Привет, я Лера, ранее Главпорядка, а ныне Chief Happiness Officer в «Гудитворкс».Мы — небольшая команда, занимаемся IT-разработкой и консультированием: работали с Медиазоной, помогали врачам и разрабатывали мобильные приложения.Прошлой зимой организовали ревью и чекины сотрудников — процесс, помогающий каждому понять своё направление развития и определить личные цели, получить обратную связь от компании и коллег и высказаться самому.На ревью заметили, что люди плохо понимают, что происходит на уровне не отдельного человека, команды или проекта, а компании в целом. Решили, что понимание общего вектора будет полезно и сделали для этого отдельный регулярный процесс — ретроспективу компании.Иллюстрация: DALL·EЗачем?Основные цели — отслеживать, сколько полезного мы сделали за период; что из этого делали правильно, а что — нет; быть в курсе общих настроений и отношений внутри команды и отслеживать динамику; замечать проблемы на этапе появления и своевременно их решать.Как готовимсяПроводим ретроспективу раз в 3 месяца, процесс подготовки выглядит так: 1. Собираем результаты работы всей командыДелаем это, чтобы не закопаться в рутине и иметь возможность со стороны взглянуть на проделанный объём работы и важные изменения.За 2-3 недели до проведения ретро вспоминаем и записываем, что классного произошло за отчётный период, разбавляя ссылками и скриншотами для наглядности.Делим собранные результаты на блоки:Проекты — клиентские и внутренние,Нововведения, которые что-то изменили в нашей рутине.2. Запрашиваем фидбек от командыДелаем это через анонимные опросники, которые помогают лучше понять текущую ситуацию: удовлетворённость сотрудников качеством проектов, рабочим ритмом и поддержкой коллектива. Узнаём, что мотивирует работать лучше и больше, что хочется изменить в плане общения и процессов.Высылаем опросники за 2 недели до ретро, после обрабатываем результаты. Все вопросы поделены на условные блоки, обычно мы интерпретируем общие результаты по каждому блоку — но в некоторых случаях обращаем внимание и на отдельные вопросы — и отмечаем важное: перекосы во мнениях и динамику по сравнению с предыдущим периодом.К примеру, несколько сотрудников высказывались о том, что им неясно, куда мы движемся, как команда. После того, как мы стали проводить ретроспективу компании, уровень прозрачности вырос. Его мы измеряем с помощью вопросов:Мне ясны цели, которые компания ставит перед собой,Я в курсе всего, что происходит в нашей компании.3. Готовим финансовый отчётТеперь мы открыто делимся всем, кроме конкретных зарплат — обсуждаем состояние дел компании, к какой точке роста стремимся, каким может быть вклад каждого.4. Просим команду записать всё, что хочется обсудитьЭто даёт возможность порефлексировать и вспомнить изменения за пройденный период, поделиться радостями-печалями, проблемами и инсайтами.Анонсируем заполнение за неделю и продолжаем вплоть до дня проведения ретро, но при желании каждый может записывать свои мысли на протяжении всего трёхмесячного периода.Делаем это в формате отдельных карточек. Наша текущая схема заполнения такова, но периодически меняем формат, чтобы он не приедался:Keep — отлично работает, полезно, давайте продолжать в том же духеAdd — нужно добавить что-то новое, сейчас этого нет и его явно не хватаетImprove — хорошая практика/процесс, но требует улучшенийDrop — это не работает, вредно или бесполезно, нужно прекратитьHuh? — не понимаю, путаюсь, как быть?Just sayin’ — всё, чем хочется поделитьсяВыглядит это так:Как проводимНачинаем командный созвон с демонстрации списка сделанногоВспоминаем интересные детали, делимся мнениями, выносим важное, радуемся и празднуем удачи. :)Обсуждаем результаты опросниковВысказываем предположения, что именно могло повлиять на изменение результатов, генерируем идеи, как можно улучшить или закрепить результат.Даём время каждому подробно рассказать всё записанное в карточкахНа этом этапе можно задавать уточняющие вопросы, но нельзя комментировать или что-то советовать — для этого выделяем время после голосования, а голосуем мы за наиболее актуальные проблемы, тревоги и идеи.Обсуждаем 5-6 карточек, набравших максимум голосовРезультатом всего процессе являются экшены — действия, которые мы решаем предпринять, чтобы прийти в желаемую точку. На каждый экшен назначаем ответственного, а результаты разбираем на следующем wide-ретро.Что в итогеБлагодаря ретроспективе мы:Добились ясности — теперь все процессы и цели прозрачны,Взяли за привычку проводить регулярные ревью процессов: что можно улучшить, сделать иначе, а что вовсе прекратить,Обсуждаем финансовое состояние компании открыто: какой запас средств есть и на сколько его хватит, сколько мы заработали в этом квартале и по сравнению с предыдущим, сколько потратили на оплату технических сервисов и сколько — на joy-пакет*,Отслеживаем настроения каждого, а ещё узнаём друг друга чуть лучше — мысли, радости, идеи, переживания, важные мелочи.* — О joy-пакете написала моя коллега ЛюсяШаблоныДумаю, наш опыт может быть полезен другим небольшим командам.Ниже оставляю ссылки на опросники-гуглоформы и шаблон в Notion на случай, если вы захотите ввести процесс ретроспективы в своей команде. Если захотите скопировать формы целиком, напишите об этом в комментариях.Опросник для wide-ретро,Notion-шаблон.А может, у вас уже есть подобная практика? Расскажите, как вы добиваетесь прозрачности между компанией и сотрудниками.
Спасибо за статью, чуть в топ подниму комментарием и плюсиком, а то одна желтизна в топе в VC.
Спасибо, Дмитрий :)
Добрый день, спасибо за статью. Некорректная ссылка на notion, проверьте плиз
Поправила, благодарю, что сообщили
Если время позволяет, то почему бы и не вести подобный анализ?