключается к работе над проектом, тем лучше. Если в команду приходит новый человек, то в нашей компании он сначала попадает на проект с наработками и уже готовыми ТЗ и макетами. Работой со сложными проектами занимаются только опытные сотрудники.

Если более конкретно, то QA занимается проведением тестирования ПО, уточняет дополнительную информацию по продукту, пишет тестовые сценарии, предлагает возможные улучшения ПО, готовит отчеты о результатах тестирования для команды разработки.

Необходимые скиллы

С точки зрения хард-скиллов, важно знание Postman, снифферов — Charles/Fiddler, баг-трекинговых систем — Jira, уметь работать с DevTools, не лишним будет знание Android Studio/XCode и опыт работы с базами данных.

При этом в работе QA-специалиста огромную роль играют софт-скиллы. Они позволяют повысить качество проекта в разы. Коммуникабельность, внимание к деталям, ответственность, пунктуальность, организованность, настойчивость, грамотность, вдумчивый подход к выполнению задач, стремление к обучению — это качества, которые не даст ни один онлайн-курс, их нужно вырабатывать.

Можно ли прийти в QA с нуля

Да, при наличии софт-скиллов, необходимых для работы, и освоения требуемых технических компетенций.

Юлия Шумилина
руководитель QA-направления Mad Brains

«Я училась на фармацевта 11 лет и параллельно 10 лет работала в этой сфере. Шесть из них на позиции фармацевта, оставшиеся — заведующей аптек. Когда поняла, что потолок в профессии достигнут, решила сменить сферу. Кроме того, был довольно неудобный график, и работать нужно было даже в праздники. Выбор пал на ИТ.

Параллельно с работой в фармации я прошла интенсив по тестированию в одной компании Ульяновска, была тимлидом в команде студентов курса. Направление меня заинтересовало, решила обучаться дальше. Начала проходить курс GeekBrains, одновременно закрывая текущую деятельность. У нас был реальный проект в рамках обучения: по тестированию и тест-дизайну, а в команде всего 3 человека. Я ушла из фармации, потом успешно получила сертификат курса. Тогда появилась уверенность, что я знаю основы и могу двигаться дальше.

Осенью 2019 один из знакомых в ИТ-сфере порекомендовал мне компанию Mad Brains. Мне назначили встречу, она прошла успешно, и мне предложили работу».

Проблема многих специалистов, приходящих с нуля на позицию QA и ожидающих просто легкий вход в айти, состоит в поверхностном освоении профессии. Они могут выполнять типовые задачи, но не погружаются глубоко в специфику технологических решений. Такой сотрудник в текущих экономических условиях не просто не сможет расти дальше и, например, освоить другое направление, но и, скорее всего, надолго не задержится в команде.

Путь до руководителя направления для Юли был проложен огромным объемом обучения, опытом на разнообразных проектах, развитием лидерских навыков, структурным аналитическим мышлением и глубоким погружением в процессы. Этот подход актуален для всего QA-отдела в компании.

Работа в команде: процессы и отношения

Процессы и отношения важны в равной степени: первые позволяют структурировать работу и сделать ее максимально прозрачной и контролируемой, а хорошие коммуникации повышают уровень экспертизы и препятствуют выгоранию сотрудников. Во многом качество этих составляющих зависит от руководителя.

На практике процессы выглядят так:

— в зависимости от того, на каком этапе находится ПО, QA ознакомляется с имеющимся материалами;

— пишет тестовые сценарии, если они не написаны, и по мере приходящих задач тестирует функциональности;

— по результатам тестирования задача либо закрывается, либо создается баг-репорт и задача возвращается на доработку, после которой ее ждет ретест;

— перед релизом проходит актуализация всех задач и проводится регресс всего ПО.

Важно погружение членов команды во все проекты, чтобы быть на подхвате.

Часть команды QA-направления Mad Brains на летнем корпоративе
Часть команды QA-направления Mad Brains на летнем корпоративе

«С точки зрения комфорта работы самих ребят, отмечу включенность меня как руководителя не только в их работу, но и жизнь в целом. Раз в неделю мы созваниваемся с теми, кто работает удаленно, и встречаемся с теми, кто ходит в офис. Разбираем беспокоящие моменты: рабочие проблемы, как их можно решить; если что-то беспокоит в других сферах жизни, я тоже стараюсь помочь. Мне важен личный подход, хочется, чтобы каждому было комфортно работать».

Вместо заключения — минутка юмора от нашей команды

Профессиональная деформация у QA особенная. Потому что QA зачастую — это не просто профессия, это стиль жизни.

«Работает — (не) трогай»: какой QA-специалист ценен на рынке и почему онлайн-курсов не достаточно

Роль профессии в жизни QA:

— видим баги повсюду;

— сторонники принципа «работает — не трогай»;

— обладаем способностью все ломать (даже не касаясь);

— чувствуем особую любовь разработчиков.

3535
2 комментария

27 лайков, 10% от просмотров, и ни одного комментария - повеселили.
Здесь так не бывает.

1
Ответить

С особой любовью разработчиков согласна на 100%))

1
Ответить