{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как фрилансеру получать хорошие отзывы

О том, как получать положительные отзывы и регулировать отрицательные. Ник Степук, автор Полки Фрилансера

Если отвлечься от снобизма, то мы опираемся на мнение других, как ни старайся. Я не иду в кино на фильм слабее семерки на кинопоиске, не заказываю доставку помидорок, рядом с которыми три звездочки из пяти. Прежде чем купить мультиварку, я смотрю обозор на нее, и это нормально.

Так же нормально нанимать фрилансера по отзывам от предыдущих клиентов. Хоть тысячу раз делай красиво и качественно, но если ты задница, и об этом все знают, вряд ли кто-то захочет с тобой работать (если ты только не доктор Хаус, конечно).

Из всех валют фрилансера, именно отзывы дают больше всего веса. Благодаря ним растет ваш ценник. Отзывы отражают опыт. Особенно это заметно в Штатах, там чем ты старше, тем круче. Возраст и база клиентов является показателями успеха. Молодые могут делать круче и современнее, но остаются молодыми.

Об отзывах для фрилансера мы сегодня поговорим. Много поговорим.

Отзыв надо сначала еще взять

Повезло тем, кто работает на апворке: там площадка сама стимулирует написать впечатления об исполнителе при закрытии контракта. В остальных случаях их приходится выпрашивать.

Вы сами их неохотно оставляете, признайтесь. С клиентом так же: проект был длинным, сделали много работы, теперь боятся вспоминать. Придется просить.

Как просить так, чтобы не соскакивали?

Все круто, спасибо, напишу чуть позже

Клиент, Сказал и спрятался под шкаф

Это нормально, потому что мотивации что-то писать у клиента нет: надо сидеть и что-то придумывать. Надо ее вызвать. Для этого надо помочь клиенту не думать. Вот варианты:

  • Самый вин-вин: сказать клиенту, что с ним было приятно работать и оставить положительный отзыв на него. Это может быть страница его компании в фейсбуке или эндорс профиля в линкедине. Отдай и получи взамен. Клиент в долгу перед вами, а это поможет ему собраться и уделить вам время.
  • Самый четкий: назначить интервью и составить отзыв вместе с ним. Выигрывают все: вы задаете нужные вам вопросы, а клиент без лишних раздумий на них отвечает. Останется только опубликовать.
  • Самый хитрый: предложить бонус за написанный отзыв. Это тоже нормальная практика, компании дают скидки или полезные ништяки когда о них публикуют хорошее ревью. Если это всех стимулирует и все в выигрыше, то почему нет!
  • Самый элегантный: чтобы не тратить свое время, придумайте удобный интерфейс с уже заготовленными вопросами. Это может быть опросная форма (кстати крутая идея для стартапа: сделать сервис-конструктор для таких опросников) или пошаговый визард. Вот, например, так в агентстве Looi собирают фидбэк от клиентов:

Резюмируя: клиенту лень, и это нормально. Помогите ему, и поучаствуйте в составление отзыва. Предложите что-то взамен: взаимность, время или бонус

Отзыв еще должен быть правильным

Вот ты такой умудрился получить от клиента отзыв. Открываешь профиль, а там пять звездочек и подпись "Good Job". Ну такое.

Good Job!

Клиент, Изи!

Хороший отзыв работает на вас.

Он должен быть публичным

Если отзыв не подкреплен социальным профилем, то он автоматически считается фейком. Я таких могу сотню написать, и глазом не моргну. Это очевидная штука, но я не могу ее не упомянуть. Выберите публичную площадку, где будете хранить отзывы, и где будет очевидно, что за ними стоят реальные люди. В крайнем случае давайте ссылку на соц. профиль человека, который его оставил (например, вы дублируете отзыв с апворка на личном сайте).

Он обращается к другим клиентам

Клиенты могут перепутать понятия "ревью" и "фидбэк", и часто пишут в отзыв послание лично вам. Это хорошо для улучшения качества своей работы и коммуникации, но никак не отражает опыт для других клиентов. На курсе я просил ребят оставить два отзыва: мне, чтобы знать как улучшить программу, и другим, чтобы те знали что их ждет. Помните: публичные отзывы нужны не вам, а потенциальным новым клиентам. Подумайте, что было бы хорошо им рассказать? О каком опыте и каких ваших качествах должны они знать?

Резюмируя: отзыв нужен не вам, а тем, кто будет с вами работать. Чем грамотнее он составлен, тем проще вам взять новый заказ

Иногда отзывы бывают негативными. Что делать?

Признаюсь, я ни разу не получал негативных отзывов. Но если бы такое произошло, то следовал бы примерно такому плану:

Диалог

Очевидно, надо узнать первопричину недовольства клиента. И нет способа лучше, чем спросить его об этом. Без претензии и с искреннем желанием решить его проблему. Опустив понятие гордыни и стараясь добиться результата. Выразите сожаление, что ваша работа не оказалась надлежащего качества, спросите, как можно было бы решить ситуацию.

Просьба

Вот без шуток, бывают ситуации, когда гадости пишутся на эмоциях. Клиент наступил на лего, пролил на себя кофе и поругался с женой, а вывозить приходится бедному фрилансеру. Все люди. Подержите паузу, поговорите с клиентом, расскажите как негативный отзыв повлияет на вашу карьеру, и попросите удалить. Вдруг согласится.

Возврат и решение проблемы

Лучше потерять деньги, чем репутацию. Здесь простое правило: клиент должен остаться счастливым. Даже если вы пойдете на жертвы. Неприятно возвращать полную стоимость, это да. Но если объективно вы накосячили (именно вы, я опускаю случай, когда клиент просто хочет получить свою работу бесплатно и идет на шантаж), то лучше признать ошибку, вернуть деньги и предложить того исполнителя, кто справится с задачей лучше вас. Карма будет спасена

Эмпатия — лучший вариант разрешить ситуацию. Только не делайте всех виноватыми

И напоследок

Все вышенаписанное не отменяет одного: ваша работа должна быть сделана хорошо. Когда вы делаете хорошо, не возникает ни одной преграды, чтобы оставить вам благодарность. Ключевое — проект. И он должен выполняться круто. Аминь.

TL;DR


— Отзывы являются важнейшей валютой в капитале фрилансера. Больше отзывов — больше крутых клиентов вы привлечете.

— Клиенту лень писать вам строчки, и это нормально. Упростите ему задачу и составьте список вопросов, на который интересно и без раздумий можно ответить

— Отзыв пишется не исполнителю, а новым потенциальным клиентам

— В случае спорных ситуаций включайте эмпатию и разговаривайте с клиентом. Если совсем беда — верните деньги, репутация дороже.

0
5 комментариев
Александр Карапетров

Здарова, Никитос)) Ты не написал по поводу наводящих вопросов клиенту для конструктивного отзыва. Если не сложно, напиши здесь в комментах.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Степук
Автор

Йо! Отзыв адресуется другим клиентам, поэтому будет круто дать ему структуру кейса:
- с какой задачей пришли?
- почему в тот момент решили работать со мной?
- что было предложено в качестве решения?
- что происходило в процессе?
- что получилось в результате?
- какое общее впечатление осталось от сделанной работы?

Это структура, список вопросов будет зависеть уже от ниши и самого фрилансера)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev

Где макет?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Popov

Пост о том «как получить хороший отзыв» получил -1. Браво

Ответить
Развернуть ветку
Никита Тимофеев

И поэтому я теперь не очень хочу его читать)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда