Асинхронная работа в команде — реальность или фантастика

Как асинхронные команды работают и выживают?

Асинхронная работа в команде — реальность или фантастика

Году в 2018 ещё задолго до ковида и до того, как это стало мейнстримом, мы в своей глобальной HR команде завели разговор о гибридном формате работы, вернее о том, чтобы позволить разработчикам работать 1 день в неделю из дома.

Почему бы не ввести такое правило для всех команд во всех странах? — спрашивала я. Ведь ясно как белый день, что это будет крутым бонусом и повысит уровень удовлетворённости сотрудников (напомню, тогда работа из дома ещё не была популярным явлением). В ответ слышала только, что мы как организация не готовы, команды не настолько самостоятельные и вообще выпустить людей из поля зрения — большой риск. Подчеркну, что мы — международная ИТ компания, в которой по меньшей мере 95 % сотрудников уровня специалист или руководитель, массовых позиций, на которых работают неопытные сотрудники практически нет.

Тогда моя инициатива не зашла начальству, но буквально через год жизнь сама заставила всех оперативно переориентироваться на новый формат работы, и (о чудо!) работники оказались не такими уж неблагонадёжными и вполне себе самостоятельными, смогли работать полностью удалённо из дома, да ещё как эффективно.

Ковид закончился, и многие компании приняли как данность, что вернуться к офисной работе полностью не получится. Сотрудники просто больше на такое не подпишутся, ибо все стали ценить своё время, баланс между работой и личной жизнью, ментальное благополучие, да и вообще удаленка стала новым маст хэвом в любой компании претендующей на звание классного работодателя. Скрепя сердце, hr и менеджеры стали завлекать людей обратно в офис, хотя бы на пару дней в неделю.

Наиболее смелые пошли гораздо дальше — ввели не только полную удаленку да ещё и асинхронную работу (страшный сон для любого микроменеджера).

Давайте разберёмся, что такое асинхронное взаимодействие и каковы его основные принципы.

Самое главное — асинхронная работа предполагает, что члены команды не находятся онлайн (в доступе) в одно и то же время и не ожидают мгновенного ответа на свои запросы.

Основные способы асинхронного взаимодействия:

- эмейлы

- Приложения для управления проектами

Как видите, видео звонки, личные встречи и мессенджеры не в приоритете.

Почему компании выбирают асинхронную работу:

1. Эффективность работы. Исследование Yahoo Labs от 2015 года говорит о том, что среднее время ответа на эмейл составляет 2 минуты. По сути, эмейлы являются как раз средством асинхронной коммуникации, в отличие от чатов или звонков. Большинство людей предпочитают немедленно отвечать на письма не накапливая их в почте и думая, что ответ ожидается незамедлительно. А в Adobe выяснили, что в среднем люди тратят 6 часов своего рабочего дня на проверку почты, то есть большая часть уходит не на активную работу над стратегическими заданиями, а на запросы и предоставление какой-то информации.

2. Повышение концентрации. Человеку требуется в среднем 23 минуты, чтобы переключиться между заданиями. Когда тебе постоянно валятся письма или пищат корпоративные чаты, в которые ты подглядываешь по крайней мере одним глазом, очень сложно сконцентрироваться.

3. Меньше стресса. Работая удалённо, сотрудники чувствуют, что должны быть постоянно на связи (про е-презентизм можно прочитать здесь), чтобы ни у кого не возникло ощущения, что они отлынивают от рабочих дел.

Асинхронная коммуникация — это, прежде всего, вопрос доверия к сотрудникам. Ещё большего доверия, чем просто удалённая работа.

4. Сокращение количества бесконечных «токсичных» совещаний. Для многих сотрудников основным пожирателем времени являются бесконечные созвоны/встречи в течение дня, в которых задействовано большое количество людей, часто отсутствует чёткая адженда, что все вместе не позволяет эффективным образом организовать свой график. Я и сама долгое время работала в режиме 8-9 часов в день непрерывных звонков, позволить себе роскошь заняться наконец своими задачами удавалось только после рабочего дня. Больше я так работать не буду и никому не посоветую.

Звучит супер амбициозно применительно к бизнес реальности, в которой работает большинство из нас, не так ли?

Что же лучше- синхронная или асинхронная работа в команде? Истина как всегда где-то посередине. Адепты удалённой работы предлагают соотношение 70 к 30, где:

70 % - асинхроннная работа с использованием приложений для управления проектами

30 % - личное взаимодействие, то есть синхронная работа.

Асинхронная работа в команде — реальность или фантастика

Когда точно стоит придерживаться синхронной работы:

1. Нештатные ситуации. Когда случилось что-то из ряда вон выходящее и проблему нужно срочно коллективно решать

2. Регулярные встречи/созвоны менеджера со своими подчинёнными (1-1)

3. Короткие командные апдейты

4. Любые активности на командообразование.

Асинхронная работа предполагает высокий уровень доверия членов команды друг другу, ведь у всех есть чёткие задачи и дедлайны, поэтому выстраивание и укрепление межличностных отношений становится как никогда важно. Даже работая в разных локациях с разным графиком команда должна регулярно общаться лично, желательно не только на рабочие темы.

Естественно, введение такого формата работы требует тщательной подготовки и отлаживания многих процессов в командной работе, по меньшей мере документирования процессов и инструкций, порядка распределения задач и дедлайнов, определения коммуникации в случаях, когда срочно требуется помощь коллег и т. д.

А что Россия?

Любые смелые и прогрессивные идеи разбиваются о суровую реальность российского менеджмента. Опросив несколько руководителей (от стартапов до больших корпораций), выяснилось, что 100 % из них предпочитают видеть свою команду в офисе, чтобы лучше контролировать их работу, быстрее коммуницировать и эффективнее ставить задачи. В числе других причин были названы: офисная атмосфера благотворно влияет на рабочее настроение, располагает к более доверительному взаимодействию, работа из дома расслабляет и т. д. По моему мнению за всем вышеназванным кроется лишь низкий уровень доверия к своим сотрудникам, неумение чётко расставлять приоритеты, отслеживать выполнение задач и давать конструктивную обратную связь (бесспорно - делать это работаю удаленно и асинхронно становится в 10 раз сложнее).

Периодически я общаюсь с разными компаниями в качестве соискателя и могу отметить, все те компании, ищут HR директоров (мой кейс) сейчас рассматривают исключительно офисный формат работы (отмечу, что это российские компании — других сейчас просто нет - со штатом от 1000 человек).

Если ваша компания работает полностью на удаленке или, к моему огромному удивлению, ещё и асинхронно, поделитесь, пожалуйста, как это реализовано у вас. Российскому бизнесу нужны такие прецеденты.

1313 показов
251251 открытие
Начать дискуссию