Основные навыки продуктового аналитика

Всем привет! Меня зовут Лёша, я руководитель одной из команд аналитики в «Авито». Этот пост будет дублированием моего же поста из своего телеграм канала, где я пишу про свой карьерный путь, свои мысли, а также, в последнее время, про адаптацию в Израиле, куда я переехал с семьей.

Данная статья отражает моё личное мнение и основывается на:

  • 4+ годах работы аналитиком
  • моём опыте роста с junior до team lead за это время
  • нескольких десятках тех. интервью, которые я провёл
  • десятке интервью, которые я уже проходил сам, в т.ч. в зарубежных компаниях
  • личном опыте найма людей непосредственно себе в команду

Возможно для кого-то не будет откровений или чего-то нового, но я постараюсь описать свой опыт и расставить акценты. Итак, начнём.

1. Математическая база / основы теории вероятности и мат. статистики

Любому, кто работал или смотрит в сторону продуктовой аналитики понятно почему это - ключевой навык / знание. В Авито мы очень требовательно относимся к мат базе кандидатов, даже на менеджерские позиции. Наши ожидания от человека, претендующего на позицию аналитика, это глубокое понимание основ, на которых он будет строить свои рекомендации бизнесу. Это же поможет аналитику простым языком объяснить заказчику какие выводы мы можем сделать из данных, а какие будут лишь догадками / случайностью. Для менеджеров аналитики это важно, чтобы правильно растить своих аналитиков и суметь помочь им разобраться в нюансах.

Интересно, что при собесах в международные компании (не Google, Facebook, но с оценкой ≥ $100 млн), я не решал задачки на тервер или мат стат руками, но вопросы а-ля парадокс Симпсона и теорию АБ-тестов (к этому еще отдельно вернемся) меня спрашивали.

2. Soft skills

Обычно работа аналитика сопряжена с большим количеством коммуникаций. Где-то тебе нужно глубже расспросить заказчика про проблему, чтобы понять что ему нужно, презентовать команде результаты исследования, а где-то объяснить разработчикам, как и какие данные необходимо собирать, чтобы потом на этом строить аналитику. И то, и то порой бывает очень непросто и требует умения задавать правильные вопросы, выжимать суть из проделанной работы, структурировать поток информации и приводить сильные аргументы.

Более того, в большинстве случаев рост аналитика до уровня middle+ достигается именно за счет сильных софтовых навыков. Такой аналитик берёт больше ответственности и инициативы на себя, способен приносить идеи и задачи команде, самостоятельно лидировать проекты с business value.

В Авито мы проверяем этот навык у кандидата при решении бизнес-кейсов, смотрим как он думает и структурирует свои гипотезы. Для senior+ есть даже отдельная секция на это. В зарубежных компаниях, помимо кейса, меня иногда просили презентовать свой проект с предыдущего места работы.

3. Hard skills

Сюда я отношу sql, python, R, tableau, power bi и прочие инструменты, которые обычно указывают в описании вакансии. Наверняка некоторые из вас удивятся, почему я поставил их на последнее место. Я думаю, что есть особые вакансии, команды, где эти навыки играют решающую роль с добавлением всяких алгоритмов и ml-навыков. Но это частные случаи. Во всех остальных я бы сказал, что этому можно научиться в процессе. Разные синтаксисы sql под разные базы данных, отдельные библиотеки питона, - всё это можно человеку объяснить, он может нагуглить и научиться.

Это для нас не критерий отказа кандидату, мы редко просим что-то написать прямо на собесе, мы больше расспрашиваем про его опыт. Сразу видно, когда аналитик знает, о чем говорит. Но само собой степень развитости «хардов» очень сильно влияет на грейд, который вы получите на входе.

В зарубежных компаниях я несколько раз сталкивался с sql-заданием. Оба раза там был какой-то запрос и бизнес-задача, требовалось дать комментарии в чем ошибки, как его переписать. В одном кейсе потребовалось написать оконную функцию.

Bonus track. Теория АБ-тестов

АБ-тесты за последнее время стали синонимом работы аналитика. Новички-кандидаты на входе говорят, что хотят проводить как можно больше тестов, а аналитики-кандидаты из смежных направлений (бизнес, системные) обязательно смотрят видеокурсы про теорию АБ перед собеседованием. Не скрою, для нас это тоже важно, но мы больше фокусируемся именно на понимании теории.

Практический опыт важен, но не препятствие к найму, порой даже выше уровня junior (опять таки есть частные случаи команд, где много очень нетривиальных АБ).

Вот как раз в зарубежных компаниях проверка математики у меня сводилась к дизайну АБ-теста, рассчету необходимого трафика, подбору правильной метрики. В целом, отличный способ в бизнес-кейсе проверить сразу бизнес-сенс и АБ-тесты.

Развивая органично каждый из этих навыков, вы точно сможете стать успешным аналитиком как в российской, так и зарубежной компании.

А если вы всё это умеете и даже больше, то приходите к нам работать! Вакансии есть и у меня в команде😉

С удовольствием готов подискутировать с желающими на тему навыков, процессов и развития аналитики в компаниях у себя в телеге.

33
Начать дискуссию