Укрепляем HR-бренд с помощью цифровых решений: опыт РЖД, Сбера, Дикси, VK, Simple Wine и других

Что делать HR, если молодежь не хочет работать на угольной шахте, а редкие IT-специалисты смотрят только в сторону зарубежных компаний? Как быть, если рекрутеры тонут в рутине, а кандидаты страдают от отсутствия обратной связи? Реально ли сделать так, чтобы сотрудники проходили обучение вместо просмотра сериалов? Ответы на эти вопросы уже нашли некоторые компании. А мы собрали их в этой статье.

Маркетинговые инструменты в HR

Сфера HR очень похожа на сферу маркетинга. Задачи идентичные: привлечь, удержать, сделать человека лояльным компании. Разница лишь в целевой аудитории. Поэтому не удивительно, что лучшие практики маркетинга перебираются в сферу управления персоналом.

Так, например, у HR появился аналог «карты клиентского пути» (Customer Journey Map) — «карты пути сотрудника» (EJM — Employee Journey Map). Она отражает весь путь взаимодействия сотрудника с компанией: от просмотра вакансии до момента увольнения.

Цель такой карты — взглянуть на компанию глазами соискателя, найти моменты, где проседает конверсия или портится впечатление о компании и изменить это.

Мы в Tetraform создаем цифровые решения, которые точечно и комплексно улучшают опыт взаимодействия соискателей и сотрудников с компанией (Employee Experience) на всех. Автоматизируем процессы, создаем спецпроекты, разрабатываем платформы для корпоративного обучения. А еще мониторим, что интересного происходит у коллег.

В этой статье собрали необычные и эффективные решения компаний из разных сфер, которые закрывают один или несколько этапов Employee Journey Map:

Этап 1: Привлечение

<i>Почему на иллюстрациях единороги? Мало кто знает, но в англоязычном HR-сегменте единорогами называют не только успешные стартапы, но и сотрудников, которые способны вывести бизнес на совершенно новый уровень</i>
Почему на иллюстрациях единороги? Мало кто знает, но в англоязычном HR-сегменте единорогами называют не только успешные стартапы, но и сотрудников, которые способны вывести бизнес на совершенно новый уровень

Кейс РЖД: нанять 5 000 человек на стройку века за лето

Компания РЖД запустила мега-проект БАМ 2.0. Прокладывают второй путь Байкало-Амурской магистрали. Проект грандиозный и требует огромных человеческих ресурсов: от найма опытных специалистов до привлечения студентов-волонтеров.

Но где же найти эти ресурсы за короткое время?

Что сделали в РЖД:

  • Полностью перестроили процесс найма и использовали нестандартные инструменты;

  • Использовали больше 30 различных каналов найма и коммуникации с соискателями. А специальный бот помог объединить все отклики в единой базе;

  • Выбрали уникальный Tone of Voice и формат контента для каждого сегмента целевой аудитории.

Кому подойдет подобное решение:

  • Компаниям, которым нужно в короткий срок набрать большое количество людей;
  • Компаниям, в которых работают люди разных возрастов.
<i>Изображение: РЖД</i>
Изображение: РЖД

Кейс СУЭК: готовим кадровый резерв с детского сада

Предприятия СУЭК расположены в малонаселенных регионах. И тем важнее для компании успешная кадровая политика: кадровый резерв нужно начинать готовить чуть ли не с детского сада. Но как заинтересовать детей темой угольной промышленности?


Что сделали в Сибирской угольной энергетической компании:

  • Запустили образовательный проект «Академия карбона» и стилизовали его под видеоблог школьника, который вместе с дедушкой записывает ролики про добычу и обработку угля.
  • Постарались заинтересовать детей сюжетами, подходящими для их возраста: крупная и мощная техника, роботы и шахты.

Кому подойдет подобное решение:

  • Промышленным и технологическим компаниям, которые сейчас с трудом привлекают на работу молодежь.
<i>Изображение: СУЭК</i>
Изображение: СУЭК

Кейс Сбера и НИУ ВШЭ: интерактивный Атлас профессий будущего

Некоторые профессии появляются так быстро, что вузы не успевают разрабатывать обучающие программы для них. Поэтому сейчас у компаний и учебных заведений есть важная задача — научиться предсказывать тренды и прогнозировать потребность в новых специалистах заранее.

Что сделали Сбер и НИУ ВШЭ

  • Упаковали информацию о перспективных профессиях будущего в интерактивный атлас;
  • Дополнили атлас возможностью сразу попасть на обучение или стажировку по интересующей профессии.

Этот cпецпроект Tetraform реализовали совместно c Center-Game.

Кому подойдет подобное решение:

  • Компаниям, которые хотят привлечь внимание к отдельным вакансиям или направлениям.
Изображение: Сбер и НИУ ВШЭ
Изображение: Сбер и НИУ ВШЭ

Собираем интересные кейсы цифровых решений в сфере HRTech в телеграм-канале «Хорошие решения для HR». Подписывайтесь, если хотите вдохновляться лучшими практиками компаний из разных отраслей.

Этап 2: Найм

Укрепляем HR-бренд с помощью цифровых решений: опыт РЖД, Сбера, Дикси, VK, Simple Wine и других

Кейс Дикси: прозрачный и дружелюбный рекрутинг

История трансформации кадровых процессов в «Дикси» началась с глобальной проблемы: конкуренты набирают сотрудников быстрее за счет автоматизации процессов, и с этим нужно что-то делать.

До недавнего времени рекрутеры взаимодействовали с кадровыми сервисами и службой безопасности через разные каналы: почту, чаты, Excel-таблицы, звонки. Скорость найма и конверсия были низкими, рекрутеры «утопали» в ручном труде.


Что сделали в Дикси:

  • Выстроили путь кандидата в единую систему: от первого контакта до заключения трудового договора и выхода на работу;

  • Оцифровали процессы, чтобы понимать, на каких этапах возникают проблемы;
  • Провели обучение персонала. Все начали работать и передавать друг другу информацию в едином пространстве. Это увеличило конверсию воронки найма в 2 раза и сделало систему более прозрачной. А кандидаты теперь могут устроиться на работу буквально в день обращения.

Кому подойдет подобное решение:

  • Компаниям, которые хотят повысить конверсию воронки найма;
  • Компаниям, для которых скорость найма может стать конкурентным преимуществом.

Этап 3: Адаптация

Укрепляем HR-бренд с помощью цифровых решений: опыт РЖД, Сбера, Дикси, VK, Simple Wine и других

Кейс Simple: от новичка до профи за 8 недель

Оцифровать можно не только процесс найма, но и процесс адаптации сотрудника в компании. Чтобы новичок не чувствовал себя потерянным и в то же время получал только нужную ему информацию, группа компаний Simple запустила проект SimplePRO.


Что сделали в Simple:

  • Выстроили индивидуальную траекторию развития каждого сотрудника на цифровой платформе;

  • Протестировали такой подход в нескольких подразделениях, собрали обратную связь и «раскатали» ее на всех.

Кому подойдет подобное решение:

  • Компаниям, которые хотят увеличить количество сотрудников, успешно прошедших испытательный срок.

Этап 4: Обучение и развитие

Укрепляем HR-бренд с помощью цифровых решений: опыт РЖД, Сбера, Дикси, VK, Simple Wine и других

Кейс М. Видео—Эльдорадо: обучение в стиле Нетфликс

Может ли корпоративное обучение конкурировать с просмотром сериалов в свободное время? Оказывается, что может, если сделать образовательную платформу удобной и стильной. Так и поступили в компании М.Видео—Эльдорадо. Они решили спроектировать свою Цифровую академию с использованием лучших подходов и практик дизайна.


Что сделали в М. Видео—Эльдорадо:

  • Перенесли обучение из разрозненных каналов в единую среду;
  • Спроектировали эту среду с заботой о людях и с учетом современных трендов;
  • Оформили все материалы в едином стиле.

Позитивная обратная связь от сотрудников не заставила ждать, а вовлеченность в обучение увеличилась значительно. Этот проект Tetraform реализовали совместно c Center-Game.

Кому подойдет такое решение:

  • Компаниям, которые хотят повысить COR (или «доходимость») до конца обучающей программы;
  • Компаниям, которые хотят увеличить вовлеченность сотрудников в корпоративное обучение;
  • Компаниям, которым важна информационная безопасность и хранение служебной информации на собственных серверах.

Этап 5: Удержание

Укрепляем HR-бренд с помощью цифровых решений: опыт РЖД, Сбера, Дикси, VK, Simple Wine и других

Кейс VK: соцсеть для разработчиков соцсети

Создайте для сотрудников удобные условия работы, и они не захотят уходить от вас. Большой путь в этом плане проделала компания VK. Их проект «Гибридный офис “Make Really Good”» получил премию HR-бренд 2021.

Что сделали в VK:

  • Изменили свой офлайн-офис. Теперь там можно поработать в пространстве для индивидуальной работы и прийти в зону своего подразделения, если сотрудник соскучился по общению с коллегами;
  • Сделали внутреннюю соцсеть (интранет). Сотрудник может вести в ней собственную страничку, вступать в клубы по интересам, общаться с коллегами и получать дополнительные знания на внутренней платформе для обучения и развития. А еще у соцсети есть множество вполне прикладных функций: через нее можно заказать документы, технику и даже управлять освещением на рабочем месте;
  • Запустили корпоративный мессенджер Myteam. Это защищенный мессенджер, в котором есть все для командной работы: каналы, чаты, видеозвонки с возможностью демонстрировать экран и даже боты.
  • Запустили персонального цифрового ассистента на базе искусственного интеллекта. Он отвечает на вопросы сотрудников и избавляет HR-менеджеров от рутины. В VK говорят, что скоро он научится оформлять справки и составлять графики отпусков.

IT-гигант сообщает, что 89% команды удовлетворены условиями труда. Текучесть персонала значительно снизилась. И вместе с этим вырос интерес к компании: количество посещений корпоративного сайта с вакансиями выросло на 49%.

Кому подойдет такое решение:

  • Компаниям, которые конкурируют за редких и востребованных специалистов;
  • Компаниям, которым важна информационная безопасность и хранение служебной информации на собственных серверах.
1010
Начать дискуссию