Второй совет будущему предпринимателю

Год назад я писал пост про жизнь предпринимателя (если вы не читали ранее — обязательно сделайте это сейчас, по той статье я до сих пор получаю обратную связь, а текущую читать без ретроспективы предыдущей будет сложно и непонятно).

Какие изменения и трансформации произошли за этот год - ниже по списку согласно тезисам, описанным ранее

Второй совет будущему предпринимателю

Новая профессия

  • Роль продавца уже не так страшна. “Отпустил” неудачи. Слово “нет” со стороны окружающих больше тебя не разрушает. Ну нет так нет. Гораздо важнее сфокусироваться на “да”. А “да” в этом году было намного больше, что, несомненно, мотивирует. А может и не больше, просто “нет” больше не оседают в памяти, как и обиды на них, что было ранее
  • Удалось разгрести бэкофис, что существенно высвободило мозг. Теперь вопросы бухгалтерии и налоговой как-то ушли на третий план, большая часть вопросов либо отдана на аутсорс, либо делегирована, либо перешла в состояние “неважно и несрочно”. По-прежнему вовлечен глубоко в ключевые направления сам (маркетинг, договоры, финансы, развитие), но скорее на стратегическом уровне, нежели операционном
  • Код перестал писать совсем. Последний раз это было в январе. Несмотря на то, что уже казалось, что и не хочется вовсе, вот сейчас пишу и, пожалуй, понимаю, что на самом деле все-таки хочется. Разверну-ка у себя среду разработки уже в ближайшее время как минимум для прототипирования новых вещей. Почему-то хочется фокусироваться больше на UX/UI и быстром Wireframing для отработки процессов и введения метрик для оценки результатов
  • Сместился фокус с продукта на продажи. Если раньше хотелось “пилить фичи”, то теперь хочется “продавать будущее решение проблемы еще до ее реализации в настоящем”, фича же запилится в итоге так или иначе
  • Проблема с долгосрочными результатами и краткосрочной мотивацией все еще не исчезла. Как мне посоветовала одна знакомая, именно по этой причине предприниматели придумывают себе псевдо-хобби типа клеить фигурки или вырезать из дерева: результат есть, его можно пощупать, вот он непосредственно у тебя в руках

Сон

Здесь ничего не наладилось. По-прежнему голова работает 24х7, выключаться так и не научился. Были попытки вводить практики дыхания и йоги, но безуспешно. Все еще усложнилось страшным графиком перелетов в этом году, о чем написано здесь и здесь.

Время

  • Задач не стало меньше, даже больше, но приоритеты существенно изменились. Теперь больше работы уходит на стратегию, нежели на тактическую суету
  • Стал реже встречаться в офлайне, если понимаю, что достаточно созвона по телефону или онлайн. Для многих оказалось это некомфортно, ну и ладно, зато комфортно мне, логистика не съедает драгоценные часы
  • Почту стал читать еще реже - раз в 2 дня, а некоторые ящики и того реже - раз в неделю. Иногда бывают провалы, но в целом, как оказалось, бизнес от этого не страдает вообще, а многие задачи так и вовсе "отпадают" за ненадобностью, хотя в письмах и помечены как "срочно/вчера/итп"
  • Любовниц стало меньше. То ли научился меньше рассеивать внимание, то ли возраст не тот :)
  • В целом стало “легче” дышать. Спасибо команде, которая подхватила приличную часть операционных процессов

Семья

По-прежнему это самое стабильное звено в моей нестабильной жизни. К сожалению, с сыном я чаще вижусь по видеосвязи, нежели удается вживую провести время вместе. Однако, это все тот же фундамент, который очень часто не дает совсем сойти с ума в этой бесконечной гонке внутри колеса предпринимателя. После убийственного дня или недели или месяца ты всегда знаешь, что дома тебя кто-то ждет. Это бесценно.

Друзья

Друзей в жизни стало еще меньше. Почти все коммуникации — по рабочим вопросам. В целом жизнь превратилась в сплошные коммуникации, а твоя эффективность измеряется, вероятно, скоростью их маршрутизации. Могу смело назвать себя информационным брокером.

Партнеры

Разногласий по-прежнему много. Ругаемся. Ссоримся. По-разному смотрим на вещи. Нередко думаю, что следующий бизнес точно буду делать один. Но при всем при этом прикрывают тебя нередко тоже именно они. Так что...

Сотрудники

За 2 года полноценной работы компании стало достаточно четко понятно, на кого можно положиться, а на кого нет. По-прежнему считаю ключевой компетенцией руководителя найм и увольнение. В этом году научился увольнять и не жалеть об этом. Коммуникаций с ключевыми людьми явно недостаточно, но откуда взять ресурсов для инвестиций временем в них пока непонятно.

На текущей стадии развития компании пришел к выводу, что general специалисты гораздо лучше узконаправленных профессионалов, а зрелость сотрудника стал измерять его самостоятельностью, нежели глубокими знаниями в своей области.

Сильно разочаровался в маркетологах за прошедший год. В дизайнерах. Ничего личного, но либо я не научился с ними работать, либо выборка моя нерепрезентативна...

Люди

Перестал удивляться, наоборот, стал восхищаться. Профессия превратились в бесконечные коммуникации, а значит, надо извлекать из этого пользу, пусть даже не сегодня.

Сейчас находимся в акселераторе Сбербанка и 500 Startups (о первых впечатлениях по которому написан отдельный пост), нетворкинг серьезно помогает другим проектам открывать нужные двери. Опять же, сегодня я помогаю, завтра - помогают мне. В этом, вероятно, и состоит суть предпринимательства и бизнеса.

Государство

Уровень бюрократии по-прежнему удивляет. Аутсорсинговая бухгалтерия буквально “закидала” документами / нормами / положениями / приказами за каждый чих, почасовая оплата работы сотрудников в штате - вообще отдельная боль, еще и модная аттестация рабочих мест, обычных офисных сотрудников, это прекрасно.

По-прежнему ожидаю вызова в любой момент в налоговую или прокуратуру (не знаю за что, за что угодно), но как-то уже спокойно, скорее с мыслями, что если захотят - всегда найдут за что штрафовать.

Также в этом году был аудит как резидента ОЭЗ “Иннополис”, что затратило несколько дней моего времени на прошивку / сбор документов. Но что поделать, любишь кататься - люби и саночки возить.

Есть и сдвиги в положительную сторону. Внезапно открыл для себя, что в стране работает огромное количество институтов развития, которые предлагают достаточно много инструментов субсидирования / продвижения / поддержки предпринимательства. Вероятно, сделаю на эту тему отдельную статью, но почему-то про данные инструменты мало кто знает / не умеет ими пользоваться (я в том числе).

В качестве живого хорошего примера работы с госами - в следующем разделе.

Корпораты и чиновники

Общения было больше.

Недопонимание по-прежнему на том же недостижимом уровне: мы из разных миров.

Однако, в этом году ездил в Лондон по приглашению торгпредства для участия в русско-британском бизнес форуме и был невероятно восхищен и удивлен как раз работе наших представителей на местах. Помогли, встретили, организовали, снабдили контактами и интро. Просто космос какой-то, при том, что я - микробизнес, а вокруг было полно крупного. Отдельное спасибо вам, ребята, если читаете этот пост. Вдвойне спасибо, т.к. понимаю в какой ситуации вы там сейчас находитесь с учетом наших отношений с Великобританией.

Деньги

  • Пришло больше понимания про то, что денег на рынке больше, чем хороших проектов. Поэтому надо просто стать хорошим проектом. Быть хорошим проектом — это значит фокусироваться не на процессе, а на результате. Результат измеряется скорее всего в деньгах или четком понимании, как к ним прийти. Путь должен тоже измеряться: временем, которое ты экономишь, или количеством активных пользователей, или чем-то еще. Вообще все надо измерять. И не только смыслами. Даже в разработке той же самой YORSO я стал чаще давать “красный свет” на фичи, если они напрямую не влияют на продажу, или у нас недостаточно данных, чтобы сказать, что тот или иной инструмент не работает
  • Стал легче управляться с финансами. Построить быстро финмодельку, спрогнозировать кассовый разрыв - проще простого. Финансовая грамотность - обязательный скил руководителя
  • С собственными деньгами тоже стало проще. Их как бы нет, но когда нужно, удавалось достать в любой момент необходимую сумму, всегда. Порой сам удивляюсь, как это получается, но семья не голодает, а за текущий год я совершил 80 перелетов и посетил примерно 20 стран, на все это откуда-то нашлись средства
  • Приятно удивился своей рыночной стоимости. Небольшой вброс рынок себя как наемника показал высокий спрос на уровне ЗП в США, но при этом в РФ. Однако, пока свобода принятия решений и геморрой предпринимателя дороже :) В целом пришло понимание, что могу решать практически любую задачу в любой корпорации: технические, финансовые, маркетинговые. Работая по найму, никогда бы не смог достичь такой разносторонности в навыках, стартап же без инвестиций заставляется совмещать очень много ролей. Разве это не прекрасно?

Отдых и работа

Два раза в этом году выбирался на отдых.

Первый отпуск с семьей превратился в сущий ад, т.к. ровно в этот момент я выполнял роль операционного директора нового стартапа. В итоге, с 7 утра до 12 утра я делал работу, с 12 дня до 8 вечера я уделял время семье, но голова при этом всегда была забита работой, т.е. Выключить ее не получалось. С 8 вечера до 2 ночи обратно возвращался к работе. В общем, представьте, как если бы вы жили обычной рабочей неделей, но в нее внезапно надо было бы еще впихнуть и отпуск с семьей.

Второй отпуск оказался проще и действительно удалось “отпустить” практически все, даже телефон ни разу не поднимал. Понравилось. Хочу, чтобы вошло в привычку.

Принципы

Как ни странно, они не изменились. Перечитываю прошлогоднее, все справедливо и сейчас.

3 недели назад встречался с одним из управляющих в РФ фонде. Молодой парень мне сказал “Все, что у нас с тобой не записано на бумаге - не имеет никакой силы”. Еле сдержался не ответить ему, что “А зачем мы тогда здесь с тобой разговариваем, если весь этот разговор не имеет вообще никакой силы?”. Не имейте дело с такими людьми. Никогда. Слово - важнее бумаги.

Книги

В прошлом году я поставил себе задачу прочитать 30 книг за год и успешно с ней справился. В этом году был уверен, что отвлекусь на другое хобби, но нет, книги это просто кладезь. Читайте книги. Любые. Они помогают отвлечься, расширить кругозор, а иногда найти невероятно практичные советы, которые можно примерить и применить в повседневной жизни.

Однако, не стоит думать, что книги сделают из вас предпринимателя. Как и писал ранее - это образ жизни / мыслей. Только через практику. Только через собственные ошибки и потери. Если хватит сил и наглости, конечно, добежать до конца.

Общее мироощущение

Повторюсь, с точки зрения напряжения - “отпустило”. Серьезно. Перестал бояться операционной работы, бумаги, рутины. Надо? Ну, значит надо. Открыть любую дверь - пожалуйста. Поговорить с любым человеком - легко. Улететь на край вселенной в незнакомую страну, чтобы построить там команду - запросто. Мог бы я сделать это раньше? Пожалуй, нет. Не потому, что боялся. А потому, что не было возможности для практики.

Все чаще ощущаю себя HR. В этом году устроил примерно 7-8 человек ТОП уровня в разные корпорации и стартапы. Бесплатно. А ведь можно было и не бесплатно…

Осознал, что очень помогает “выжить” - писать посты. Блог. Фэйсбук. Личный приватный дневник. Не пытаюсь раскручивать и продвигать, все для себя. Это крайне помогает структурировать мысли, еще раз пройти через ощущения, сделать выводы, принять новые решения. В очереди порядка 30 статей на разные темы, но доберусь ли до них - вопрос вдохновения. Пишу сам. Никаких PR агентств или копирайтеров. Когда? По ночам, конечно, не спать же.

В качестве заключения

По традиции здесь совет. В этот раз - второй совет предпринимателю.

И озвучил я бы его так: никогда никому не давайте никаких советов, у каждого свой путь, а если ваша рекомендация не сработает, виноваты останетесь именно вы.

Уверен, это не последний пост на данную тему. Мы меняемся с возрастом, меняемся, находясь в разных социумах, меняемся, занимаясь разной активностью. Через год снова и снова буду пропускать сквозь себя эти мысли и понимать, где я был лучше, а где наивность и доброта были замещены подходами хладнокровного и жадного до денег бизнесмена.

4141
51 комментарий

Работай, Антоша, работай. И Степана в отпуск отправь, насильно. Он по-моему вообще никогда не отдыхает :D

4
Ответить

Надо его уволить, Володь. А потом обратно принять). Но Степа - это один из людей, на которых держится мой бэкофис.

4
Ответить

Антон, если не секрет, что писали в резюме?
Не было проблем как меня? Я вроде бы пока еще разработчик .net:), но вот последнее время в стартапе код мало писал, строил команду разработчиков, хоть самому и пришлось разобраться в ангуляре и писать фронт для бэкофисной системы, занимался выстраиванием внутреннего бизнес-процесса, просыпался и ложился с мыслью о конверсии и воронке, строил (е**л) отделы продаж и маркетинга. И сейчас если вдруг бизнес закроется, я попаду на рынок труда, и реально не буду знать по каким ключевикам гуглить. Для какого-нибудь тимлида или cto вполне возможно я уже какие-то знания упустил. А для каких-то product позиций тоже вполне возможно опыт нерелевантен:)

3
Ответить

"Добро пожаловать в клуб")
Без проблем найдешь себя. Хочешь в cto, хочешь в продукте.
Просто иногда на этом может потребоваться время.
Не смотря на то, что T-shaped люди с энергией, целями и прагматичным подходом нужны много где (т.к. это движущая сила) и многие таких людей ищут - но лишь на словах. На деле будет много историй вроде "вы работали с rabbitmq? Мы ищем с kaffka! Вы использовали Google Analytics? Нам нужен человек с опытом в Метрике". Важно помнить в чём на самом деле твоя "супер-сила" и "ценность" и "продавать")

2
Ответить

Ник, это вопрос не в бровь, а в глаз :) Честно говоря, резюме впервые написал 3 недели назад по запросу японской компании, но все остальное - живые контакты, т.е. люди сами просят заткнуть им позиции в их проектах (СОО/СЕО/Продуктовик/СТО). Таким образом сейчас это уже не про стандартный путь "Вакансия-Резюме", а про широкий нетворкинг. Поэтому если вернуться к практическим рекомендациям, то:
1. Не сдавайтесь, не закрывайте бизнес :)
2. Если все-таки кончатся силы, то ищите хедхантера. General ребята нужны сейчас очень многим корпоративным стартапам и не только. Повторюсь, на ранней стадии проекта горящие глаза и небоязнь операционки + умение работать с людьми гораздо важнее, чем супер-пупер знание .NET CORE 2.0 :)

2
Ответить

Приятно удивился своей рыночной стоимости.Если есть время, попробуйте получить официально место. Думаю, вы тогда ещё и охренеете, когда узнаете, что это вот не совсем так. :)

3 недели назад встречался с одним из управляющих в РФ фонде. Молодой парень мне сказал “Все, что у нас с тобой не записано на бумаге - не имеет никакой силы”. Еле сдержался не ответить ему, что “А зачем мы тогда здесь с тобой разговариваем, если весь этот разговор не имеет вообще никакой силы?”. Не имейте дело с такими людьми. Никогда. Слово - важнее бумаги.Для этого вы и сидите, чтобы иметь договорные отношения, закреплённые на бумаге. Без этого вы обречены на провал, если люди будут нечестны.

С удовольствием прочитал первую часть. Сложилось впечатление, что человек ищет чудо. Читает какую-то бизнес-литературу, которая в своём большинстве похожа на Кийосаки с пылесосом Кирби, так как нет универсального пути на рынке. Всюду есть нюансы, кардинально меняющие полюс почерпнутого совета. Даже одинаковый опыт двух людей будет разным.

Позволю только единственный совет вам: не сгорите. Работа - далеко не самая главная ценность в жизни.

3
Ответить

Спасибо за интересные мысли и за отзыв. А также про «не сгореть», боюсь этого сам больше всего, но пока что энергии хватает...

Пару комментариев :

1. Собрал ряд официальных офферов в ноябре, так что подтвердил, все ок.
2. Насчёт договорной части у меня пока другой опыт: мы отвечаем за свои слова в первую очередь, а бумага - это защита от того, что кто-то за них не отвечает. Но не наоборот. И мой опыт общения с успешными предпринимателями (с теми, кого я считаю успешными) - подтверждает эти слова: рукопожатие и произнесённые вслух лучше любой бумаги, потому что страшен не суд потом, а «слава» о тебе по рынку

1
Ответить