Как коммуницировать с командой во время стресса

Меня зовут Александра Клименко. Пару лет назад я работала продактом, теперь я фулл-тайм занимаюсь своим проектом skillslab.center, где мы учим осознанным коммуникациям для жизни и бизнеса. В канале @normalno_delaj я разбираю кейсы роста команд и продуктов, а также важные нюансы коммуникации для успешной работы продуктовой команды.

Сейчас коммуникаций внутри команды у нас даже больше, чем обычно а уровень стресса — сильно выше. Часто мы принимаем решения или говорим что-то, о чем позднее можем пожалеть. Чтобы разобраться, как руководителю общаться с командой в сложных ситуациях, Аня Подображных (автор канала @product_weekdays и моя давняя подруга) взяла у меня интервью.

Как коммуницировать с командой во время стресса

О чем поговорили:

  • как влияет всё происходящее на коммуникации в команде — остались ли еще руководители, которые считают, что «эмоции можно оставить вне работы», и как живется им и их командам
  • как действовать в ситуации конфликта из-за эмоций — что будет, если давить на сотрудника, который не сдержался из-за стресса, и как через такой конфликт улучшить отношения
  • что делать, если перед вами манипуляция — как отличить это от эмоционального конфликта, к чему приведет игнорирование манипуляции

О каких конфликтах мы говорили? Вот вам пара примеров:

Представим, что в вашей команде разработки отношения отличные, пусть в последнее время все под большим стрессом. Вы пришли к разработчику с вопросом, можно ли «доложить» в спринт небольшую, на 2-3 часа задачку. И в ответ слышите:

И с каких пор ты стал синиор-разработчиком, который может за меня определить, сколько задача времени займет?

Возможно, ваше желание — сказать сотруднику, что он сейчас некорректно выражается, или игнорировать взрыв возмущения и пробовать спокойно договориться, объяснить важность задачи, а может, даже взять вину на себя, ведь и правда не стоило лезть с оценкой — вот тут я объясняю, почему это не лучшие варианты.

Или такая ситуация: весь квартал вы с командой ОЧЕНЬ усердно работали, единственные из всего отдела закрыли квартальные цели. У вас сменился руководитель и первое, что вам говорит новый при знакомстве:

Какие-то неамбициозные у тебя были цели...

Что будет, если просто не обращать внимания и «сделать выводы» о личности нового руководителя, или согласовать более амбициозные цели? Возможно, стоит указать, что эти цели были согласованы с прошлым руководителем? О том, куда ведут эти и другие варианты, мы говорим в эфире.

Аня Подображных и Саша Клименко — про коммуникацию с командой в сложные времена.

Мы с Аней будем рады комментариями и вопросам к эфиру в канале Ани или в моем, приходите.

Также прямо сейчас я веду набор на курс «Осознанные коммуникации для руководителей в ИТ», где мы разбираем в том числе и такие ситуации. Если коммуникации для вас — точка роста, если вам важно сохранить эффективность команды в кризис, но сделать это без манипуляций — встретимся на занятиях :)

88
12 комментариев

Максимально однозначно, громко, опционально матом.
Вывод сделан на опыте работы в прошлом моем коллективе

1
Ответить

иногда можно так разговаривать и не во время стресса ))

2
Ответить

Виктор, это на какой кейс? или на оба?))

Ответить

Это мой субъективный опыт(((

Ответить

Такие кейсы жуткие описаны, что напрашивается тема коммуникации в среде психопатов и моральных уродов. Неужели человеческие отношения редки в ИТ? Я думал это злые языки только шутят так про разработчиков.

Ответить

Эх. Очень хочется думать, что где-то там есть «нормальные» коммуникации. К сожалению, люди везде не идеальны, просто где-то это больше заметно, где-то меньше.
Я бы не сказала, что это делает людей обязательно психопатами и тем более уродами. В стрессовой обстановке могут проявляться в людях те качества, которые им самим не обязательно нравятся — просто потому, что такой ответ в них сформировала окружающая среда, или они не понимают, какие последствия есть у такого поведения долгосрочно.

Ответить

А чем плохи манипуляции, если их грамотно использовать?

Ответить