Как правильно сравнивать оплату в офисе и почасовую на удалёнке

Задача кратко: оценить, на оплату какого количества часов сотруднику реально рассчитывать, если рабочее время он будет проводить так же, как сейчас.

Задача подробнее:

  • компания платит отдельной категории удалённых сотрудников N рублей в «чистый» час, потраченный именно на работу;
  • сейчас сотрудник этой категории получает примерно те же самые деньги на офисной работе за «грязное» рабочее время, которое необязательно может быть потрачено именно на неё;
  • сотрудник понимает, что с учётом пересчёта «грязного» в «чистое» получит меньше, чем сейчас, но при этом сэкономит время и деньги на дорогу до офиса и обратно.

Решение

1. Считаем количество рабочих часов в офисе

Воображение рисует 168-176 часов в рабочий месяц, но нужно учитывать в том числе и полурабочий январь. Производственный календарь на 2019 год, если не учитывать сокращённые рабочие дни, даёт 1976 рабочих часов, что при усреднении даст 164,7 часа в «усреднённый в вакууме месяц».

Именно на эту цифру нужно делить стабильную ежемесячную зарплату в России, чтобы узнать среднюю стоимость своего часа в 2019 году, именно она в задаче будет считаться за базовую при сравнении удалёнки с «обычным офисом».

2. Люди — не роботы, им свойственны отпуска, отгулы и больничные

Для честного сопоставления с «обычной офисной» зарплатой нужно учитывать, что та даёт один месяц оплачиваемого отпуска в год. Больничные и отгулы правильнее всего считать по прошлому опыту, для усреднения — предлагаю взять две рабочие недели.

C учётом, что при почасовой оплате месяца не равны между собой, всё равно придётся брать что-то среднее, так от годовой суммы рабочих часов по календарю возьмем 10,5/12. Итого это составит 144 часа в «усреднённый в вакууме месяц».

3. Пересчитываем «грязное» время в «чистое»

Известна оценка, что из восьми рабочих часов реально полезной работой человек может заниматься только часов шесть.

Мой опыт это подтверждает: с учётом неизбежных пауз на туалет, питья воды, отвлечения можно «выжать» из восьми часов семь. Но это лично у меня получалось только при большом накопленном массиве задач с понятными приоритетами (когда не надо отвлекаться на вопросы «Что надо делать?», «В каком порядке?»).

Наверняка реально выжать и больше, но позитивно ли это отразится на качестве и работоспособности? Если делать пятиминутные паузы каждые час или полчаса (смотрите Pomodoro), то это положительно скажется на итоговой работоспособности и результативности. Но поддерживает ли такой подход система оплаты? Нет, она скорее поддерживает «количество в ущерб качеству».

Возражение, которое можно практически сразу предположить: «Постойте, но ведь удалённая работа не предполагает расходов времени и денег на транспорт! И именно этими расходами можно компенсировать то, что "грязное" время заменено на "чистое"».

Так-то оно так, да не совсем.

Самообразование — нормальный процесс развивающегося человека, и процесс решения многих задач связан с поиском этих самых решений, люди также тратят время на повышение собственной производительности за счёт применения более современных практик и приёмов, которые нужно изучать.

С учётом, что оплата по часам не будет давать возможность делать это в рабочее время — наиболее рационально, на мой взгляд, пустить высвободившееся от транспорта время именно на это. Многие и сейчас именно так поступают, стараясь не тратить время в дороге зря, а изучать что-то полезное, заниматься собственным развитием.

Уменьшение расходов на транспорт — да, с этим не поспоришь, для корректировки на эту цифру никакая статья не нужна. У каждого расходы на транспорт свои, каждый вычтет свою сумму.

Но главная итоговая мысль этого раздела в том, что пускать освободившееся время на «гонку за часами» будет недальновидно. В этой погоне после краткосрочной выгоды будет ждать долгосрочный спад, если не вкладываться в развитие и повышение квалификации.

Итого: для честного сопоставления нужно взять 75% от «грязного» времени, выделяемого на работу, чтобы получить «чистое» время, на закрытие которого можно рассчитывать при почасовой удалённой оплате.

Если вы уже сейчас тратите на самообразование только свободное от работы и дороги время, тогда вы, наверное, из тех уникумов, которые действительно могут потратить высвободившееся время полностью на работу. Но таких меньшинство, если не единицы.

Так наши 144 часа в месяц превращаются в 108.

4. Налоги

Можно, конечно, попытаться работать нелегально, но чаще всего при постоянной работе с размерами выплат более 100 тысяч рублей в месяц сам работодатель не захочет проблем с нелегальными перечислениями.

Поэтому самый стабильный вариант для рассмотрения в России — это 6% от доходов для ИП на УСН. Конечно, это выгоднее, чем 13% от «грязной» зарплаты, вычет которых превращает её в «чистую», но люди привыкли оперировать именно чистой зарплатой, поэтому корректным сравнением я считаю именно с «обычной офисной» цифрой «на руки».

Есть ещё прекрасная патентная система, которая при таких цифрах дохода ещё более выгодна — но не всем и не везде её можно применять, в отличие от УСН.

С ужесточением ситуации в банковской сфере и выпуском Центробанком инструкции, рекомендующей банкам поднимать проценты за переводы индивидуальными предпринимателями средств физлицам (в том числе самому себе), эти 6% превращаются в 6,5%, 7%, даже в 9%, 12% (видел и такие цифры). Но для сумм до 150 тысяч рублей в месяц вполне реально найти условия без дополнительного расхода на банковскую комиссию.

Есть ещё 1% от доходов более 300 тысяч рублей за год — но он так же, как и платежи в фонды, вычитается из шестипроцентного налога, поэтому реальную сумму расходов «на поддержание легальности» это не увеличивает.

Итого: если универсальный «налог на легальность бизнеса» взять в размере 6%, то полученные на предыдущем шаге 108 часов превращаются в 101,5 час.

Что получилось в итоге

«Грязные офисные» 164,7 часа превратились в «чистые удалённые» 101,5, то есть потеря составила 38,3%.

Если считать наоборот (а именно такой подсчёт будет более актуален для тех, кто рассматривает переход из офиса на почасовой фриланс), то почасовой заработок должен превышать текущий офисный на 62%, чтобы фриланс стал более выгодным, чем офис, без учёта расходов на транспорт.

1111
36 комментариев

Платить всегда нужно за результат. Умение чётко планировать, в том числе и за других людей (понимать их опыт, знания и текущее положение дел) - это мастерство, приходящее с годами.

В целом, дистанционная работа у меня сейчас уже 50 на 50.

5

Соглашусь, что оплата за результат - в интересах обеих сторон, потому что почасовка работает на количество в ущерб качеству.
Но тут возникает вопрос: как работодателю при этом заинтересовать потенциального удаленного сотрудника уровнем заработка, если он является предметом обсуждения для каждой конкретной задачи?
В случае почасовки по крайней мере понятно, на что ориентироваться в среднесрочной перспективе (даже если реально зачтут меньше часов, чем планировал).
Если работник - старый, и просто переводится на другую схему - это одно, а если - новый и незнакомый?

Ну и опять же тот момент с мастерским планированием, который Вы отметили.
Недооценка сроков приводит к аккуратности и закладыванию резервов, которое при достаточности резервов выливается в переоценку.
Мало кто готов потом признаваться в переоценке (и снижать оговоренную сумму). Что в результате так же приводит к работе закона Паркинсона: работа заполняет всё отведенное ей время, как у офисного работника.

Или что-то в моих рассуждениях не так?

Амортизацию за эксплуатацию своего ПК в 4% в мес. от его стоимости не заложили

1

Думаю, если посчитать, сколько времени человек в офисе "чисто" работает в день в среднем, получится в лучшем случае часа 4, а то и меньше. Так что финальный коэффициент должен быть ещё выше, а тут дана скорее самая консервативная оценка.

10

А если посчитать ещё, сколько человек на удалёнке тратит часов сверх тарифицируемых на то, чтобы найти и забрифовать заказчика, сразу станет понятно, что фрилансеры — святые люди.

8

Да, если в нормальном режиме работать получается часов 5 максимум.

2

Комментарий недоступен

16